Валиева Регина
Конспект экскурсии «Памятник Салавату Юлаеву»
▼ Скачать + Заказать документы
Вид экскурсии: транспортная
Состав экскурсантов: воспитанники подготовительной к школе группы
Протяженность: 10 км.
Продолжительность: 2 час
Программное содержание
Образовательные задачи:
• расширять представления детей о родном городе, о его достопримечательностях, культуре и традициях
• познакомить детей дошкольного возраста с национальным героем - Салаватом Юлаевым; дать представления о его истории жизни.
• продолжать знакомить детей с многообразием культурных традиций народов Башкортостана;
Публикация «Конспект экскурсии „Памятник Салавату Юлаеву“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Экскурсии детей к памятникам войны
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Развивающие задачи:
• Формирование у детей интереса и любви к своему городу.
• Оздоровление детей в процессе пешеходной экскурсии.
• развивать интерес к малой Родине, продолжать обогащать словарь детей словами этикета.
• учить детей уважать культуру башкирского народа;
• формировать у детей познавательный интерес к прошлой истории;
• воспитывать патриотические чувства, гордость.
Воспитательные задачи:
• приобщать к общепринятым нормам поведения в обществе и правилам взаимоотношения со сверстниками и взрослыми.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое Развитие, Социально-коммуникативное развитие, Художественно-эстетическое развитие
Словарная работа: народный герой, памятник, Салават Юлаев., «Конгресс холл», стихотворение Максюда Сюндескле
Снаряжение и оборудование: фотографии, иллюстрации, открытки.
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций, беседы, чтение художественной литературы, наблюдения, чтение и заучивание стихотворений, организация просмотра фильмов. Составление маршрута экскурсии; подбор материала, текста экскурсии.
Ход экскурсии:
Начинается в группе, где детям сообщают цель, задачи экскурсии, напоминают правила поведения на дороге и на месте.
По ходу следования к целевому объекту экскурсии знакомить детей с названиями улиц, обращать внимание на объекты, которые встречаются на их пути.
Основная часть (Познавательная часть экскурсии).
Воспитатель читает стихотворение Максюда Сюндескле «Уфа».
Живу я городе Уфе,
Люблю я город мой родной,
Его воздвигли на горе,
Над Белой – быстрою рекой.
Воспитатель: О каком городе идет речь в этом стихотворении? (Уфа).
Воспитатель: А что за город Уфа? (Столица Башкортостана).
Воспитатель: Ребята, сколько вам лет? А сколько лет вашей маме? А папе? А бабушке? Дедушке? (У всех людей разный возраст).
Воспитатель: Как вы думаете есть ли возраст у городов? Или у всех один возраст? Сколько лет Уфе? (Нашему городу 400 с лишним лет. Это значит, что наш город старый).
Воспитатель: А как называют жителей Уфы? (Уфимцы, горожане).
Воспитатель: А вы гости нашей столицы!
Воспитатель: Ребята, сегодня у нас состоится экскурсия по городу Уфе, мы познакомимся с архитектурными памятниками, улицами, посетим культурные места отдыха Уфимцев.
Воспитатель: Прежде чем отправиться на экскурсию, давайте вспомним, как нужно вести себя в автобусе, на улице?
Воспитатель: А сейчас мы подъезжаем к памятнику – монумент Дружбы Народов, 460 лет присоединения башкирского и русского народа. (Рассматривание памятника).
Воспитатель: Останавливаемся, любуемся рекой Белой – ходят теплоходы в Москву, Астрахань, прогулочные катера. Чтение стихотворения Салавата Юлаева «Река Белая».
Берега реки Белой прекрасны,
Вода в реке Белой очень вкусная,
По всей Белой поля широкие,
Богатые, сочные, плодородные.
Воспитатель: Ребята, вот мы с вами подъезжаем «Конгресс холл», является политической и культурной ареной Республики Башкортостан. Там проводятся мероприятия различного формата — от торжественных свадебных регистраций и банкетов, шоу и концертов и до международных конференций и форумов.
Архитектура «Конгресс-холла» выполнена с использованием колористических прототипов башкирской культуры. Остеклённый фасад с башкирским орнаментом, а само здание в виде капли, смотрящий на реку Белую. Ландшафтная планировка окружающей территории, входит в комплекс «Конгресс холла». Это площади, которые спускаются к набережной, еще — естественный природный амфитеатр с многоуровневой пешеходной зоной.
Парк «Ватан», там во время проведения саммитов ШОС и БРИКС в июле 2015 года, располагался комплекс «Этнодеревня» с юртами, в них была отражена самобытность республики. Как продолжение комплекса возле здания «Конгресс холла», на площади Салавата Юлаева, расположен один из самых больших в Уфе, фонтанный комплекс. Две чаши — цветки курая, соединенные речкой с тремя переливами.
Воспитатель: Следующая остановка – памятник Салавату Юлаеву.
Воспитатель: Есть в истории Башкортостана человек, имя которого знает и стар и млад. Он народный герой, певец родного края. Ребята, о ком пойдет речь?
Послушайте стихотворение.
Охотился Салават в темных лесах.
Не страшась, бродил он у вершин гор.
С малых лет батыр был готовым
Всем врагам народа дать отпор.
Салават батыр – сын народа.
Беспредельно любил он свой народ.
Народ его провожал в походы,
И встречал из походов народ.
Воспитатель: О каком герое идет речь в стихотворении? (Салават Юлаев).
Воспитанники: о Салавате Юлаеве
Воспитатель: Предлагаю вам всем отправиться на экскурсию, связанную с нашим героем.
Воспитатель: А что вы знаете о Салавате?
Воспитатель: Ребята, у каждого народа есть свои герои, в честь которых называют улицы, города. Вот и Салават — национальный герой башкирского народа. Салават был из богатой семьи, но несмотря на это, он всегда переживал за простой народ и видел, как тяжело живется башкирам. Салават был поэтом и в своих стихах рассказывал о тяжелой жизни башкир, призываю простой народ бороться против баев-богачей. Салават был храбрым, свободолюбивым, сильным, лихим наездником, активным участником крестьянской войны. Он стоял во главе борющегося башкирского народа, и он не предал свой народ, даже когда попал в плен, ничего не рассказал врагам, и умер в тюрьме. Но народ, за который он отдал свою жизнь, не забыл своего героя. Про него написаны рассказы, стихи и песни, его именем назван один из городов.
Воспитатель: И вот мы подошли к памятнику Салавата Юлаева, где он скачет на своем коне куда-то вдаль. Этот памятник специально поставили на высоком берегу реки Белой, чтобы его хорошо было видно при въезде в город. Сюда приезжают уфимцы, гости столицы, чтобы полюбоваться на красоту и простор, который виден с горы и возложить цветы к памятнику героя.
Воспитатель: Кто может сказать, кто изображен?
Воспитанники: Салават Юлаев
Воспитатель: Ребята, когда был установлен памятник в Уфе?
Воспитатель: Кто автор памятника?
Воспитатель: Памятник Салавата Юлаева в Уфе - уникальная скульптура. Он самый большой и тяжёлый в Европе. Вес памятника - 40 тонн, а в высоту он достигает 9,8 метра. Кроме того, скульптура очень динамична. Такое ощущение, что конь чуть осел на задние ноги перед тем, как пуститься вскачь. А его седок, подняв руку с нагайкой, призывает последовать за собой башкирский народ.
Очень натурально и рельефно выполнена фигура коня: ею можно любоваться, как просто изображением красивого и сильного животного в движении. Очень мужественным батыром выглядит Салават Юлаев.
Памятник в Уфе находится в очень живописном месте. Набережная реки Белой, самая высокая точка города. Памятник возвышается на утёсе и хорошо виден всем въезжающим в город с южной стороны. Это зрелище завораживает и выглядит очень символично.
Памятник был установлен в 1967 году и открыт для посещений 17 ноября. С тех пор это самое популярное культурное место в городе.
Воспитатель: Именем Салавата Юлаева названы районы, город, улицы, культурно – просветительские учреждения. Ребята, а какие вы знаете достопримечательности улицы, город, названные в честь Салавата Юлаева?
Воспитанники:
*город Салават в Башкортостане
*Салаватский район в Башкортостане
*хоккейный клуб «Салавата Юлаев»
*улица и проспект в Уфе
*улица в Челябинске
*улица в Кургане
*улица в Казани
Воспитатель: А сейчас мы с вами поиграем в игру «Юрта».
Воспитатель: Что интересного мы увидели?
Что нового мы узнали?
Итоговая беседа, где дети вместе с воспитателем обобщают увиденное и
услышанное, выделяют самое важное. Затем дети отвечают на вопросы по
содержанию увиденного.
Воспитатель: Вам понравилась наша экскурсия?
Воспитатель: Салават Юлаев (Уфа, памятник. Это самый популярный место и среди посещающих город туристов. Также к памятнику приезжают новобрачные, чтобы возложить цветы. Есть и такая традиция: выпускники школ приходят к памятнику встречать рассвет. Площадь возле памятника украшена клумбами с цветами, декоративными кустарниками и фонтанами. Поэтому в выходные дни и в будние вечера площадь вокруг памятника превращается в зону отдыха. Там много гуляющих семей и влюблённых, а бывает, там даже делают барбекю, празднуя какой-либо праздник. Около памятника постоянно фотографируются, и не только туристы, а все, кто хоть раз там был. Эти символы неразделимы: Башкортостан, Салават Юлаев, Уфа.
На следующий день:
составление коллективного рассказа из личного опыта о посещении памятника Салавату Юлаеву.
В последующие дни:
*рисование на тему «Памятник Салавату Юлаеву»
*составление альбома рисунков «Салават Юлаев»
*составление фотоальбома «экскурсия к памятнику Салавата Юлаева»
*организация совместных с родителями экскурсий в музеи города и др.