Ольга Подузова
Конспект экскурсии-открытия (в подготовительной группе) «Пищевые цепочки в лесу»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Пищевые цепочки в лесу
Цель: Формирование представлений детей о взаимосвязях, существующих в природе, о пищевых цепочках
Задачи:
Образовательные:
Расширять знания детей о взаимосвязи растений и животных, их пищевой зависимости друг от друга.
Формировать умения составлять пищевые цепочки, обосновывать их.
Развивающие:
Публикация «Конспект экскурсии-открытия (в подготовительной группе) „Пищевые цепочки в лесу“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
Развивать речь детей, отвечая на вопросы воспитателя; обогащать словарь новыми словами: взаимосвязь в природе, звено, цепочка, пищевая цепочка. Стимулировать познавательный интерес воспитанников.
Воспитательные:
Способствовать воспитанию интереса к природе, любознательности.
Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: Чтение произведений Е. Чарушина о животных. Рассматривание альбома «Животные нашего леса», просмотр презентаций о лесе, растениях в лесу и его обитателях.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие» «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Материалы и оборудование: ноутбук, картинки животных и насекомых, (клевер, мышь, сова, трава, заяц, волк) карточки растений и животных (листик, гусеница, птица, колоски, мышь, лиса) Д/ и: «Пищевые цепочки», персонаж - пастух Федор Иванович, записи музыки мр3.
Ход экскурсии:
1. Организационный момент:
(Дети сидят на стульчиках около мини – музея «Экосистема «Лес»»)
Воспитатель: Ребята, сегодня очередная экскурсия в нашем мини- музее и сегодня я вам расскажу о….
(Стук в дверь входит пастух)
Пастух: Здравствуйте ребята! Можно к вам!
Дети : Здравствуйте!
Воспитатель: Здравствуйте, а вы кто? Проходите пожалуйста, присаживайтесь.
Пастух: Зовут меня Федор Иванович, приехал к вам в гости, рассказать свою грустную историю, которая, произошла у нас в деревне. Живу я возле леса. У меня есть стадо коров, которое я пасу на лугу возле деревни и леса. Коровы наши питались клевером и давали много молока. На краю леса, в дупле старого большого дерева жила сова, которая днем спала, а ночью летала на охоту и громко ухала. Крик совы мешал мне спать, и я её прогнал. Сова обиделась и улетела. И вдруг через некоторое время коровы стали худеть и, давать, очень мало молока, так как стало мало клевера, зато появилось много мышей. Я не могу понять, почему так произошло. Помогите мне разобраться, как можно все вернуть назад?
Воспитатель: Ребята, это огромная проблема для Федора Ивановича вернуть всё назад.
Давайте поможем Ф. И. разобраться, почему так произошло?
А вы Ф. И. послушайте внимательно
2. Основная часть:
Воспитатель: Теперь разберёмся, почему произошло так, что коровы стали давать мало молока?
Дети: Стало мало клевера.
(Воспитатель выкладывает на столе картинку клевера.)
Воспитатель: Почему стало мало клевера?
Дети: Погрызли мыши.
(Воспитатель выкладывает картинку мыши.)
Воспитатель: Почему развелось много мышей?
Дети: Потому, что совы питаются мышами, а она улетела.
Воспитатель: Ребята, у нас с вами получилась цепочка : клевер — мышь — сова.
Воспитатель: Вы знаете, какие ещё бывают цепочки?
(Воспитатель показывает украшение цепочку, дверную цепочку, картинку с изображением собаки на цепи.)
Воспитатель: Что такое цепочка? Из чего она состоит?
(Ответы детей)
Воспитатель: Из звеньев.
Воспитатель: Если одно звено цепи сломается, что случится с цепочкой?
Дети: Цепочка порвется, разрушится.
Воспитатель: Правильно. Посмотрим на цепочку : клевер — мышь — сова. Такая цепочка называется пищевой. Почему, как вы думаете? Клевер является пищей для мыши, мышь является пищей для совы. Поэтому цепочка называется пищевой. Клевер, мышь, сова — звенья этой цепочки. Я вас познакомить с пищевой цепочкой.
Воспитатель:
В природе живет много насекомых, зверей и птиц, давайте подумаем, какие пищевые цепочки еще можно составить?
Воспитатель: Посмотрите на картинку и скажите: чем питаться белка?
Правильно. А заяц? Верно. На картинке у белки и зайца вы заметили круг зеленого цвета, он означает, что эти животные едят, только растительную пищу, поэтому их называют травоядными или растительными. Каких травоядных животных вы знаете?
Дети: Лось, улитка, олень, кабан, мыши, гусеница
Воспитатель: Посмотрите на картинку, скажите, чем может питаться волк? Правильно. А лиса? Верно. На картинке у волка и лисы вы заметили круг красного цвета, он означает, что эти животные едят, только мелких зверей, насекомых и птиц, поэтому их называют хищниками. Каких хищных животных леса вы знаете?
Дети: Рысь, куница, орлан, ласка, сова, филин, …
Воспитатель: Посмотрите на картинку, чем питаться медведь? Правильно. А ежик? Верно. На карточке у медведя и ежика вы заметили круг синего цвета, он означает, что эти животные едят не только мелких зверей насекомых и птиц, но и растительную пищу, поэтому их называют всеядными животными. Каких всеядных животных леса вы знаете?
(Ответы детей) (барсук)
Подумайте, а можно ли из пищевой цепочки убрать звено?
Дети: Нет, цепочка разрушится.
Воспитатель: Уберем из цепочки сову, что произойдет?
Дети: Разведется много мышей.
Воспитатель: Если разведется много мышей, что станет с клевером?
Дети: Погрызут мыши.
Воспитатель: Так почему, коровы стали давать мало молока?
Дети: Стало мало клевера.
Воспитатель: Какую ошибку совершили Федор Иванович?
Дети: Он разрушил пищевую цепочку.
Воспитатель: Правильно. Какой вывод сделаем?
Оказывается в природе все растения и животные взаимосвязаны. Растения и животные
друг без друга не проживут.
Воспитатель: Ну что, Ф. И. понятно, что ты сделал –
Пастух: Ох, ох, я разрушил пишевую цепочку.
Воспитатель: Что нужно сделать Ф. И, чтобы коровы давали много молока?
Дети: вернуть сову на место.
Пастух: Как же, мне её вернуть?
Дети: Мы тебе поможем, мы знаем интересную физминутку, пройдём с нами.
3. Физминутка: «Сова»
Наступила в лесу тишина,
Заблестела в небе луна
Ежик свернулся клубком.
Зайчик уснул под кустом.
Только сове не спится,
В небе ночном кружится:
Ищет своих друзей, бывает грустно и ей.
Покричала, полетела,
Пошумела.
И на ветку дуба старого
Она тихонько села.
Воспитатель: А сейчас, мы поиграем в дидактическую игру: «Кто кого ест?» потренируем Федора Ивановича в составлении пищевых цепочек. Мы разделимся на две группы и попробуем из данных карточек составить пищевые цепочки.
(Дети делятся на группы, подходят к столам. На столах карточки растений и животных разложены в тарелочки бумажные, на каждого ребенка индивидуально.)
Рассмотрите внимательно картинки. Подумайте, можно ли из них сложить пищевые цепочки?
Дети выкладывают, потом объясняют: (Может лось прожить без травы, кто охотится на лося)
Воспитатель: Вот мы и помогли Федору Ивановичу и всем жителям деревни, вернуть всё назад. Восстановили пищевую цепочку.
Пастух:
Спасибо ребятки, я все понял, побегу звать сову. До свидания.
4. Рефлексия:
Воспитатель:
О чем вы узнали сегодня на экскурсии?
Нужно ли разрушать пищевую цепочку?
Ребята на следующей экскурсии мы с вами с вами поиграем в игру «Пищевые цепочки» с которой не успели познакомимся. А картинки мы оставим в мини- музее, они будут нашими новыми экспонатами и помощниками в составлении пищевых цепочек.