Дейко Елена
Конспект экскурсии «Осень золотая в гости к нам пришла» с детьми с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект экскурсии «Осень золотая в гости к нам пришла» с детьми с ОВЗ.
Воспитатель: Дейко Е. П.
Цель: формирование экологической культуры у детей дошкольного возраста.
Задачи:
- обобщить и систематизировать знания детей об осени, её приметах;
- закреплять знания детей о деревьях и умение узнавать их по листьям;
Публикация «Конспект экскурсии „Осень золотая в гости к нам пришла“ с детьми с ОВЗ» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Осень. Конспекты занятий на осеннюю тему
- Осень. Материалы для воспитателей
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Экскурсии в детском саду. Конспекты экскурсий для дошкольников, фотоотчеты
- Темочки
- развивать речь детей, внимание, мышление, воображение, память;
- воспитывать эстетическое, бережное отношение к природе, любовь к родному краю, способствовать получению основных эмоций.
Предварительная работа: беседа об осени, её признаках, разучивание стихов, рассматривание картины «Осень золотая», рассматривание иллюстраций, цветных фотографий с изображениями осеннего леса, листопада, чтение рассказов, знакомство с деревьями на территории детского сада, наблюдение за работой дворника по уборке листьев.
Ход экскурсии.
Перед выходом на экскурсию поговорить о том, какая сегодня погода.
Воспитатель: Сегодня и вправду хорошая погода: светит солнце, дует лёгкий ветерок, а мы сегодня отправимся на экскурсию и посмотрим, какими стали деревья и кусты осенью
Выйдя на улицу обратить внимание детей на красоту разноцветной листвы, отметить яркость её расцветки и разнообразие красок.
Чтение стихотворения «Осенний клад» И. Пивоварова
Падают с ветки желтые монетки…
Под ногами целый клад!
Это осень золотая
Дарит листья не считая.
Золотые дарит листья
Вам, и нам,
И всем подряд.
Воспитатель: О каком времени года говорится в стихотворении? Какое сейчас время года? Назовите по порядку осенние месяцы.
- Ребята, мы уже с вами знакомы с приметами ранней осени. А сейчас наступила самая необыкновенная и загадочная пора осени – золотая, все вокруг изменилось.
Дети вспоминают, какая погода была ранней осенью, как выглядели растения. Отмечают изменения, которые произошли с растениями (многие отцвели, дали семена, засохли, потеряли листву, погибли и т. д.).
Воспитатель: Что вы можете сказать о кустарниках и деревьях? (ответы детей)
А какие деревья вы знаете? (ответы). Послушайте загадку:
Стоит Алёнка – платок зелёный.
Тонкий стан белый сарафан.
(Берёза.)
Воспитатель: Как нам узнать березу среди других деревьев? Какого цвета ствол у березы? (Белый с черными пятнами). Какие части березы вы еще знаете? (Ствол, ветви, корень). Зачем корень дереву? Какого цвета листья березы осенью? (Желтые). Какого цвета они были летом? (Зеленые). Посмотрите, какое красивое дерево! Оно высокое, стройное. У него тонкий белый ствол, с черными полосками. Через эти полоски дерево дышит. Гибкие тонкие веточки. Ветер любит прилетать к березке и играть с ее веточками. Веточки гнутся до самой земли, а потом опять выпрямляются. Посмотрите, какие красивые золотые листочки появились на березке. Они словно золотые монетки падают на темную землю. Быть зиме суровой, если в середине октября на березе еще есть листья. Когда лист с березы опадает чисто, год будет урожайным. Живет берёза более 100 лет. Она очень любит свет и простор.
Воспитатель: Вот ещё одна загадка:
Вот колючка-недотрога!
Лучше ты ее не трогай.
Ой, остры иголки
У зеленой (елки).
Воспитатель: На что ель похожа?
Дети: На пирамидку, треугольник.
Воспитатель: Чем покрыты ветви? (иголками). Какие они по размеру, цвету, форме?
Дети: Они короткие, острые, колются, темно-зеленого цвета.
Воспитатель: Иголки у ели покрыты плотной кожицей, густо и крепко сидят на ветках, торчат в разные стороны, не опадают, если до них дотронуться. В конце осени деревья остаются без листьев, а ель остается зеленой, потому что иголки опадают не сразу, а постепенно. Какие плоды растут на елки?
Дети: Шишки.
Воспитатель предлагает понюхать, как пахнет хвоя.
Воспитатель: А сейчас мы пойдём к другому дереву. Листья у него крупные и узорные. На что они похожи?
Дети: На ладошки, на салфеточки, на звёздочки.
Воспитатель: Кто знает, как называется это дерево? (Клён)
А какого цвета кленовые листья? (Зелёные, жёлтые, красные)
А вы знаете, почему они становятся такими? Осенью солнце греет слабо, становится всё холоднее и листья постепенно меняют свою окраску: желтеют и краснеют. Рассматривают ствол, ветви, листья и семена клена.
Воспитатель подходит к осине и просит подойти детей.
А теперь подойдите тихонечко ко мне и послушайте. Что вы слышите? Дети: Ветер шумит, листья шуршат, шумит листва.
Воспитатель: Это шелестят листья осины на ветру. А почему они так дрожат?
Дети: Им холодно на ветру, жалко, что кончилось лето, боятся упасть вниз.
Воспитатель: Ствол серовато – зеленый, высотой 25-30 м. Жесткие округлые листья приходят в движение при малейшем ветерке. Неустойчивое положение листьев объясняется тем, что их длинные черешки сплюснуты и посередине заметно тоньше.
Воспитатель предлагает рассмотреть дерево.
Следующая загадка.
В красном платьице девица
Вышла с осенью проститься,
Осень проводила
Платье снять забыла.
Дети: Это рябина.
Воспитатель: Рябина очень красивое дерево, посмотрите на его крону. Красивы и ее листья, причем в разное время года. Сейчас они зеленые, скоро будут желтыми, багряными. Красива рябина и весной, когда она одевается в белый наряд. Дерево усыпано яркими тугими гроздьями ягод. Всю зиму оно служит естественной кормушкой для птиц оставшихся на время холодов в родных местах. Птицы едят только плоды рябины, а вот животные, кроме плодов, едят и листья, и почки, и молодые побеги рябины. Очень уж много в них витаминов. Ягоды нашли разнообразное применение в кулинарии. Из рябины делают варенье, джемы, кисели и другие сладости. Заготавливают рябину для домашнего скота и птиц. Ягоды содержат огромное количество витаминов и микроэлементов. Кроме того рябина является хорошим медоносом.
Игра «Угадай» (угадать на ощупь, какой плод от дерева положили в ладошки).
Поисковые задания.
1. Выберите самое красивое дерево.
2. Найдите самое красное (желтое) дерево.
3. Найдите лист, который упал сегодня, давно. Расскажите, чем они отличаются?
Воспитатель: На улице растут не только деревья, но и кустарники. Чем кустарники отличаются от деревьев. (Ответы детей.)
А сейчас ребята закройте глаза и послушайте, как шелестят листочки на деревьях. Как вы думаете, почему они шелестят? (Ответы детей). Это ветер играет с листьями: срывает их с деревьев и кружит в воздухе. Как называется это явление природы?
Дети: Листопад.
Воспитатель: Листопад – это когда деревья сбрасывают листву, готовятся к зимним холодам. Листочки укроют землю сплошным ковром и защитят корни деревьев от морозов.
Листья жёлтые танцуют,
С веток падают, летят.
Эту сказку золотую
Называют «листопад».
А вы заметили, что на улице стало тихо? Почему птицы не поют? И где они сейчас?
Дети: Птицам стало холодно, они улетают в тёплые страны.
Воспитатель: Осенью воздух становится холоднее, не слышно птичьих голосов, умолкли их песни. Многие птицы улетают в тёплые края, потому что солнце чаще прячется за холодные дождевые тучи, дует холодный ветер, исчезли комары и мошки. Птицам стало трудно добывать себе корм. Когда будет снова тепло, наступит весна, птицы опять вернутся и будут радовать нас своим щебетом.
Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, с какими деревьями мы с вами познакомились?
Дети: Рябиной, осиной, березой, елью.
Воспитатель: Какие признаки осени вы запомнили? (ответы детей)
Что вам показалось наиболее интересным?
Воспитатель предлагает детям побегать по опавшим листьям, собрать букет осенних листьев. Проводит игру «Такой листок беги ко мне!»
А теперь мы должны возвращаться в детский сад!
После экскурсии дети рисуют на тему осеннего парка, печатают листьями, выполняют аппликацию «Узор из осенних листьев». Проводится игра «С какого дерева листок», оформит группу букетом из осенних листьев.