Ксения Савкина
Конспект экологической викторины «Что? Где? Когда? «Сохраним природу вместе» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Экологическая викторина в старшей группе Что? Где? Когда? «Сохраним природу вместе»
Воспитатель: Аралина Ксения Александровна
Виды детской деятельности:
коммуникативная, познавательно – исследовательская, восприятие художественной литературы, музыкально – художественная, двигательная.
Публикация «Конспект экологической викторины „Что? Где? Когда? „Сохраним природу вместе“ в старшей группе» размещена в разделах
- Викторины по теме известной телепередачи «Что? Где? Когда?»
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Цели деятельности педагога: 1. уточнять и закреплять представления детей об объектах природы, взаимосвязях живой и неживой природы, о необходимости защищать природу.
2. развивать наблюдательность, любознательность, воспитывать любовь к природе.
3. Доставить детям радость и удовольствие от игр развивающей и соревновательной направленности. Поддерживать интерес к интеллектуальной деятельности, желание играть, проявляя настойчивость, целеустремлённость, взаимопомощь.
Предшествующая работа:
Беседы о лесе и его обитателях, об охране и бережном отношении к природе; рассматривание иллюстраций природоведческого характера; дидактические и развивающие игры; чтение художественной литературы.
Материалы и оборудование. Конверты с заданиями, волчок со стрелкой, карточки с изображением,презентация, иллюстрации предупреждающих знаков, жетоны за каждый правильный ответ, эмблемы для 3х – команд.
Условия игры: в игре принимают участие 3 команды. У каждой из них есть группа поддержки (зрители, если участники затрудняются выполнить задание, то они могут 1 раз попросить помощь у зрителей. На обдумывание каждого вопроса дается 30 секунд. За каждый правильный ответ команде выдаются жетоны, количество которых равно заявленной номинальной стоимости вопроса (баллов). По окончании игры подсчитывается количество жетонов. Выигрывает та команда, у которой жетонов больше.
Викторина состояла из 5 различных конкурсов. За право назвать себя лучшими экологами боролись три команды – «Друзья природы», «Юные экологи», «Следопыты». Вопросы и задания к конкурсам были подобраны и отправлены сказочными героями – друзьями Природы- Эколятами. Это старший желудь Шалун, веселая и общительная Елочка, самая старшая из героев Умничка и младший братец желудя - Тихоня. Каждый конкурс представлял один из них.
1. Вначале викторины Шалун предложил в качестве разминки ребятам по картинкам слайдов рассказать, что относится к живой или неживой природе и растолковать смысл пословиц о пользе леса для человека.
2 конкурс от веселой Елочки состоял в том, что нужно было отгадать голоса птиц по аудиозаписи и как подтверждение или же отрицание ответа команд на экране появлялась фотография данного представителя.
3 После небольшого отдыха в виде подвижной игры «Земля, вода, огонь, воздух» и игры со зрителями «Кто как кричит» команды продолжили игру. Был внесен черный ящик.
В этом чёрном сундучке
Прячется загадка.
Вы загадку отгадайте,
Что там прячется, узнайте.
Самой старшей из героев Умничкой были приготовлены хитрые и сложные задания: отгадать, что спрятано в нем по описанию. Если команда не знала ответа, то право на него передавалось другой команде. Так, в ходе размышлений, ребята пришли к выводу, что в ящике находились каждый раз плоды или семена растений, которые нужны людям и животным. С переменным успехом, но команды получили одинаковое количество баллов.
Затем ребята посмотрели видеоролик о Красной книге, исполнили гимн экологов.
И как же без конкурса капитанов! Им были приготовлены хитрые вопросы от Елочки. Ей было предложено найти среди знаков экологические и объяснить, что они обозначают. И как оказалось, эти вопросы не вызвали никаких затруднений у капитанов команд!
После подведения итогов викторины, оказалось, что у всех команд одинаковое количество баллов. Как говорят в таких случаях: победила дружба!
Проводя различные мероприятия на экологическую тему, привлекая детей к тесному общению с природой, к познанию мира растений и животных, мы способствуем активному развитию у детей таких качеств, как доброта, терпение, трудолюбие и милосердие. Эти черты, заложенные в дошкольном возрасте, прочно войдут в характер человека, станут его основной. Тогда можно быть спокойным за природу и молодое поколение.
Ход игры.
Здравствуйте, дети. Здравствуйте, все, кто сегодня с нами на нашем празднике.
Эту истину знаю от роду
И ее никогда не таю :
Кто не любит родную природу,
Тот не любит Отчизну свою.
- А вы, дорогие друзья, любите свою землю?
Но землю мало любить, надо знать ее секреты, тайны, надо уметь жить с ней в дружбе и согласии. Сегодня здесь и сейчас состоится посвящение в Юные Защитники природы, - в Эколята!
А вы знакомы с Эколятами? А кого из эколят вы знаете?
(на экране появляются изображения героев)
Подружиться с Природой, понять и полюбить её помогут нам весёлые сказочные герои. Они родились в лесу, знают про него всё или почти всё. У них много друзей, приятелей и просто знакомых. Конечно, как и все дети, они иногда любят пошалить.
Давайте познакомимся с ними поближе. Итак, самый озорной Шалун. Любит веселые игры, и всё время стремится узнать что-то новое и неизвестное.
У Шалуна есть младший брат Тихоня. Он и вправду довольно тихий и скромный, даже скорее стеснительный. Тихоня очень любит цветы.
Из всех малышей Умница самая старшая, она много знает и рассказывает своим друзьям интересные истории, потому что любит читать.
У малышей-желудей есть подруга – веселая и общительна Елочка.
Все вместе наши герои берегут и охраняют лес, заботятся о его обитателях. (Показать героев на картинках)
Презентация
(Дети перечисляют Шалун, Умница, Тихоня, Елочка)
Вед. но прежде чем вас посвятить в Эколята, вы должны доказать, что достойны звания – Дошколенка – Эколенка! А для этого надо пройти испытания и трудности. Если вы готовы к игре и приключениям и не боитесь, то мы отправляемся в лес.
Давайте повторим наш девиз
«Мы эколята- дружные ребята
Что бы было лучше жить
Нужно с экологией дружить!»
Заставка звучит «Что наша жизнь – игра»
Я рада вас приветствовать на игре «Что? Где? Когда?»
Я хочу представить вам символ игры - это Сова. Сова — это мудрость. В древние времена она считалась священной птицей и ассоциировалась с разумом, тайной знания. Основная ее сила — в умении передавать мудрость от предков к потомкам, видеть спрятанное во тьме.
Вы знаете, что в эту игру играют самые умные, эрудированные люди. Надеюсь, вы в сегодняшней игре покажете все свои знания и умения.
(вынести мольберты с эмблемами команд)
Сегодня в нашей игре принимают участие 3 команды «Друзья природы», «Юные экологи», «Следопыты».
Занимайте места за своими столами.
А сейчас я вам представлю еще одну команду – команду справедливого и объективного жюри, которой придётся сегодня принимать непростые, очень важные решения (представление жюри). (В центре стоит красный стол на котором стоит волчок и конверты с вопросами, кроме того открытки с указанием пауз. (музыкальных, физкультурных).
Итак, условия игры. У нас три команды. На столах колокольчики. Команда обсуждает варианты ответов. Когда ответ готов – подайте звуковой сигнал. Ответы должны быть полными. Капитан объявляет имя игрока, который будет отвечать на вопрос. (если ответ неверный, то на этот вопрос может ответить болельщики этой команды и принести им балл.)
. гонг
(Капитан крутит волчок, звучит заставка)
Разыгрывается 1 раунд и свой вопрос вам задает эколенок Шалун. Внимание на экран. Он просит помочь найти:
картинки, на которых изображены все объекты живой природы. - 1 команде
картинки, на которых изображены все объекты не живой природы- 2 команде.
картинки, на которых изображены объекты не природы- 3 команде.
Молодцы! А сейчас объясните пословицы
- Возле леса жить - голодному не быть. - 1 команде
- Матушка земля – кормилица твоя. - 2 команде
- Что летом родится, зимой пригодится. -3 команде
слово- жюри
. гонг, звучит заставка
2 раунд Музыкальный ключ--- Вам предлагается прослушать аудиозаписи, назвать что за природные звуки вы слышали и определить фотография данного представителя.
- пение соловья;
- воробьи чирикают;
- голос ушастой совы.
слово- жюри
гонг Мы славно потрудились, предлагаю немного отдохнуть.
Подвижная игра «Земля, вода, огонь, воздух». Играющие становятся в круг, в середине - ведущий. Сюжет повторяется 3-4 раза.
Мы идём во лесок, будь внимателен дружок. (Ходьба).
Впереди – ручеёк, перейти - вот мосток. (Ходьба на носочках).
Мы попрыгаем немножко по извилистой дорожке. (Прыжки).
Как услышим в небе гром – спрячемся мы под кустом. (Приседания).
Будем медленно идти – дождь настигнет нас в пути. (Лёгкий бег).
Мы пришли с тобой, дружок, во дремучий во лесок. (Ходьба).
Отдохнули? Энергией зарядились? (ответы детей). Прошу всех занять свои места, следуем дальше.
Игра со зрителями «Кто как кричит»
Я сейчас назову животное или птицу, а вы скажите, как они кричат.
1. Комар – пищит 2. Утка – крякает 3. Филин – ухает
4. Журавль – курлычет 5. Ворона – каркает
7. Медведь – ревет 8. Конь – ржет 9. Овца – блеет
10. Пчела – жужжит 11. Сверчок – стрекочет 12. Голубь – воркует. 13. Свинья – хрюкает.
Ведущий; Молодцы!
А сейчас команды знатоков продолжат эту игру гонг
3 раунд – Черный ящик
«Чёрный ящик» - в студию.
В этом чёрном сундучке
Прячется загадка.
Вы загадку отгадайте,
Что там прячется, узнайте.
1-я команда
- То, что спрятано внутри, могут быть овальные, большие, маленькие. Появляются в конце лета, начале осени на травах, кустарниках, деревьях. Их разносит ветер или сеет человек. Из них вырастают новые растения. Правильно, это семена и плоды. Открывают «Черный ящик». Рассматривают семена подсолнечника, гороха, ноготков, крылатки клёна, плоды шиповника и др. Покажите и назовите какие это плоды и семена. За правильное объяснение жюри может начислить дополнительный балл.
2- я команда
Цветы этого дерева похожи на свечки. Его плоды созревают в колючей скорлупе. Скорлупа раскрывается - значит, плод созрел. Про плод можно сказать что он коричневый, гладкий. Что в чёрном ящике? (Каштан)
3 команда
Это удивительное дерево, у которого нет листьев. Плоды этого дерева можно сравнить с крупным грецким орехом. Вначале они зелёные, потом –коричневые. Внутри находятся орешки, которые очень любят белки и ежи. Что в чёрном ящике?
(Шишка кедровая. Дерево- кедр)
слово- жюри
гонг
Ведущий- Можем ли мы жить без природы, без птиц, деревьев, бабочек и стрекоз, лесов и лугов?
- Чем больше становятся наши города, чем выше дома, тем чаще нам хочется уехать подальше за город в наш настоящий общий дом - на природу.
Природа величава и богата, но в тоже время хрупка и ранима. Все любят природу, но, к сожалению, не все ее берегут. Человек наносит природе большие и малые раны. А сейчас посмотрим видео о красоте нашей природы и об обратной ее стороне. (просмотр видео)
-Какие раны человек наносит природе?
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни.
ЧТО ЖЕ ДЕЛАТЬ? (ОТВЕТЫ ДЕТЕЙ) И вот ученые решили создать Красную Книгу. Мы с вами уже с ней знакомились. Что такое Красная книга?
- Правильно, Красная Книга - это перечень редких и исчезающих видов растений, животных и грибов. Красная Книга рассказывает о месте обитания этих видов, об их численности и о причинах её сокращения
- Почему выбран именно красный цвет? (красный цвет, как сигнал светофора, цвет опасности! Он предупреждает нас, людей, что этих растений и животных осталось мало на Земле, и их надо спасать).
Презентация «красная книга»
4 раунд – гонг
(Капитан крутит волчок, звучит заставка)
вопрос от Елочки
Знаете ли вы эти знаки? Найдите экологические знаки и расскажите, что они обозначают.
Каждая команда находит по 1 знаку и объясняет, что он означает.
Воспитатель:
Мы любим лес в любое время года,
Мы слышим ручейка медлительную речь.
Все это называется природа,
Давайте же, всегда ее беречь!
В лучах ромашки солнечного света,
Такие, что светлей, на свете нет.
Природой называется все это,
Дружить с ней будем много лет.
Наша игра окончена. Вы все большие молодцы справились со всеми заданиями. Ура! Пока жюри подводит итоги, наши игроки исполнят гимн экологов.
Подведение итогов, награждение команд, посвящение в эколята.
4. Заключение содержит итоговую информацию о проведенном мероприятии (педагогический анализ реализованной деятельности, проблемы, возникшие при подготовке и реализации мероприятия, предложения по их предотвращению, перечень допущенных ошибок и пути их разрешения, перспективы развития идеи).