Светлана Пархоменко
Конспект экологической викторины для детей старшего дошкольного возраста «Добро пожаловать в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект экологической викторины
детей старшего дошкольного возраста на тему :
«Добро пожаловать в лес!»
Цель: Формирование экологической культуры детей, совершенствование нравственно-ценностного отношения старших дошкольников к природе.
Задачи:
Обучающие:
Темочки:
- Викторины. Сценарии викторин и интеллектуальных игр
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Экологические викторины. Знатоки природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2018
Закреплять представления старших дошкольников о лесе и его обитателях
Развивающие:
Развивать познавательный интерес, любознательность, мышление, память, речь детей.
Воспитывающие:
Воспитывать любовь к природе, понимание необходимости сохранения ее целостности, чувство коллективизма.
Здоровьесберегающие:
Создать положительные эмоции у дошкольников, формировать правильную осанку, основы безопасного поведения в лесу.
Ожидаемый результат: дети имеют представление о лесе и его обитателях, знают правила поведения в лесу, понимают необходимость сохранения ее целостности, умеют действовать сообща.
Словарная работа: пернатые, съедобные и несъедобные ягоды и грибы, правила, дерево, лист, плод.
Оборудование: круги зеленого и красного цвета, презентация с изображением животных, птиц, деревьев, ягод, проектор, ноутбук, дидактическая игра "С какого дерева листок", «Дидактическая игра «Путешествие ласточки», аудиозапись "Звуки леса", фишки (грибочки, плетеная корзинка с сюрпризом. Цель: Формирование экологической культуры детей, совершенствование нравственно-ценностного отношения старших дошкольников к природе.
Ход НОД:
Воспитатель:
Здравствуй, Небо!- Руки поднять вверх.
Здравствуй, Солнце!- Руками над головой описать большой круг.
Здравствуй, Земля! - Плавно опустить руки на ковер.
Здравствуй, планета Земля! - Руками описать большой круг перед головой.
Здравствуй, наша большая семья!-
Все ребята берутся за руки и поднимают их вверх.
Весенний теплый ветерок принес в детский сад кленовый листок. На нем написано, что Старик-Лесовик приглашает вас в лес на увлекательную викторину. Закройте глаза.
Звучит мелодия «Звуки леса». Картинка цветочной поляны.
Воспитатель: Открываем глаза. Мы с вами оказались в лесу на цветочной полянке. Правда, здесь очень красиво. Посмотрите, какие красивые величественные деревья, а какое разнообразие цветов… Ах, как здесь хорошо!
Входит Старичок –Лесовичок : «Здравствуйте, ребята! Узнали, кто я? Правильно, я хозяин леса – Старичок – Лесовичок. Я очень рад видеть вас у себя в гостях, на этой чудесной цветочной полянке. Ребята, как вы думаете лес - наш друг? Правильно, а еще лес по-настоящему живой организм. И для жизни ему необходимо солнце, дарящее ему тепло и свет, почва и вода, а еще чистый воздух, покой и тишина. Чтобы сохранить лес, нужно знать определенные правила. А вы их знаете? Помните?»
Старичок – Лесовичок садится за дерево.
Воспитатель: Давайте вспомним правила поведения в лесу и проведем викторину «Добро пожаловать в лес!». Но прежде нам нужно разделиться на две команды. Первая команда – «Зайчата». Вторая команда –«Бельчата». За каждый правильный ответ команды получают фишки – грибочки. Победит та команда, которая наберет больше очков! Команды, занимайте свои места! Готовы?
Первое задание
Игра «Экологический светофор»
Ведущий перечисляет, что можно и что нельзя делать в лесу. Дети соглашаются, поднимая зеленый кружок или отрицают ответ, поднимая красный кружок.
- Можно ломать ветки.
- Оставлять после себя мусор.
- Разорять гнезда и муравейники.
- Сидеть на траве.
- Собирать полезные ягоды.
- Разжигать костры.
- Отдыхать на пне.
Воспитатель: Правильно.
Второе задание
«Зеленые обитатели леса – деревья»
-Как называется плод дуба? (желудь)
-На каком дереве растут шишки? (ель, сосна)
-У какого дерева вместо листьев иголки? (ель, сосна)
-Какое дерево остается зеленым зимой? (ель, сосна)
-У какого дерева ствол белый с черными пятнышками? (береза)
-У какого дерева есть сережки? (береза)
- Сбрасывает ли дуб листья на зиму? (нет)
Воспитатель: Молодцы! Сегодня утром дул такой сильный ветер, что перемешал все листья и плоды. Вам необходимо подобрать деревьям их листья и плоды.
Третье задание
Игра «Что с какого дерева?»
Вам необходимо подобрать деревьям их листья и плоды. Подходите к столам Готовы? Начали!
Игровые карточки соединяются в цепочки по три шутки. На первой карточке изображено целое дерево, на средней и маленькой показаны части растений: листья, плоды, семена, цветы, шишки, иголки (ель – иголки – шишки, дуб – лист – желудь).
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо справились с заданием. Давайте посмотрим, что лежит под деревом? Запомните и соблюдайте правило: «Не ломайте ветки деревьев и молодые побеги! Берегите лес!»
Четвертое задание
«Наши пернатые друзья»
-Кого мы называем пернатыми? (птиц)
-Каких птиц вы знаете? (ответы детей)
-Какие птицы зимуют в наших краях? (ворона, воробей, сорока, дятел)
- Какая птица подбрасывает своих птенцов в чужие гнезда? (картинка кукушки)
- Какая птица весь день стучит по дереву? (картинка дятла)
- Какая птица селится на крышах домов и по преданию приносит счастье в дом? (картинка аиста)
-У какой птицы очень длинная шея и ноги? (картинка журавля)
-Какая птица охотится ночью? (картинка совы)
Воспитатель показывает картинку ласточки и спрашивает: «Что это за птица к нам прилетела? Ласточка перелетная или зимующая птица»? Давайте поиграем в игру «Путешествие ласточки». На плакате нарисованы цветы с заданиями – знаками. Дети по очереди сажают ласточку на разные цветы и выполняют задания. Игровые упражнения: большой – маленький, один – много, мой –моя – мое – мои, сосчитай до пяти и обратно (один олень, раздели слово на слоги, назови ласково, подбери признак предмета, родственные слова, составь предложение, назови звуки по – порядку.
Воспитатель: А сейчас мы немножко отдохнем и поиграем в подвижную игру «Совушка».
С помощью считалки определяется водящий. Обозначается дупло совы. В дупле помещается водящий Совушка. Остальные дети изображают птиц, бабочек, жуков, разлетаются по поляне. На слова воспитателя: «Ночь наступает, все засыпают» - дети замирают в тех позах, в которых их застала ночь. Совушка в это время тихо вылетает на охоту – ходит медленно размахивая руками и забирает мотыльков и жучков, которые пошевелились. Отводит их в свое дупло. Совушка ловит до тех пор, пока воспитатель скажет «День наступает – все оживает». Тогда она возвращается к дуплу, а мотыльки и жучки снова начинают летать. Игра повторяется два – три раза. К концу игры воспитатель незаметно подкладывает в дупло небольшой свитои говорит: «Что это? Давайте прочитаем! Запомните правило поведения в лесу: «Не разоряйте птичьи гнезда, не уничтожайте насекомых!».
Пятое задание
«Грибы и ягоды»
Воспитатель: Послушайте пословицу: «Возле леса жить – голодному не быть!» Так чем же в лесу модно полакомиться? (грибами, ягодами
Следующая часть нашей викторины будет о грибах и ягодах.
Вопросы команде «Зайчата»
- Какие съедобные ягоды вы знаете?
-Какие вы знаете несъедобные грибы?
-Какие ягоды растут на колючем кустарнике? (ежевика)
-Какую ягоду используют, чтобы вылечиться от простуды? (малину)
-Какая ягода сильно пачкает руки и лицо, когда ее ешь (черника)
-Грибы, которые растут под березой, называются… (подберезовики)
- Самый красивый ядовитый гриб называется (мухомор)
Вопросы команде «Бельчата» :
-Какие вы знаете съедобные грибы?
- Какие вы знаете несъедобные ягоды?
- Какая ягода получила название от слова «земля»? (земляника)
- Какая ягода растет на болоте и имеет кислый вкус? (клюква)
- Грибы рыжего цвета называются… (рыжики)
- Грибы, которые растут под осиной, называются (подосиновики)
- Какой гриб считается королем грибов? (белый гриб)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Еще один свиток. Запомните правило: «Нельзя сбивать грибы ногой или палкой, вы можете повредить их грибницу. Нельзя ломать кустарники, вы лишите корма лесных птиц и зверей». Показывает картинки.
Шестое задание
«Лесные жители»
Воспитатель: Давайте проверим, что вы знаете о лесных жителях.
Команды отвечают на вопросы по очереди.
- Как заяц готовится к зиме? (меняет окрас)
-Где живет белка? (на дереве, в дупле)
-У какого дикого животного есть рога и копыта? (олень, лось)
-Какое лесное животное питается желудями? (кабан)
-Какое животное зимой впадает в спячку, как и медведь? (еж)
-Как зимуют змеи? (сворачиваются в большой клубок)
-Что означает выражение «лиса мышкует»? (ловит мышей)
-Какое животное живет под землей и роет там ходы? (крот)
Воспитатель: Молодцы ребята, все знаете про лесных животных. Еще один свиток. Запомните правило: «Не шумите в лесу, вы можете напугать лесных зверей».
Последнее задание нашей викторины называется «Четвертый лишний»
Каждой команде предлагается из ряда картинок убрать лишнюю и объяснить свое решение.
Воспитатель: Запомните правила: «Нельзя загрязнять лес. Нельзя жечь костры. Это дом для зверей и птиц!»
Ребята, какие вы сегодня были молодцы. Давайте вспомним правила поведения в лесу, о которых мы сегодня говорили. Настало время подвести итоги. Со счетом?/? победила команда….А теперь сложите свои грибочки обратно в корзину, нам пора возвращаться обратно в детский сад. Закройте глаза… Звучит музыка «Звуки леса».Открывайте. Ой, смотрите…Из корзинки пропали грибы и появились…смотрите сами… книги о лесе и о лесных жителях. Наверное, это подарок вам от Старичка -Лесовичка.