Елена Янова
Конспект экологического проекта «Мы-жители планеты» в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект
«Мы – жители планеты»
для среней группы «Почемучки»
Автор проекта : воспитатель Янова Елена Михайловна
2017 год
Паспорт проекта
Название проекта : «Мы - жители планеты».
Вид проекта : краткосрочный.
Тип проекта : информационно-творческий.
Продолжительность проекта : с 25 сентября по 13 октября 2017 года.
Публикация «Конспект экологического проекта „Мы-жители планеты“ в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Космос. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Средняя группа
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2017
Участники проекта : воспитатель, дети средней группы.
Интеграция образовательных областей: Познавательное развитие, Речевое развитие, Социально-коммуникативное развитие, Физическое развитие, Художественно-эстетическое развитие.
Актуальность проекта : В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Цель Проекта : Содействовать созданию условий для формирования у дошкольников устойчивых знаний экологического содержания.
Задачи проекта :
• Подвести к понятию, что взрослые и дети, это тоже часть природы; к осознанному пониманию ценности природы;
• Развивать эмоциональную отзывчивость;
• Развивать коммуникативные навыки;
• Воспитание правильного поведения в природе, бережного отношения к живому;
• Вовлекать детей в элементарную природоохранную деятельность.
Этапы разработки проекта :
• Подбор и изучение методической, научно-популярной литературы
по теме Проекта.
• Подбор художественной литературы, иллюстративного,
дидактического материала.
• Подбор материала по изобразительной
деятельности.
• Определение форм деятельности для реализации проекта.
• Разработка конспектов занятий.
• Составление плана мероприятий для реализации проекта по
основным направлениям деятельности.
Основные формы деятельности для реализации проекта :
• чтение художественной литературы,
• беседы;
• рассматривание иллюстраций, картин;
• экологические, подвижные, дидактические.
• экскурсии по экологической тропе;
• викторина «Природа вокруг нас»;
• работа в художественной студии;
• организация выставок рисунков;
• тематические занятия.
Ожидаемые результаты
• проявление интереса к животным и растениям, их особенностям, простейшим взаимосвязям в природе;
• проявление у детей эмоциональной отзывчивости на красоту объектов природы;
• у детей будут сформированы элементарные экологические знания и культура поведения в природе;
• дети научатся экспериментировать, анализировать и делать выводы;
• отражение красоты природы в рисунках, выполненных в разной технике;
• проявление желания бережно относиться к природе.
Выполнение проекта
1. Беседы «Что такое природа?», «Растения вокруг нас. Деревья и кустарники», «Беседа о бережном отношении к природе».
2. Чтение авторской сказки «Чудесное спасение»
3. Экскурсия по экологической тропе детского сада.
4. Дидактические игры «Как зовут тебя, деревце?», «Птицы нашего края»
5. Экологические викторина «Природа вокруг нас».
6. Трудовая деятельность «Уборка участка».
7. Подвижная игра: «Раз, два, три - беги» (к березе, к ели, к кустарнику и т. д)
8. Деятельность на занятиях художественного творчества (Рисование «Деревья нашего края» в нетрадиционной технике, рисование грибов в нетрадиционной технике).
Подведение итогов
1. Викторина «Природа вокруг нас»
2. Выставка детских рисунков
Представляют продукт деятельности
Результативность проекта :
• Дети стали бережно и заботливо относится к природе;
• Освоили правила поведения в природном окружении;
• Проявляют активное отношение к объектам природы;
• Самостоятельно ухаживают за растениями уголка природы, ответственно относятся к труду.
• Владеют трудовыми навыками, достигая качественных показателей.
Авторская сказка «Чудесное спасение»
Автор: Дворецкая Татьяна Николаевна
Описание: Авторская сказка воспитывает уважительное отношение к природе, вызывает желания у детей сохранить окружающую среду.
Цель: воспитание социально-активной личности, способной понимать и любить окружающий мир, природу и бережно относится к ним.
Задачи:
1. Формировать чувства эмоциональной близости с природой, умение видеть красоту природы
2. Воспитывать осознанно-бережного отношения к объектам природы
3. Формировать основы экологической культуры
4. Привлекать к участию в посильных действиях по сохранению природы и улучшению ее состояния
Толи сказка толи ложь – почитаешь и поймешь!
Случилась эта удивительная история однажды летом. Дети приехали отдыхать к своей любимой бабушке в деревню «Чудиново». Деревня была старая, и жителей в ней было немного и те одни старики.
Внуков у бабушки Алевтины было двое, девочка Катя и мальчик Юра. Летом детский сад не работал и поэтому брат с сестрой каждое лето жили у бабушки.
Целый день они играли во дворе рядом с домом. Катя играла в куклы. А Юра строил из песка песочные города и замки, а так же дороги для игрушечных машин.
Рядом с деревней был пролесок, в котором росли большие и красивые деревья. Дети любили смотреть на деревья, им нравилось наблюдать, как легкий летний ветерок играет с зеленой листвой.
Но однажды на рассвете детей разбудил, какой, то резкий звук и гул грузовых машин.
- Бабушка что это? - встревожено, спросил Юра. Но бабушка, ничего не ответила внуку. Она, молча, стояла у окна, утирая слёзы рукой. Дети встали с кровати, и подошли к бабушке. За окном они увидели, как большие машины подъехали к пролеску, в котором росли красивые деревья. Возле машин собрались люди, они, что-то обсуждали.
Катя спросила: Бабушка, почему ты плачешь?
- Как же мне не плакать? – ответила бабушка. Когда я была маленькая такая, как и вы сейчас, мои родители решили посадить молодые саженцы деревьев. Я помогала папе выкапывать ямки, маме поливать молодые росточки, чтобы они успешно прижились на новом месте. Деревья, говорили мне родители, самые верные наши друзья. Когда деревья вырастут, они будут защищать нас от сильных ветров, а в жаркий летний зной, деревья подарят нам прохладу. А осенью мы сможем собирать грибы, которые любят расти возле молодых берез и сосен.
Шло время, наши деревья росли, набирались сил и радовали глаз всех жителей деревни. Мой отец мастерил скворечники и развешивал их на деревья.
Вот уже нет в живых моих родителей, да и я уже давно не девочка, а деревья все растут и каждый день встречают людей, помахивая своими веточками. Эти деревья мне стали родные. Да вот беда пришла, откуда не ждали, решили наши деревья срубить – грустно сказала бабушка Алевтина.
Бабушка не плачь, мы тебе поможем – сказала Катя. Дети выбежали на улицу и поспешили к пролеску. Там в середине людской толпы стоял высокий человек, который объяснял людям, что бы они расходились по домам, что решение уже принято и эти деревья пойдут на переработку.
Катя и Юра подошли к высокому мужчине и сказали:
- Пожалуйста, не вырубайте эти деревья, их нельзя срубать эти деревья сажала наша бабушка.
Высокий человек улыбнулся и сказал: - Понимаете ли, дети, у меня договор и я его уже подписал, теперь я должен сдать деревоперерабатывающему комбинату 3 тонны древесины, из которой будет произведена бумажная продукция. А это, между прочим, ваши будущие тетради и учебники.
После этого люди обмотали лентой все деревья в пролеске и уехали.
Подошли дети к самому большому дереву и обняли его руками. Вдруг девочка почувствовала, как на голову ей падают капли. Сначала Катя подумала, что начинается дождь, но небо было такое голубое, чистое без единой тучки.
- Что это за капли? – спросила Катя у брата и протянула ему мокрую ладонь. Юра посмотрел наверх на развесистые ветви. Мне кажется, это Березкины слёзы – ответил тихо мальчик.
В эту самую минуту утреннюю тишину нарушил еле слышный голос.
- Спасите нас добрые дети! Не дайте нам погибнуть.
- Кто это говорит? – удивился Юра.
Голос говорил тихо еле слышно, но дети слышали каждое слово, которое было обращено к ним. Хоть деревья и не умеют говорить, но в деревне «Чудиново» 1 раз в 100 лет случаются настоящие чудеса. Нас посадили добрые люди, и мы верой и правдой служили им долгие годы. Теперь злые люди нас хотят погубить. В ваших силах уберечь нас от беды.
- Но, что мы можем сделать? – промолвила Катя.
Голос продолжал свой рассказ. Мало кто знает, чтобы уберечь деревья от вырубки нужно собрать старую ненужную бумагу, журналы и газеты. И когда её будет большое количество, её необходимо отвезти на переработку. Это благородное дело называется – сбором макулатуры.
- Так просто! – обрадовались дети. Конечно, мы сможем собрать старую бумагу.
Дети вернулись домой, и рассказали бабушке о том, что они хотят спасти деревья от вырубки. А для этого им нужно собрать как можно больше макулатуры. Катя и Юра попросили у бабушки старые газеты и журналы. Тогда бабушка вынесла детям 4 упаковки старых газет, аккуратно перевязанных веревкой.
Дети попросили у бабушки садовую телегу. Потом они отправились по деревне собирать старую бумагу. Жители так обрадовались, что каждый из них может принести пользу природе и стали активно приносить детям уже не нужную в хозяйстве бумагу.
Узнав о сборе макулатуры, даже соседние деревни приняли участие в спасении деревьев. Некоторые люди привозили бумагу на машине.
Через 3 дня макулатуры скопилась так много, что она еле умещалась в бабушкином сарае.
И вот пришёл день вырубки. Дети первыми услышали гул машин. Они взяли с собой бабушку, и подошли к высокому человеку, который раздавал команды бригаде рабочих с пилами в руках.
- Здравствуйте! Мы пришли спасти эти деревья от верной гибели – сказал Юра.
- Дело в том, что мы узнали, что для того чтобы получить бумагу, совсем не обязательно вырубать деревья, можно просто собрать очень много старой бумаги и отвезти её на переработку. Жители нашей деревни, а так же наши добрые соседи собрали макулатуру, которую мы хотим вам подарить – громко добавила Катя.
Дети взяли за руки высокого мужчину и отвели его в свой сарай, который был битком забит ненужной бумагой.
Когда высокий человек увидел, сколько макулатуры, за такой короткий срок собрали дети, он искренне удивился и сказал: - Вы такие молодцы! Вы настоящие помощники природы! Я даю Вам слово, мы не станем вырубать ваши деревья.
Высокий человек дал приказ своим рабочим подогнать машины к сараю бабушки Алевтины. Потом ещё 5 часов счастливые жители помогали загружать машины макулатурой. Когда грузовики были полностью загружены они уехали.
Жители деревни стали благодарить Катю и Юру за их добрые сердца и за хорошую смекалку. Дети радовались и смеялись так громко, так звонко, что даже бабушка Алевтина почувствовала себя маленькой девочкой.
- Спасибо! Большое спасибо! – услышали дети голос, который доносился из пролеска, где вот уже более 100 лет росли красивые и высокие деревья!
Толи сказка – толи быль. Бери бумагу неси в утиль.
Можешь дерево спасти. Природе пользу принести.
Обсуждение с детьми прочитанной сказки и решение проблемы «Как сохранить природу».
- С какой целью приехали грузовые автомобили?
-Почему заплакала бабушка?
-Как дети помогли природе?
Итоговая викторина о природе «Природа вокруг нас!»
Цель: обобщение знаний детей о растительном и животном мире, воспитании любви к родной природе.
Задачи:
Образовательные: систематизировать знания детей по экологии;
формировать целостное представление о живой и неживой природе; обучать дошкольников способам познания окружающего мира.
Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, животному и растительному миру; воспитать гуманное, эмоционально-положительное, бережное, заботливое отношение к миру природы и окружающему миру в целом, развивать чувство любви к объектам природы;
закрепить умение работать в команде.
Развивающие: развивать познавательный интерес к миру природы;
развивать умение сравнивать, воспитывать в детях умение логически
мыслить, правильно формируя выводы.
Речевые: развивать связную речь и активный словарь.
Демонстрационный материал: картинки с изображением животных, деревьев, медали, песочные часы.
Методические приё мы: игровая ситуация, рассматривание иллюстраций, подведение итогов.
Ход:
Воспитатель: Дорогие ребята, приглашаю вас на викторину о природе «Здесь знает каждый, ты и я,
Природу обижать нельзя!»
Богат, прекрасен и бесконечно разнообразен удивительный мир природы нашего родного поселка Латная. Где бы вы ни были: в лесу, на лугу, на берегу пруда – повсюду вас окружают загадки и таинства природы. Сегодня мы попытаемся открыть несколько страничек этого мира, проведем с вами викторину «Природа вокруг нас». В викторине примут участие две команды.
Первая команда – «Почемучки», вторая команда – «Солнышко», болельщики.
Дорогие участники сегодня вы должны показать свои знания, навыки и умения, вас ждут сложные конкурсы и интересные вопросы, но вы же у нас умники и умницы, и мы верим, что вы справитесь.
Итак, готовы? Тогда начнём!
1 Конкурс «Разминка» :
Вопросы для команды «Почемучки» :
• Каким словом называют птиц, которые улетают в теплые края?
(перелетные).
• Когда листва с деревьев опадает? (осенью).
• Как назвать детеныша лошади? (жеребенок).
• Сколько ног у паука? (восемь)
• Какая птица лечит деревья? (дятел).
• У какого дерева белый ствол? (у березы).
• Какое растение помогает вылечить рану? (подорожник).
• Назовите детенышей курицы (цыплята).
Вопросы для команды «Солнышко» :
• На каком дереве растут желуди? (на дубе).
• Ворона, скворец, воробей, ласточка – кто это? (птицы).
• Как назвать детеныша коровы? (теленок.)
• У какого зверя рыжая шубка? (у белки, лисы.)
• Сколько ног у жука? (шесть).
• У какой птицы красная грудка? (у снегиря).
• Кабан - дикое или домашнее животное? (дикое).
• Когда земляника поспевает? (летом).
2 конкурс «Кто лишний?»
На доске картинки с изображениями для первой команды: берёза, ива, дуб, тополь, клён и сосна. А для второй команды: кабан, лиса, волк, заяц, медведь и собака. Дети должны выбрать лишнюю картинку и объяснить.
Наши команды- Mолодцы!
Игра для болельщиков «Я начну, а ты продолжи» :
- У дуба желуди, а у сосны (шишки).
- Береза кудрявая, а сосна (колючая).
- У рябины листочки, а у сосны (иголки).
- Осенью береза стоит золотая, а сосна (зеленая).
- Осина зимой стоит без листьев, а сосна (в иголках).
- На яблоне растут яблоки, а на дубе… (желуди).
Итак, объявляю следующий конкурс: «Загадки о природе».
Какая из команд ответит первая, получает бал.
1: Припрятала орешки
И сушит сыроежки-
Зимой в её дупле. Что хочешь на столе. (белка).
2: Хвост пушистый,
Мех золотистый.
В лесу живет,
В деревне кур крадет. (лиса).
3: Кто зимой холодной,
Ходит злой, голодный (волк).
4: Носит на макушке-
Длинные ушки,
Шубку на зиму меняет,
Кто зверька такого знает (заяц).
5: Эта хищница болтлива,
Воровата, суетлива,
Стрекотунья- белобока,
А зовут её (сорока).
6: Я по дереву стучу,
Червячка добыть хочу,
Хоть и скрылся под корой,
Всё равно ты будешь мой. (дятел).
7: Всю ночь летает,
Мышей добывает,
А станет светло-
Спать летит в дупло. (сова).
8: Я на ёлке на суку
Счё т веду: «Ку-ку, ку-ку».(кукушка).
Вот наша викторина подошла к концу, и мы подводим итоги нашей экологической викторины. (Награждение медалями.
Победила дружба).
Вот так в дружбе должны жить все люди Земли, в дружбе с растениями, животными, которые тоже живут на нашей планете.
А в завершение нашей викторины давайте споём песенку «Улыбка» автор Пляцковский М., композитор Шаинский В.