Наталья Додонова
Конспект выступления на родительском собрании «Возрастные особенности психического развития детей 4–5 лет»
▼ Скачать + Заказать документы
Добрый вечер, уважаемые родители!
Сегодня мы с вами поговорим о психологических особенностях детей 4-5 лет и о том, что важно развивать в детях данного возраста и на что стоит обратить особое внимание в их воспитании.
Возраст 4-5 лет — это период относительного спокойствия, который проходит без резких скачков или кризисов. Вместе с тем, темпы развития ребенка не снижаются. Происходят качественные изменения во всех сферах его жизни.
Публикация «Конспект выступления на родительском собрании „Возрастные особенности психического развития детей 4–5 лет“» размещена в разделах
- Возрастные особенности детей
- Возрастные особенности детей 4-5 лет
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Работа психолога. Конспекты занятий
- Развитие ребенка. Консультации для родителей
- Родительские собрания в детском саду
- Средняя группа
- Темочки
Физическое развитие
В данный возрастной период совершенствуются следующие физические возможности малышей:
- повышается выносливость;
- улучшается координация;
- движения становятся более точными и уверенными;
- улучшаются показатели скорости и ловкости.
При этом дети среднего дошкольного возраста очень активны, у них отмечается постоянная потребность в движении. В случае неудовлетворения этой потребности, ограничения активной двигательной деятельности дети быстро перевозбуждаются, становятся непослушными, капризными.
Совет №1
Предоставляйте ребенку возможности для активной подвижной деятельности. Не допускайте его переутомления (бледный вид, отдышка, потеря координации). Своевременно изменяйте нагрузку и вид деятельности. Не разрешайте выполнять силовые упражнения.
Психическое развитие
В возрасте 4-5 лет многие психические процессы у ребенка становятся более произвольными и осознанными (это значит, что ребенок уже может поставить перед собой цель, например, запомнить стихотворение).
Мышление среднего дошкольника переходит на новый уровень — становится образным, ребенок уже может решать задачи не только в процессе практических действий с предметами, но и в уме, опираясь на свои образные представления о предметах. Дети могут находить сходство и различие между предметами по различным признакам, группировать их по существенным признакам, исключать лишнее, обобщать.
Совет №2
Предлагайте ребенку для игры геометрические фигурки, пазлы, мозаику, конструкторы Лего и других производителей.
В среднем дошкольном возрасте увеличивается объем памяти. Дети могут запоминать около 5-7 названий предметов. Появляется произвольное запоминание (могут заучивать небольшие стишки наизусть). В процессе освоения речи и слушания художественных литературных произведений у детей развивается образная и словесная память.
Совет №3
Читайте детям сказки. Просите их пересказывать услышанное.
К 5 годам внимание становится всё более устойчивым (ребенок может заниматься интересной деятельностью в течение 15-20 минут) - если ребнок пошл за мячом, то уже не будет отвлекаться на другие интересные предметы. Важным показателем развития внимания является то, что к 5 годам в деятельности ребнка появляется действие по правилу. Именно в этом возрасте дети начинают активно играть в игры с правилами: настольные (лото, детское домино) и подвижные (прятки, салочки).
Совет № 4
Привлекайте внимание детей к детальному изучению различных предметов, нахождению сходств и отличий.
Активно развивается воображение. Ребенок много фантазирует, придумывает вымышленных друзей, создает вокруг себя сказочный мир. Он мечтает о собственных сверхвозможностях, большом признании его заслуг. Благодаря развитому воображению ребенок может понять то, что он сам не видел, но о чем ему подробно и понятно расскажут. Вследствие бурной фантазии у него могут появиться страхи.
Совет №5
Не оставляйте детские страхи без внимания. Обсуждайте с ребенком то, что его пугает. Поищите информацию, как можно избавиться от страхов и в случае необходимости обращайтесь к специалистам.
На четвертом-пятом году жизни ребенок не просто активно овладевает речью - он творчески осваивает язык, он, по существу, занимается словотворчеством (К. Чуковский).
На данном этапе совершенствуется звукопроизношение, дети овладевают грамматическим строем языка: понимают и правильно используют предлоги, учатся строить сложные предложения и т. д. Развивается связная речь (ребенок становится способен пересказать небольшой художественный текст, составить рассказ по картинке или се-рии картинок).
Совет №6
Если у ребенка остаются проблемы со звукопроизношением, не оставляйте эту проблему без внимания — обратитесь к логопеду.
Игра
Игра становится все более сложной: она уже сюжетно-ролевая (сюжет, роли, игровые действия). По ходу игры ребенок может менять роль, появляется возможность установления ролевых взаимодействий (ролевой диалог). В игре ребенок отражает предметные действия взрослых, направленные на других людей, обозначая эти действия ролью (я - доктор, я - мама, я –продавец).
В этом возрасте у детей появляются представления о том, как положено себя вести девочкам, и как – мальчикам («Я мальчик, я ношу брючки, а не платьица, у меня короткая причёска», о половой принадлежности людей разного возраста (мальчик - сын, внук, брат, отец, мужчина; девочка - дочь, внучка, сестра, мать, женщина). К 5 годам дети имеют представления об особенностях наиболее распространённых мужских и женских профессий, о видах отдыха, специфике поведения в общении с другими людьми, об отдельных женских и мужских качествах, умеют распознавать и оценивать эмоциональные состояния и поступки взрослых людей разного пола.
Общение со взрослыми и сверстниками
Ребенок расценивает родителей как неисчерпаемый и авторитетный источник новых сведений, поэтому задает им множество разнообразных вопросов «Почему?», «Зачем?», «Для чего?». Поэтому возраст 4-5 лет называют «возрастом почемучек».
Какие вопросы могут задавать дети:
- Почему светит солнце?
- Где заканчивается Земля?
- Почему дует ветер?
- Почему надо ходить в детский сад?
Совет № 7
Не отмахивайтесь от вопросов ребенка, поддержите ребенка на данном этапе. Даже если вы затрудняетесь с ответом на вопрос, обратитесь к различным источникам. Этим вы покажете ребенку, что человек не может все знать, но главное – это желание и стремление познавать окружающий мир.
Именно в этот период дошкольники испытывают особенную потребность в поощрении и обижаются на замечания и на то, если их старания остаются незамеченными.
Совет №8
Почаще хвалите ребенка, обнимайте. Говорите, что гордитесь им, довольны его поведением или поступком.
В среднем дошкольном возрасте первостепенную важность приобретают контакты со сверстниками. Наблюдается повышенная потребность в признании и уважении со стороны ровесников. Появляются первые друзья, с которыми ребенок общается охотнее всего. В группе детей начинают возникать конкуренция и первые лидеры. Начинают складываться предпочтения по половому признаку: девочки играют с девочками, мальчики с мальчиками.