Спиридонова Римма
Конспект воспитательского часа «Космическое путешествие» для детей младшего школьного возраста с ОВЗ
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект воспитательского часа «Космическое путешествие» для детей младшего школьного возраста
воспитателя группы девочек с ОВЗ Спиридоновой Р. С.
Цели:
Формирование уважительного отношения к труду и профессии космонавта и развитие важных трудовых качеств (саморегуляция, самоконтроль, внимание) в процессе игры.
Задачи:
Образовательные:
Публикация «Конспект воспитательского часа „Космическое путешествие“ для детей младшего школьного возраста с ОВЗ» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Конспекты занятий
- ОВЗ. Конспекты занятий, НОД
- Работа с Особыми детьми. Дети с особыми возможностями здоровья (ОВЗ)
- Темочки
1. Способствовать накоплению знаний детей о космосе, познакомить с планетами Солнечной системы.
2. Пополнять и активизировать словарный запас.
Развивающие:
1. Развивать внимание, воображение, память детей.
2. Развивать познавательную активность.
3. Закреплять умение действовать в соответствии с инструкцией.
4. Развивать межполушарные связи и улучшать работоспособность.
5. Развивать произвольность и самоконтроль.
6. Дать возможность почувствовать свое тело, снять мышечное напряжение.
Воспитательные :
1. Создавать позитивный настрой, ситуацию успеха.
Оборудование: Презентация; Футбольный мяч и горошина; листы голубого цвета и цветные карандаши; мягкие модули; образец ракеты, иллюстрации.
Ход занятия:
Девочки, давайте поздороваемся, улыбнёмся друг другу. Что 12 апреля отмечать вся наша страна?
Ответы детей.
12 апреля мы отмечаем - День Космонавтики. В моем детстве все мальчики и девочки мечтали стать космонавтами.
А вы бы хотели полететь в космос? А куда именно?
Ответы детей.
Итак, мы сегодня совершим космическое путешествие. Слайд 1.
Воспитатель : Мы полетим поодиночке или командой?
Чтобы стать одной единой дружной командой, нам нужно поздороваться по-особенному! А здороваться друг другом мы будем так: рука –плечо- спина –колено. Запомнили? Юля, повтори, пожалуйста.
Дети выходят на ковер, здороваются.
Воспитатель : А сейчас мы обнимемся и скажем наше «правило – секрет» : «Я все сумею, все смогу!» Как вы думаете, мы уже готовы для полета в космос?
Любому делу нужно учиться.
Профессия космонавта очень трудная и опасная, перед полетом в космос они проходят длительную и серьёзную подготовку. Они месяцами и годами оттачивают свои умения и навыки, тренируют свой ум и силу.
Для того чтобы нам легче думалось, мы сделаем гимнастику для мозга.
Мозговая гимнастика:
«Качание головой» (упражнение стимулирует мыслительные процессы) : дышите глубоко, расслабьте плечи, уроните голову вперед. Позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. Выполнять 30 секунд.
«Ленивые восьмерки» (упражнение активизирует структуру мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания) : нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости «восьмерки» по 3 раза каждой рукой, а затем обеими руками.
«Шапка для размышлений» (улучшает внимание, ясность восприятия и речь) : «наденьте шапку», то есть мягко заверните уши от верхней точки до мочки 3 раза.
«Кулак- ребро- ладонь». «Ухо-нос».
Воспитатель : Как вы думаете, какими качествами должен обладать космонавт?
Космонавты должны быть умными, сообразительными, смекалистыми. Следующее задание на быстроту реакции и сообразительность. Напоминаю, ваша задача, как можно быстрее дать правильные ответы на следующие вопросы. Помните, что многие из них с хитринкой.
1) Сколько медведей навестила Маша в известной русской сказке (трех медведей).
2) Сколько глаз у одной мыши (два).
3) Какой сейчас идет месяц по счету в году? Как назывался месяц перед ним? Какой будет следующий месяц?
4) Сколько пальцев на левой руке человека? А на правой? (пять).
5) В какой сказке есть молочная речка с кисельными берегами? («Гуси-лебеди»).
6) Назовите хозяйку избушки на курьих ножках (Баба-Яга).
7) Сколько концов у двух палок(4). А двух споловиной(6)
8) Кто из сказочных героев побывал на Луне? (Незнайка).
9) Возле него «жил старик со своею старухой».(Море).
10) Автор сказки «Айболит». (Корней Чуковский).
11) Какие цветы росли у Кая и Герды? (Розы)
12) Самый большой сказочный овощ? (Репка).
13) Рыжая плутовка, по отчеству- Патрикеевна (Лиса).
14) Кличка пуделя Мальвины (Артемон).
15) Маленькая, хрустальная, потерянная (Туфелька)
16) Озорной, в меру упитанный, в самом расцвете сил (Карлсон).
Воспитатель : Испытание на память и сообразительность вы прошли успешно!
А теперь мне нужно проверить ваши знания о покорении космоса. Космонавт должен много знать.
Задание. Найдите ключ к отгадке и расшифруйте слова.
4 3 2 6 1
5
8 7 9 3 6 1
А Л Е Б И К Т С Р
1 2 3 4 5 6 7 8 9
5 4 6 1
2 3 2 3 4 6 7
Й Г А Р Ю И Й
1 2 3 4 5 6 7
6 3 7 2 4 1 5 4 3
1 2 8 2 9 10 11 12 3
Т Е А Н И В Л Р Ш К О В
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12
БЕЛКА и Стрелка.
Прежде чем послать человека в космос, ученым необходимо было узнать о воздействии неблагоприятной среды на живой организм. В качестве подопытных были выбраны собаки, которые верой и правдой служили человечеству с давних времен. Предстояло выяснить, как живые существа реагируют на непривычно большие перегрузки, сильный шум и другие факторы, которые возникают при полетах на ракете.
Как звали этих собак? Слайд 2
Первыми животными, благополучно вернувшимися из космического полета, стали собаки Белка и Стрелка.
Белка и Стрелка сразу же стали знаменитыми.
Как звали первого космонавта планеты?
ЮРИЙ ГАГАРИН.
12 апреля 1961 году был совершен первый полет человека космос. Корабль совершил всего один виток вокруг Земли, пробыв в космосе 108 минут. Но для человечества эти минуты ознаменовали наступление новой эры – эры покорения космоса. Юрий Гагарин – первый космонавт планеты.
Слайд 3
А кто знает, как звали первую женщину – космонавта?
ВАЛЕНТИНА ТЕРЕШКОВА.
Уже через год после первого полета человека в космос решили запустить корабль с женщиной на борту.
Сотни девушек желали полететь в космос. Но отобрали только пятерых. Программа подготовки к полету женщин по сложности ничем не уступала мужской. Выдерживать нагрузки хрупким девушкам было непросто. Одним из самых ужасных испытаний оказалась сурдокамера. В специальной комнате в полной темноте и тишине каждой девушке предстояло провести по 10 суток.
После длительных и изнурительных тренировок из всех кандидатов выбрали …
Как зовут первую женщину-космонавта? Слайд 4.
Валентина Терешкова стойко перенесла все неудобства космического полета, пробыв на орбите почти трое суток. Она на своем опыте доказала, что на космических кораблях могут летать и женщины.
Валентина Терешкова-первая женщина космонавт, совершившая космический полет.
Воспитатель : Вот мы пополнили свой запас знаний о космонавтике.
Еще какими должны быть космонавты?
Космонавты должны быть не только умными, смелыми, находчивыми, но и сильными. Космонавт должен дружить со спортом и каждый день делать зарядку.
Девочки, выходите на зарядку.
Игра «Запрещенное движение».
Я Буду показывать движения, а вы повторяйте за мной, кроме запрещенного (например, движение «руки вверх»).
Воспитатель показывает движения, дети повторяют.
Воспитатель : Чего нам не хватает для полета в космос?
Мы прошли все испытания.
Нам осталось построить ракету. Из конструкторского бюро мне прислали макет космического корабля, нам нужно по образцу построить ракету.
Дети из мягких модулей строят ракету. Слайд 5
Воспитатель : Я думаю, мы готовы к полету в космос.
Ждет нас новая ракета
Для прогулок по планетам.
На какую захотим,
На такую полетим.
Есть всего один секрет –
Неумейкам места нет!
Внимание! Приготовились к запуску ракеты! Считаем обратно от 10:
10,9,8,7, 6, 5, 4, 3, 2, 1, пуск! Наша ракета поднимается высоко- высоко вверх! Будьте внимательны! Ведем наблюдение в иллюминаторы! Вот мы и в космосе! Муз. -земля в иллюминаторе
Слайд 6 (Земля)
Так выглядит Земля с высоты космического полета. Юрий Гагарин назвал ее «голубой жемчужиной». Как вы думаете почему?
Слайд 7 (Солнечная система)
Вы знаете, что мы живем на планете Земля, которая является частью Солнечной системы. В состав Солнечной системы входят девять планет. Давайте вспомним их.
По порядку все планеты
Назовет любой из нас:
Раз – Меркурий,
Два- Венера,
Три- Земля,
Четыре – Марс.
Пять – Юпитер,
Шесть – Сатурн,
Семь – Уран,
За ним – Нептун.
Он восьмым идет по счету.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
А. Хайт.
Поупражняемся в развитии памяти. Я буду читать стихотворение, проговаривая все слова, кроме названий планет- их будете произносить вы. (Упражнение повторяется 2-3 раза.)
Слайд 8 (Солнце). Солнечная система получила свое название в честь Солнца. А что такое солнце? Попробуйте самостоятельно подобрать ключик к шифровке и ответить на вопрос.
В
Е А
З Д З
Ответ. Солнце. Читаем буквы рядом со звездами в порядке их увеличения.
Солнце является звездой, громаднейшим раскаленным газовым шаром, оно сияет в самом центре Солнечной системы. Ученые, изучающее Солнце, говорят, что его поверхность напоминает кипящую кашу, которая бурлит, фыркает и плюется.
Если представить, что Солнце величиной с футбольный мяч, то наша планета Земля – как горошина. (Показать футбольный мяч и горошину).
Солнце тяжелее всех планет, вместе взятых. Его сила притяжения удерживает планеты на их орбитах, не дает им разбежаться, улететь в космическое пространство.
То, что солнце горячее, тоже замечательно. Без него в Солнечной системе было бы темно и холодно, не было бы жизни. Без Солнца Земля превратилась бы в безжизненную мертвую равнину. Наша жизнь возможна лишь благодаря Солнцу. Солнце –это звезда, которая дарит нам свет и тепло.
Воспитатель : Вот мы в космическом пространстве. В каком направлении мы полетим? На какие планеты мы полетим? Что нам нужно, чтобы долететь?
Чтобы долететь, необходимо составить маршрут (намеченный путь следования) полета. Мы составим карту полета, а после сверим их друг с другом. У вас листы голубого цвета – это небо. Внимание! Возьмите карандаши, приступите к работе:
В левом нижнем углу находится Земля (обозначьте её голубым кругом)
В левом верхнем углу - Марс (обозначьте его красным кругом)
В правом нижнем – Венера (обозначьте её зеленым цветом).
В правом верхнем – Юпитер (обозначьте его оранжевым кругом).
В центре находится Солнце (обозначьте желтым кругом).
Слайд 9 (Марс)
Воспитатель : Посмотрите в иллюминаторы, мы приближаемся к планете Марс. Поверхность Марса твердая и покрыта оранжево-красным песком, поэтому Марс называют «Красной планетой». Там нет воды и вечная мерзлота, есть потухшие вулканы, горы, много железной пыли и нет воздуха.
Слайд 10 (Юпитер).
Юпитер - самая большая планета в Солнечной системе. Юпитер- планета-магнит, притягивает к себе множество спутников, это и есть видимые глазу полоски на ней.
Слайд 11 (Венера).
Венера - самая яркая из 9 планет, сияет голубоватым светом.
Это планета Венера.
В честь богини красоты
Названа Венера ты!
В темных небесах сияешь,
Красотой их озаряешь!
Поверхность Венеры каменистая. На планете есть атмосфера, но нет воздуха. Воды на Венере нет.
Воспитатель : Мы с вами побывали на некоторых планетах Солнечной системы, на других мы побываем в следующий раз. Пришла пора лететь обратно домой, на Землю.
А пока летим, предлагаю вам немного отдохнуть.
Упражнение «Волшебный сон». (Слайд 12)
Реснички опускаются…
Глазки закрываются…
Мы спокойно отдыхаем(2 раза,
Сном волшебным засыпаем…
Дышится легко… ровно…глубоко…
Напряженье улетело…
И расслаблено все тело … (2 раза,
Будто мы лежим на травке…
На зеленой мягкой травке…
Греет солнышко сейчас…
Ноги теплые у нас…
Жарче солнышко сейчас…
Ноги теплые у нас…
Дышится легко… ровно… глубоко…
Длительная пауза. Дети выводятся из волшебного сна:
Мы спокойно отдыхали,
Сном волшебным засыпали…
Пауза 20-30 секунд, затем говорить громче, быстрее:
Хорошо нам отдыхать,
Но пора уже вставать.
Крепче кулачки сжимаем,
Их повыше поднимаем.
Потянулись, улыбнулись!
Всем открыть глаза и встать!
Воспитатель : Наша ракета приближается к планете Земля.
Слайд 13 (Земля)
Воспитатель – Вот мы и приземляемся на свою родную планету. А расскажите мне побольше о ней.
Какую форму имеет Земля?
Что есть на поверхности планеты?
Чем мы дышим?
Почему происходит смена времени суток?
Почему происходит смена времен года?
Дети: – Земля – это огромный твёрдый шар. На поверхности этого шара есть суша и вода. Землю окружает воздушная атмосфера. Она защищает планету от слишком горячих лучей Солнца и спасает Землю отпадающих из космоса камней и льда. Земля вращается вокруг своей собственной оси. За счёт этого вращения происходит смена времени суток. Земля вращается вокруг Солнца. За счёт этого вращения происходит смена времён года. Земля – это единственная известная нам обитаемая планета. На Земле есть вода и воздух. Земля не слишком горячая, но и не слишком холодная планета.
От Солнца третья по счёту планета,
Наша Земля поменьше звезды.
Но ей хватает тепла и света,
Чистого воздуха и воды.
Жизнь на Земле – это разве не чудо?
Бабочки, птицы, жучок на цветке (Слайд 14)
Жизнь на Земле вы найдёте повсюду –
В самом далёком, глухом уголке!
Воспитатель : С удачным приземлением!
Песня «Дом под крышей голубой» (Слайд 15)
Воспитатель : Вам понравилось путешествие?
Воспитатель : А что больше всего понравилось?
Воспитатель : На каких планетах мы побывали?
Что нового вы узнали?
Вы можете назвать планеты Солнечной системы?