Екатерина Тройник
Конспект занятия «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Тип ситуации: «Открытие» нового знанияТема: "Свойства воды" Педагоги: Тройник Е. А. МДОУ №10, г. Ярославль
Основная цель: Формирование представлений детей о свойствах воды
Образовательные задачи:1. Закрепить полученные знания о воде.
2. Расширить и углубить представления детей об окружающем мире посредством знакомства со свойствами воды3. Учить задавать вопросы, выслушивать любые ответы и благодарить за них. Развивающие задачи:1. Развивать произвольное внимание; диалогическую речь, способность самостоятельно задавать интересующий вопрос. 2. Развивать эмоционально-положительное отношение к познанию окружающего мира. 3. Развивать наблюдательность детей, их умение анализировать, сравнивать, обобщать, устанавливать причинно-следственные зависимости и делать выводы.
Темочки:
Воспитательные задачи:1. Воспитывать желание интересоваться явлениями окружающего мира. 2. Воспитывать усидчивость; интерес. 3. Проявлять терпение и дослушивать ответы товарищей.
Активизация словаря:«вода», «прозрачная», «не имеет запаха», «не имеет вкуса». Индивидуальная работа:
Следить за речью детей, оказывать помощь при ответах на вопросы.
Предварительная работа:
1. Чтение рассказов, стихов, разгадывание загадок.
2. Нахождение материала о воде дома.
3. Рассматривание энциклопедий, иллюстраций.
4. Прослушивание музыкальных записей.
5. Проведение исследований, опытов. 6. Работа со словарем.
Материал к занятию : Демонстрационный: табличка «Лаборатория», атрибуты для оформления лаборатории (микроскоп, весы, колбы и т. п.); белый халат, столы для создания лаборатории, музыкальный треугольник.
Ход занятия:
Введение в игровую ситуацию.
Дети заходят в зал.
- Ребята! У нас сегодня много гостей. Вы рады их видеть? Подойдите, поздоровайтесь с гостями.
(Дети подходят, здороваются с гостями, называют свое имя.)
- А сейчас подойдите ко мне. Присаживайтесь на коврик.
Воспитатель присаживается на стульчик, дети садятся на коврик.
- Ребята! Вам нравится проводить опыты, эксперименты? (Да).
- Какие опыты вы проводили?
(Я проводил опыт с водой, … песком,).
- Кем вы были, когда проводили опыты?
(Исследователями).
- Чем же занимаются исследователи?
(Я думаю, что исследователи – это люди, которые занимаются научными исследованиями, открывают новые знания.)
-Вы хотите быть исследователями?
(Да.)
- А у меня есть одна знакомая – научный сотрудник лаборатории. Сегодня она мне позвонила и рассказала о том, что проводит одно интересное исследование и предлагает к ней присоединиться.
- Как вы думайте, где находится лаборатория?
(ответы).
- Сегодня, я предлагаю вам отправиться в лабораторию на воздушном шаре. Хотите? (Да).
Вставайте в круг, беритесь за руки и повторяйте за мной волшебные слова :
Раз, два, три
Шар воздушный нас неси.
Дети встают в круг и прикасаются к шару рукой, закрывают глаза.
(Во время произнесения слов детьми воспитатель надевает белый халат, очки.
Раздается звук музыкального треугольника).
Актуализация новых знаний.
Появляется Лаборант:
- Здравствуйте, ребята! Я очень рада вас видеть в своей лаборатории. Сегодня вы будете учеными-исследователями!
(Провожает детей в лабораторию).
«Отгадай загадку»
- Вы хотите знать, с чем я провожу свой опыт? (Да).
Тогда слушайте.
Если руки наши в ваксе,
Если на нос сели кляксы,
Кто тогда нам первый друг,
Снимет грязь с лица и рук?
Без чего не может мама
Ни готовить, ни стирать,
Без чего, мы скажем прямо,
Человеку умирать?
Чтобы лился дождик с неба,
Чтоб росли колосья хлеба,
Чтобы плыли корабли -
Жить нельзя нам без. (Воды)
(Это вода).
- Почему вы так думайте, докажите свой ответ?
(Я думаю, что это вода, потому что услышал слова - подсказки)
-Ребята, знаете ли вы, кому нужна вода? (Показ и рассматривание картинок)
Да! Деревьям, птицам, людям, животным, растениям.
-А нам, в детском саду, нужна вода?
Да!
-А для чего?
Умываться, мыть пол, готовить обеды, стирать, мыть игрушки, поливать цветы.
-Да, ребята, без воды всё живое на свете погибнет. Вода – это жизнь!
-Дети, а вы знаете, что вода волшебная. С ней можно играть, проводить различные фокусы, опыты. Хотите поиграть с водой?
Да!
Открытие новых знаний
-Ребята, посмотрите, на столе у меня два стакана. Определите, в каком стакане вода?
(дети показывают)
-Как вы догадались? Как мы это определили, что нам помогло?
Вода прозрачная, а молоко нет.
-А давайте мы с вами посмотрим, правда, это или нет?
Опыт № 1: «На определение прозрачности воды»
-Давайте положим в стаканчик с водой камушки. Видно их?
Да
-А теперь такие же камушки мы положим в стаканчик с молоком. Видно их?
Нет
-Вот мы с вами и убедились, что вода на самом деле прозрачная.
-А скажите - ка мне ребятки, какого цвета вода?
Опыт №2 «На определение цвета воды»
-Давайте мы с вами это проверим. У меня есть разноцветные крышки. Я буду опускать в воду эти крышки по очереди, а вы будете смотреть, с цветом какой крышки совпадет цвет воды. (Проверяет цвет воды с помощью цветных крышек) Ну, что ребятки, подошла какая-нибудь крышка по цвету?
Нет.
-Тогда какой вывод мы с вами можем сделать? Есть цвет у воды?
Нет. Вода бесцветная.
Физкультминутка.
К речке быстро мы спустились
Наклонились и умылись
1,2,3,4. Вот как славно освежились
А теперь поплыли дружно
Делать так руками нужно
Вместе раз - это брас
Одной другой - это кроль.
Вышли на берег крутой
И отправились домой.
Ну что продолжим.
Опыт № 3: «На определение вкуса воды»
-А теперь давайте узнаем, есть ли вкус у воды? Возьмите трубочки и попробуйте сок. Сок вкусный? Какой у него вкус?
Вкусный, сладкий.
-Правильно, сок сладкий. А теперь попробуйте воду. Какая вода на вкус?
(даю попробовать воду на вкус). Есть у нее вкус? Вода сладкая, кислая и т. д. -Нет. А какая вода?
Вода безвкусная!
-А вот теперь посмотрите, что будет, если я в чистую воду добавлю лимон. Попробуйте теперь воду. Какая стала вода?
Кислая.
-Правильно, вода стала кислой. Чистая вода безвкусная, а если в нее добавить, какое-нибудь вещество, то вода приобретает вкус того, что в нее положили.
-Ребята скажите, пожалуйста, вода чем-нибудь пахнет? Давайте понюхаем воду и узнаем, пахнет вода или нет.
Опыт № 4: «На определение запаха воды»
Нет.
-Правильно вода ничем не пахнет. А теперь понюхайте воду с лимоном. Есть запах?
Есть.
-А почему вода с лимоном пахнет?
Потому, что лимон пахнет.
-Да, потому, что у лимона есть запах. Значит, какой мы можем сделать вывод?
Чистая вода не имеет запаха, но если в нее добавить вещество с запахом, то уводы появится запах того, что в нее добавили.
-Молодцы, вижу, вы много знаете о воде.
Игра «Назови свойства воды»
Дети подходят к столу, на котором разложены карточки - свойства воды).
- Мы сегодня с вами ученые – исследователи. Как вы думаете, что изображено на этих карточках?
(Я думаю…это карточки, на которых записаны свойства воды).
- Какое свойство воды обозначает эта карточка?
(Дети берут по одной карточке, вместе с воспитателем называют свойство воды и прикрепляют на мольберт).
(Вода прозрачна).
(вода не имеет вкуса).
(Вода не имеет запаха).
(Вода- растворитель)
-Таким образом, вода имеет разные свойства
-Разберем еще свойство.
Опыт № 4: «Вода-растворитель»
-Насыплем в тарелку соль. Нальем в нее воды и размешаем. Посмотрите, вода соль растворила. Какой вывод сделаем?
Вода-растворитель
-Молодцы! Мы совершили еще одно открытие! Я очень благодарна вам за помощь!
А сейчас вам пора возвращаться в детский сад, беритесь за руки и возвращаемся в детский сад
Итог занятия.
Лаборант перевоплощается в воспитателя. (Дети садятся вокруг воспитателя).
- Вот мы и в группе, присаживайтесь, пожалуйста, давайте вспомним, где вы были? (Мы были в научной лаборатории).
- Чем вы занимались в лаборатории? (Проводили опыты и эксперименты с водой).
- Что вы узнали нового о воде?
(ответы детей)
- Что было для вас самым интересным в лаборатории?
(Быть учеными. Наблюдать)
- А что было самым трудным?
- Как вы думаете, почему у вас все получилось?
(Потому, что мы дружные, внимательные).
- Да, вы сегодня узнали о свойствах воды, можете рассказать о них другим. Вы знаете, чем занимаются исследователи – экспериментаторы. У них очень интересная и важная профессия.