Алла Иванова
Конспект внеурочного занятия экологического направления «Воздух в природе»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Воздух в природе» Тип: комбинированное занятие
Класс, программа: 6 класс. Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования для обучающихся с УО
(1 вариант учебного плана)
Цель: познакомить обучающихся с басней И. А. Крылова «Ворона и Лисица»
Задачи:
образовательные: формировать понятие «воздух» и его значение в природе;
коррекционные: устанавливать связи и взаимодействия человека с природой, развивать коммуникативные способности.
Публикация «Конспект внеурочного занятия экологического направления „Воздух в природе“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Природа, экология. Внеурочная деятельность
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
воспитательные: воспитывать любовь и бережное отношение к окружающей среде.
Планируемые результаты
Предметные:
• учить ребят быть дружными и доброжелательными;
• создать условия для развития таких качеств человека, как неравнодушие, отзывчивость, заботливость;
• развивать интерес к исследовательской деятельности;
Метапредметные:
• понимать и принимать учебную задачу;
• строить осознанно высказывание в устной форме. Личностные:
• побуждать к осмыслению природных ценностей;
• искренне высказывать своё мнение;
• проявлять интерес к теме охраны воздуха;
Ресурсы занятия : презентация, видео фильм «Зачем нужен воздух?», глобус, свеча, воздушные шарики, платочки с запахом, звук ветра в записи, раздаточный материал (трубочки для коктейля. крышки от фломастеров, листы бумаги, полиэтиленовый пакет)
Ход урока:
Содержание деятельности воспитателя Содержание деятельности ученика
Организационный момент
Предлагает проверить готовность к занятию, проверить посадку. Проверяют визуальное расписание.
Садятся правильно, проверяют готовность к занятию.
Актуализация необходимых знаний, постановка цели урока
1 Слово воспитателя:
- Мы находимся в классе. Видим много предметов вокруг себя. Назовите их. А что-то есть еще в нашей комнате? Чем она заполнена?
Загадка поможет дать ответ:
Он – прозрачный невидимка,
Легкий и бесцветный газ.
Невесомою косынкой
Он окутывает нас.
Он в лесу – густой, душистый,
Пахнет свежестью смолистой,
Пахнет дубом и сосной.
Летом он бывает тёплым,
Веет холодом зимой,
Когда иней красит стекла
И лежит на них каймой,
Мы о нём не говорим.
Просто мы его вдыхаем –
Он ведь нам необходим! Что это? (Воздух)
- Сегодня мы с вами, ребята, будем знакомиться с темой «Воздух в природе», проведем практическую работу, чтобы определить свойства воздуха, его значимость и необходимость его беречь.
Отвечают на вопросы воспитателя.
Отгадывают загадку.
Определяют тему урока с помощью воспитателя.
Определяют цели урока с помощью воспитателя.
Работа по теме урока
Слово воспитателя:
- Ребята, мы с вами живем на планете Земля, единственной в солнечной системе, где есть жизнь.
Если в ясную погоду посмотрим вверх, то увидим голубое небо. Голубое небо - это толстый слой воздуха, воздух вокруг нас.
Кажется, что нас окружает пустота.
Посмотрите на глобус. Голубой цвет на глобусе – воздух.
Этот воздушный океан называется «атмосфера».
Сейчас мы попробуем обнаружить невидимку-воздух, определить его свойства. Для этого проведем опыты.
Но прежде, чем приступить к опытам, я познакомлю вас с правилами работы:
- не мешать друг другу, работать спокойно, аккуратно, внимательно,
- приступать к выполнению опыта только после показа.
После выполнения каждого опыта мы будем делать выводы о наличии воздуха вокруг нас.
Опыт 1- движение воздуха.
Помахивание листом бумаги; смахивание легкой салфетки с края стола не прикасаясь.
Мы воздух не видим, но он находится везде, он окружает нас. Но, несмотря на это, мы четко видим все предметы, значит воздух невидимый, бесцветный и прозрачен, а ветер – это движение воздуха, мы его можем только почувствовать.
Ребята, а я знаю, как воздух можно увидеть. Хотите увидеть воздух? Его можно увидеть с помощью трубочки и стакана с водой.
Опыт 2 - шум выходящего воздуха.
Сжимание резиновой груши; так же предлагаю подуть в горлышко пустой бутылочки. Мы слышим шум.
Когда еще можно услышать шум воздуха?
Опыт 3 – вкус воздуха.
Вдыхание воздуха ртом. Ребята, вы почувствовали вкус?
Правильно, воздух не имеет вкуса.
Опыт 4 - наличие воздуха в окружающих предметах.
Положите горошинки или кусочки сахара в стакан с водой. Что происходит? От них идут пузырьки. Значит, в горошинках есть воздух. А теперь положим камень, пуговицу. От них тоже идут пузырьки. Значит, воздух есть в предметах.
Опыт 5 – форма воздуха.
Давайте попробуем воздух поймать. Ловите руками, получается? Давайте поймаем его в пакетик. Возьмите со стола целлофановые пакеты и попробуйте поймать воздух. Закрутите пакеты. Что произошло с пакетами? Что в них находится? Какой он?
Воздух не имеет форму, он приобретает форму того предмета, в который он попадает.
Опыт 6 – наличие запаха воздуха.
Вдыхание воздуха носом. Сам воздух не имеет запаха.
У меня есть платочки. Я сейчас помашу ими, и вы постарайтесь догадаться, чем пахнет (запахи чеснока, лука, духов, апельсина).
Делаем вывод, что воздух запахи переносит.
Слушают, воспринимают услышанное.
Отвечают на вопросы.
Высказывают свое мнение.
Повторяют все вместе новое слово – атмосфера.
Берут лист бумаги и помахивают им. Делают вывод.
Берут трубочку и дуют в стакан с водой. Делают вывод.
Берут пустую бутылочку и дуют. Делают вывод.
Вдыхают воздух. Делают вывод.
Кладут горошинки в стакан с водой. Наблюдают, делают вывод.
Ловят воздух руками, затем берут пакеты и ловят воздух пакетами. Наблюдают, делают вывод.
Вдыхают, нюхают. Анализируют, делают вывод.
Физкультминутка
Я с утра сегодня встал (потянуться)
С полки шар воздушный взял (вверх хватательные движения)
Начал дуть я и смотреть (сделать руки трубочкой и дуть)
Стал мой шарик вдруг толстеть (раздвигать руки в стороны, как будто растет шарик)
Я все дую - шар все толще
Дую – толще, дую – толще
Вдруг услышал я хлопок (развести руки в стороны и изобразить хлопок)
Лопнул шарик, мой дружок.
Продолжение работы по теме урока
Слово воспитателя.
- Предлагает посмотреть видео фильм «Зачем нужен воздух?».
- Всем живым существам и человеку для дыхания нужен воздух. Иногда кажется, что атмосфера неисчерпаема и вряд ли стоит опасаться, что она станет непригодной для дыхания. Но это не так!
— Кто знает, какая наука изучает взаимодействие человека с окружающей средой?
Да, экология. Ее название образовалось из двух греческих слов: «экое» — дом, и «логос» — наука. Поэтому можно сказать, что экология — это наука о нашем общем доме, имя которому — планета Земля. Сегодня наш природный дом оказался в большой опасности. Ученые с тревогой говорят о надвигающейся экологической катастрофе на нашей планете. Повсеместно слышны призывы о необходимости заниматься экологией, чтобы сберечь нашу Землю для будущих поколений. Сегодня каждый человек должен стать немного экологом.
Л. Леонов «Охрана природы я считаю делом святым. Это – сохранение и умножение красот Родины».
Слово воспитателя:
- Каким средством и с помощью чего можно предупредить попадание вредных веществ в атмосферу?
- Какие меры мы можем принять для охраны чистоты воздуха. Поиск решения.
Смотрят видео фильм.
Произносят все вместе слово экология.
Слушают.
Думают, отвечают.
Высказывают свое мнение.
Рефлексия
Слово воспитателя:
- Что вам больше всего понравилось? Чем вы были удивлены?
Что больше всего запомнилось?
- Чистый воздух прозрачный, без запаха, нет вкуса, нет формы, беззвучен, движется, в газообразном состоянии, может нагреваться и охлаждаться.
Воздух важен для человека и природы. Его нужно охранять.
Все согласны? Похлопаем друг другу.
Отвечают на вопросы.
Повторяют выводы.
Соглашаются и хлопают в ладоши.