Мария Ступак
Конспект внеурочного воспитательного мероприятия в 3 классе на тему «Маршал Победы Георгий Жуков»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Маршал Победы Георгий Жуков»
Класс : 3
Направление: гражданско-патриотическое воспитание
Ценность: патриотизм
Форма проведения: классный час
Цель: формирование у учащихся ценностного отношения к героям нашей страны, к маршалу Жукову Г. К.
Задачи:
Публикация «Конспект внеурочного воспитательного мероприятия в 3 классе на тему „Маршал Победы Георгий Жуков“» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- День Победы. Школьные уроки и сценарии к 9 мая
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
образовательные: совершенствовать представления обучающихся о полководце, маршале Г. К. Жукове; формировать бережное отношение к наследию страны;
воспитательные : воспитывать у обучающихся чувство гордости, патриотизма, уважение к своей стране;
развивающие: формировать культуру речевого общения; развивать связную речь, логическое мышления в процессе обсуждения; развивать коммуникативные навыки в ходе групповой работы.
Методы обучения и воспитания : методы формирования сознания (беседа, рассказ, пример); методы контроля и самоконтроля (беседа).
Формы обучения и воспитания : индивидуальная, фронтальная, групповая.
Средства обучения и воспитания : иллюстративные изображения (Г. К. Жуков, даты, награды).
Используемые технологии: информационно-коммуникационная, деятельностная, рефлексивная, технология проблемного обучения.
Оборудование: интерактивная доска, мультимедийная презентация, раздаточный материал (карточки с фактами о Жукове Г. К., карточка с самооценкой «Для меня мероприятие.», наглядный материал (портрет Жукова Г. К., даты, награды, видеоролик «Герои Победы. Жуков Г. К.».
Ход внеурочного мероприятия
I. Организация класса
Здравствуйте, ребята.
Сегодня необычный классный час, начать его мы хотим со стихотворения, который поможет нам определить тему.
II. Сообщение темы. Формулирование цели мероприятия.
Есть люди вечные гореньем,
Их жизнь – эпохи нашей цвет
У них есть только День Рожденья,
А даты смерти у них нет.
О каких людях мы говорим, что они бессмертны?
Память о великих людях увековечена в монументах, памятниках.
Посмотрите на слайд. Может кто-то узнал памятник, установленный в нашей станице? (слайд 1)
Ребята, а вы знаете кому посвящён этот памятник?
Он посвящен Георгию Константиновичу Жукову.
Кто-нибудь знает, кем являлся Жуков?
Сегодня нам предстоит подробно узнать об этом.
Кто догадался, какая тема нашего сегодняшнего классного часа?
Тема нашего классного часа «Маршал Победы Георгий Жуков». (слайд 2)
Какие цели мы поставим перед собой? (узнать о герое нашей страны Жукове Георгии Константиновиче, о подвигах и заслугах героя)
III. Основная часть.
1. Рассказ о военачальниках. (фронтальная работа)
Наша страна огромна. Она богата полезными ископаемыми, животным и растительным миром. Омывается морями и океанами. (слайд 3)
Поэтому нашу страну хотели завоевать многие народы. Они нападали войной на наши земли. Но на границах их всегда встречали наши богатыри - мужественные люди, которые могли дать достойный отпор врагам.
А. Невский, Д. Донской, Д. Пожарский, В. Долгоруков, А. Суворов, Ф. Ушаков, М. Кутузов – это далеко не весь список военачальников, защищавших Родину. Многие из этих имен вам известны из кинофильмов, уроков истории, книг.
Кого называют военачальником? (это человек, который осуществляет военный контроль над регионом в стране)
Чтоб удостовериться, обратимся к словарю Т. Ф. Ефремовой (слайд 4)
Военачальник тот, кто командует каким-либо воинским соединением (обычно крупным).
Каждый ли может стать военачальником? (нет)
Почему? Какими качествами должен обладать военачальник? (ответы детей)
Он должен быть изобретателен, энергичен, заботлив, вынослив, обладать присутствием духа, должен быть обходителен и суров, справедлив и хитер; он должен ставить на карту все и стремиться выиграть все; он должен быть щедрым и алчным; уметь идти на риск и быть всегда настороже. Хороший полководец соединяет в себе прирожденные качества с высоким образованием.
2. Биография Жукова Г. К. (фронтальная работа)
Ранние годы.
Жила семья Жуковых очень бедно. Отец мальчика был сапожником, а мать заведовала домашним хозяйством и подрабатывала у односельчан. Жуков рос активным и любознательным ребёнком. (слайд 5)
Уже на первых этапах своей биографии он начал приобщаться к труду. С шести лет мальчик принимал участие в сенокосах и уборках урожая. А также снабжал семью рыбой, добытой на рыбалке.
С ранних пор Георгий, познал, что такое взаимопомощь односельчан в голоде, нужде, в несчастье. С детства видел примеры милосердия, сочувствия и готовности прийти на помощь тем, кто попал в беду.
О многом говорит описанный Жуковым случай, когда он пятнадцатилетним подростком бросается в чужую горящую избу, чтобы вывести оттуда больную старуху и детей.
Как вы думаете, если подросток способен на такой героический поступок спасти ближнего ценой собственной жизни вырастет из него настоящий человек? Почему?
Образование.
Образование в селе он получил скромное: три класса церковноприходской школы. Жуков закончил её с похвальным листом. (слайд 6)
В возрасте 11 лет Георгия отправили обучаться в Москве. Большой город поразил сельского паренька. «Я был как-то подавлен. Я никогда не видел домов выше двух этажей, мощёных улиц, извозчиков, или, как их звали, «лихачей», мчавшихся с большой скоростью на красавцах орловских рысаках. Всё это поражало воображение», писал он позднее. В городе Георгий не терял интереса к изучению наук и сумел окончить вечернее общеобразовательное училище.
Военная карьера.
Военная карьера Георгия Жукова началась в 1915 году, когда юношу призвали в армию, он принял активное участие в Первой мировой войне. В 1916-м в звании кавалерийского унтер-офицера он отбыл на фронт. Уже в первых боях Георгий проявил смелость и смекалку. (слайд 7)
СЛОВАРЬ: Унтер-офицер нижние чины и категория младшего командного и начальствующего состава в вооружённых силах разных государств и стран. (слайд 8)
В августе 1918 г. Жуков добровольно вступил в Красную Армию. В 1939 г. советские войска, под командованием Жукова разгромили японских агрессоров, напавших на нашу страну. Он проявил себя как талантливый стратег и командир.
Во время ВОв солдаты говорили так: «Где Жуков – там победа!»
Как вы думаете, почему так говорили?
Его первой руководящей должностью стала должность командира взвода. Затем ему дали эскадрон. К 1923 году Жуков командовал кавалерийским полком, а в 1930-м – бригадой. (слайд 9)
СЛОВАРЬ:
Взвод – включает в себя от 3 до 6 отделений, может достигать от 15 до 60 человек.
Эскадро н тактическая и административная единица, подразделение в кавалерии численностью 120-160 всадников.
Кавалерийский полк – воинская часть, состоящая из 4-5 эскадронов, полковой артиллерии и подразделений спец. войск и тыла.
Бригада – состоит из 2800-3000 человек.
3. Факты из жизни Г. К. Жукова. (групповая работа)
Ребята, а сейчас предлагаем вам подробно познакомиться с фактами военной жизни Жукова. Для этого разделимся на 8 групп.
У каждой группы есть карточка. Ваша задача прочитать факт и пересказать его.
1. В юные годы Георгий Жуков даже не думал о карьере военного – он учился на скорняка в Москве у своего дяди, планировал жениться. Но случилась Первая мировая война. Жукова призвали в армию, участвовал в боях, дослужился до унтер-офицера. За отвагу в боях Жуков был награждён двумя Георгиевскими крестами. Георгиевский крест 4-й степени он получил «за захват немецкого офицера». Затем был тяжело контужен, с частичной потерей слуха направлен в запа сный кавалерийский полк. За ранение в бою удостоился второго Георгиевского креста, на этот раз 3-й степени.
СЛОВАРЬ: Скорня к (от др. -рус. скорьнь - «сапог») - мастер по выделке мехов, он также занимается изготовлением и ремонтом изделий из меха и кожи.
2. Г. К. Жуков не имел высшего военного образования. Начальное образование получил в церковно-приходской школе, затем в Москве окончил городское общеобразовательное училище. На военной службе он окончил Кавалерийские курсы (1920 г., курсы усовершенствования командного состава кавалерии (1925 г.) и курсы усовершенствования высшего начальствующего состава (1930 г.).
3. Первая большая военная слава к Жукову пришла после разгрома японцев на Халхин-Голе в 1938 году. Именно там первым в СССР Жуков на практике использовал активную оборону и широкое применение танков и авиации для окружения и уничтожения противника, то есть самые передовые методы ведения войны. За эту операцию комкор Жуков удостоился звания Героя Советского Союза.
СЛОВАРЬ: Активная оборона боевые действия, главной задачей которых было изматывание крупных группировок противника путём активного маневрирования силами при выявлении направления его главного удара.
Маневр организованное передвижение войск (сил) в ходе выполнения боевой задачи в целях занятия выгодного положения по отношению к противнику и создания необходимой группировки войск (сил) и средств, а также переноса или перенацеливания ударов и огня для наиболее эффективного поражения группировок и объектов противника.
4. После Халхин-Гола военная карьера резко пошла в гору. В июне 1940 года он назначается командующим Киевским особым военным округом и руководит операцией по возвращению в состав СССР отторгнутой Румынией Бессарабии.
5. В январе 1941 года 44-летний Жуков назначается начальником Генерального штаба РККА и заместителем министра обороны СССР. Впоследствии он признавал ошибки, допущенные советским командованием и Генеральным штабом при подготовке к войне. «Надо откровенно сказать, ни у наркома, ни у меня не было необходимого опыта в подготовке вооружённых сил к такой войне, которая развернулась в 1941 году, а, как известно, опытные военные кадры были истреблены в 1937-1939 годах», – писал он.
6. В годы Великой Отечественной войны, особенно в кризисный 1941 год, Жуков стал настоящей «палочкой-выручалочкой» или, скорее, «пожарным» для Ставки Верховного главнокомандующего. Его направляли на самые трудные, критические участки, где требовались прежде всего сила воли и твёрдость характера, а также обходиться минимальными средствами. Жуков остановил немцев под Ленинградом и нанёс им первое крупное поражение под Москвой, возродившее веру армии в себя. Он имел отношение к разработке и руководству практически всех решающих операций советского командования: разгрому немцев под Сталинградом, на Курской дуге, операции «Багратион». Войсками под его командованием освобождены Варшава и Берлин.
7. Жуков как никто умел собирать резервы, маневрировать ими, навязывать противнику изматывающую борьбу с постоянными контрударами (контрудар - это удар, наносимый противнику в ответ на его атаку, как правило, при условии недостижения цели удара противника). От него требовалось восстановление не просто прорванного на отдельных направлениях, а полностью нарушенного фронта обороны, когда противника нужно было остановить любой ценой. Жуков лично выезжал на передовую, собирал разрозненные отступающие части, сплачивал их и вновь бросал в бой.
8. Ветераны в своей массе боготворили Жукова, тому есть много примеров. Недаром он получил прозвище «Маршал Победы». 8 мая 1965 года после отставки Н. С. Хрущёва военачальник, долгое время находившийся в опале и уволенный из армии, был приглашён в Кремль на торжественное заседание к 20-летию Победы. Присутствующие в зале встретили его появление овацией. А когда вышли в свет мемуары маршала «Воспоминания и размышления», в книжные магазины выстраивались огромные очереди.
4. Просмотр и обсуждение видеоролика «Герои Победы. Жуков Г. К.» (фронтальная работа)
Какие еще интересные факты вы услышали о Георгии Константиновиче Жукове?
5. Награды маршала Жукова Г. К. (фронтальная работа)
За свою военную деятельность, Жуков получил множество наград. (карточки на доске)
1939 г. – За умелое руководство войсками 1-й армейской группы и проявленные при этом мужество и отвагу присвоено звание Героя Советского Союза с вручением Ленина и медали «Золотая Звезда.
1944 г. – был награжден второй медалью «Золотая Звезда».
1945 г. – был награжден третьей медалью «Золотая звезда».
1956 г. – награждён орденом Ленина и четвёртой медалью «Золотая Звезда»
Награждён 2 орденами «Победа», 6 орденами Ленина, орденом Октябрьской Революции, 3 орденами Красного Знамени, 2 орденами Суворова 1 степени, Георгиевским крестом 3-й и 4-й степени, медалями. А также орденами и медалями иностранных государств.
6. Дань памяти Жукову Г. К. (фронтальная работа)
Имя и дела Г. К. Жукова известны в нашей стране и за ее пределами. Наследие полководца – его победы, о которых он рассказывал в своих мемуарах.
На территории России установлено 19 скульптурных композиций, посвященных памяти маршала Советского Союза – Георгия Константиновича Жукова. Один из памятников полководцу расположен в ст. Ленинградской (установлен в 1988 г.). Пятитонный монумент выполнен из розового гранита и является объектом культурного наследия, который охраняется государством.
Все, кто прошел через Великую Отечественную, свято чтят память о величайшем полководце, четырежды Герое Советского Союза Георгии Константиновиче Жукове. В свое время, готовясь к празднованию его юбилея, ветераны района предложили в честь маршала установить в центре Ленинградской памятник. Обратились c письмом в районной газете «Степные зори» к жителям и предприятий с предложением начать сбор средств на сооружение монумента.
7. «Письмо ветерану». Практическая деятельность. (индивидуальная работа)
Ребята, все люди, которые стояли и стоят на защите нашей с вами Родине, очень важны. Без них не было бы мирного неба над головами.
Поэтому предлагаю вам написать письмо Ветерану Победы. Это может быть известный Ветеран, полководец, например, Жуков, или ваш прадедушка, которые служили. Возможно, у кого-то родственники служат и сейчас.
У вас на столах лежал шаблоны письма Ветерану. Напишите благодарность защитникам.
8. Викторина. (фронтальная работа)
Закрепим знания, полученные сегодня в виде небольшой викторины. (слайд 10-18)
1. Кого называют военачальником?
2. Какими качествами должен обладать полководец?
3. Какой героический поступок совершил Г. К. Жуков в свои ранние годы?
4. Сколько классов закончил Жуков? Как учился Жуков?
5. Какую профессию получил Жуков?
6. В каком году началась военная карьера Георгия Жукова?
7. Эскадрон - это.
8. Кавалерийский полк -это.
9. Почему Жукову установили памятник в ст. Ленинградской?
IV. Заключительная часть мероприятия.
1. Обобщающая беседа. (фронтальная работа)
Кем являлся Г. К. Жуков?
Какими качествами обладал Георгий Константинович Жуков?
Какие факты из его биографии вы запомнили? Поделитесь.
Почему мы должны помнить и говорить о великих людях?
Итак, ребята, достигли ли мы поставленной цели в начале мероприятия?
2. Самооценка обучающимися результатов деятельности. (индивидуальная работа)
- Посмотрите, я раздала вам «Карточку самоанализа». Заполните ее.
«Для меня сегодняшнее мероприятие…»
Мероприятие Я на мероприятии Итог
Интересное Работал Понял(-а) материал
Скучное Отдыхал Узнал(-а) больше, чем знал
Безразлично мне Помогал другим Не понял(-а)
3. Рефлексия. (фронтальная работа)
Посмотрите на слайд и дополните фразы. (слайд 19)
Мне было интересно…
Я сегодня понял, что…
Мне было трудно…
Я хотел бы узнать более подробно…
Я благодарю вас за работу. Всего вам доброго.