Гюзель Альбертовна
Конспект внеклассного урока «Рифмы» в 1 классе
▼ Скачать
1. Сказка о Шише, который сочинял рифмы.
2. Стишки А. Барто и С. Маршака (небольшой разбор)
3. Детские работы.
Фотографии, которые я опубликовала, - это те работы, которые ученики писали дома. По очереди сами брали домой нашу тетрадь класса (с детьми придумали вести дневник класса, где будем записывать самые смешные моменты, лучшие работы, рисунки, стихи).
Если с учениками или воспитанниками самим быть немного детьми (об этом говорили и писали советские и зарубежные педагоги и психологи, то в классе будет царить дружба, дети живут в коллективе и любят его, а, если детей не любить и не понимать, то тяжело от такого учителя будет и детям, и родителям, и будут проблемы в средних и старших классах, а предметники все разные, у каждого свой характер. Поэтому скажу, что мои классы ждали, моих ребятишек любили! А дети чувствуют взрослых.
Публикация «Конспект внеклассного урока „Рифмы“ в 1 классе» размещена в разделах
- Внеурочная деятельность. Внеурочные занятия в школе
- Классные часы и внеклассные мероприятия в 1 классе
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Рифмы, учимся рифмовать
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Без любви и понимания не будет уважения, а в школу будут ходить неохотно, пропускать занятия будет для них выходом из такого положения (буллинг остро проявляется именно после начальной школы, будут мечтать о скорейшем завершении школы (садика). Психологическое здоровье детей зависит не только о атмосферы в семье, но и от любимого учителя, от школы и от одноклассников! И основная ответственность лежит на классном руководителе.
Дети чувствуют любовь и заботу, не наглеют, потому что свое место знают. Проблем с таким классом не бывает, умный учитель продолжит дружить с детьми, а другой испортит коллектив. С детьми нужно жить в школе. Если дома родители учат жизни как таковой, то в школах учим находить себя через любимые предметы, занятия, кружки, тоже готовим к будущей жизни.
Это проверено не только мной и временем, но и моими родителями, учителями старой школы, мамиными подругами. Дети - не только ученики, но и друзья. Ведь они когда-то вырастут и будут делиться с детьми о школе. Память о себе нужно оставлять только хорошую, чтобы на душе у них было спокойно.
А школа - это для них второй дом, где вы, как раньше говорили, "вторая" мама, и это звучит гордо, поэтому ответственность большая!
Что касается ошибок, то в нашей тетради класса не исправляла (подросли, сами улыбались над ними, ведь правила еще не знали этих, но в учебном процессе мы и это исправили. Нужно детям объяснить: лучше сразу делать качественно, чем потом исправлять, а, значит, относиться к учебе серьезно, знать правила знать необходимо.
1. Сказка о Шише (сказку прилагаю в конце конспекта).
Рассказы про Шиша я любила читать в детстве, но из всех больше всего нравилась эта, про рифмы.
"— Дяденька, давайте играть в рифмы.
— Это что такое — рифмы?
— А давайте так говорить, чтоб складно было.
— Давай.
— Вот, дяденька, как твоего папашу звали?
— Моего папашу звали Кузьма.
— Я твоего Кузьму
За бороду возьму!"
Поговорили об этих героях, поняли, почему дяденька его попросил Шиша слезть с телеги, хотя первоначально молодой человек был вежлив:
"— Здравствуйте, молодой человек!
А Шиш опять:
— Как супруга ваша поживает, как деточки?"
А закончилась дружба между Шишом и дяденькой после того, как он про Кузьму сочинил:
"Дядька говорит:
— Если ты Силантий,
То с моей лошади слезантий!
— Что ты, дяденька, такого и слова нет — «слезантий».
— Хотя и нет, все равно слезай!"
На доске записала эти строки, анализировали, даже свои варианты придумали, например:
"- Моего папашу звали Кузьма.
— А у дедушки Кузьмы
Больше нету бороды!" (С. Лукманов)
С детьми "нашли" созвучие концов стихотворных строк, проанализировали поведение Шиша, которого в конце справедливо "попросили" слезть с телеги. "Он сам виноват, его катают бесплатно, а он обидел дяденьку, вот прогнал!" - Серьезно сказал один из детей.
2. Так, после сказки перешли на короткие знакомые стишки Барто и Маршака. Дети их знали еще с дошкольного возраста, поэтому дружно хором читали их наизусть.
Короткие стишки легко запоминаются детьми, даже те, у кого проблемы с запоминанием.
Пока рассказывали эти стишки, я записала по паре строк, чтобы дети попробовали самостоятельно сочинить. Пусть получились разные и "неправильные", зато принцип поняли хорошо.
"Зайку бросила хозяйка —
Под дождем остался зайка.
Со скамейки слезть не мог,
Весь до ниточки промок".
А. Барто
"Где обедал, воробей?
В зоопарке у зверей.
Пообедал я сперва
За решеткою у льва.
Подкрепился у лисицы.
У моржа попил водицы.
Ел морковку у слона.
С журавлем поел пшена.
Погостил у носорога,
Отрубей поел немного.
Побывал я на пиру
У хвостатых кенгуру.
Был на праздничном обеде
У мохнатого медведя.
А зубастый крокодил
Чуть меня не проглотил"
С. Маршак
Можно вспомнить и "Краденое солнце", где К. Чуковский пишет:
"А сороки-
Белобоки
Поскакали по полям,
Закричали журавлям:
«Горе! Горе! Крокодил
Солнце в небе проглотил!"
Если найдутся желающие играть в пришкольном или загородном детском лагере, а там дети из разных классов, то тоже можно предложить сыграть "Кто лучше поберет рифму?" или "Сочини стишки". А потом поиграть в "Крокодил, крокодил, какое солнце проглотил?"
Так, после бесед о Шише и его поведении, но и дару уметь быстро придумать рифмы, можно раздать заранее приготовленные дома бумаги, на которых написаны слова для будущих стишков. И на доске записала, кому как удобно. Нужно учитывать возрастную психологию и характер каждого ребенка класса.
Дети справились с заданием не сразу. Сначала они думали, шептали, про себя еще не все дети умеют мыслить, использовали черновик (тоже входило в работу, ведь сначала все писатели,как и они - ученики, тоже сначала пишут в черновиках, много раз проверяют, и только потом уже переписывают в чистовик).
Детям очень нравилось чувствовать себя поэтами!
И даже потом, когда мы пошли по домам, на этом желание творить у них не пропало, даже на выходные сочиняли стишки. Кроме того, придумали названия к своим работам (в классе не у всех получалось придумать стихи, поэтому не стали тратить время на названия). А названия придумывать даже взрослым не всем дано. На это тоже уходит немало времени.
Предлагаю прочитать:
"Гнутся ветки надо полями
Чуть ли не ломаются.
Я б хотела их поднять -
Силы не хватает.
Не печалься, дерево, так и знай:
Будешь ты красивей, так и знай!"
Черных К., 8 л. ,
"Что такое за горой и за горами?
Что такое за горой и за горами?
Объясните кто-нибудь!
Вот идет какой-то дядька с красными ушами
Объясните кто-нибудь: с красными ушами.
Что такое за горой?
Вот идет старушка с палочкой в руках.
Объясните кто-нибудь: с палочкой в руках.
Это что такое за горой светит нам в глаза?
Все с красными ушами и с палочкой в руках кричат,
Кричат, кричат:
«Это наше солнце светит нам в глаза!»"
Лукманов С., 8 лет
"Если утром рано встать, можно всюду успевать.
Можно книжку почитать.
Можно больше пописать.
Можно дальше пробежать.
Только надо рано встать!"
Ибатуллина Г., 8 л.
А Вахрушева А., 8 лет, сочинила три стишка:
"Сынишка Аллы всю кашу съел!
Вечером задремала Алла,
Ее сынишки подсел
И всю кашу съел".
"Я взяла ручку,
Чтобы писать.
Брат купил ручку,
Чтобы играть!"
"У нас есть кошка,
Я пробовала с ней играть.
Я взяла ложку,
А кошка начала ее лизать"."
"Утро
Вот будильник зазвенел.
Я умылся и поел.
И шнурки в ботинки вдел.
Одел я шапку и пальто.
А на улице тепло!"
Рожков В., 8 л., 1 кл.
Приложение:
"Рифмы: Сказки о Шише
Сказка про Шиша, который любил рифмы придумывать. Однажды подвез его один дядька
на лошади. Сказка представлена в в пересказе Б. В. Шергина.
«Рифмы: Сказки о Шише» читать
Шиш по своим делам в город пошел. Дело было летом, жарко. Впереди едет дядька на
лошади. Шиш устал, ему хочется на лошадке подъехать. Он и кричит этому дядьке:
— Здравствуйте, Какой-то-Какойтович!
Дядька не расслышал, как его назвали, только понял, что по имени и отечеству. Он и
кричит Шишу:
— Здравствуйте, молодой человек!
А Шиш опять:
— Как супруга ваша поживает, как деточки?
Дядька говорит:
— Благодарим вас, хорошо живут. А если вы знакомый, так присаживайтесь на телегу,
подвезу вас.
Шишу то и надо, сел рядом с дядькой. А Шиш молча сидеть не может. Он только тогда
молчит, когда спит.
Он говорит:
— Дяденька, давайте играть в рифмы.
— Это что такое — рифмы?
— А давайте так говорить, чтоб складно было.
— Давай.
— Вот, дяденька, как твоего папашу звали?
— Моего папашу звали Кузьма.
Шиш говорит:
Я твоего Кузьму
За бороду возьму!
Дядька говорит:
— Это зачем же ты моего папашу за бороду брать будешь?
Шиш говорит:
— Это, дяденька, для рифмы. Ты скажи, как твоего дедушку звали.
— Моего дедушку звали Иван.
Шиш говорит:
Твой дедушка Иван
Посадил кошку в карман.
Кошка плачет и рыдает,
Твово дедушку ругает.
Дядька разгорячился:
— Это зачем мой дедушка будет кошку в карман сажать? Ты зачем такие пустяки
прибираешь?
— Это, дяденька, для рифмы.
— Я вот тебе скажу рифму; тебя как зовут?
— Меня зовут… Федя.
Дядька говорит:
Если ты Федя,
То поймай в лесу медведя.
На медведе поезжай,
А с моей лошади слезай!
— Дяденька, я пошутил. Меня зовут не Федя, а Степан.
Дядька говорит:
Если ты Степан,
Садись на аэроплан.
На аэроплане и летай,
А с моей лошади слезай!
— Дяденька, это я пошутил. Меня зовут не Степан, а… Силантий.
Дядька говорит:
Если ты Силантий,
То с моей лошади слезантий!
— Что ты, дяденька, такого и слова нет — «слезантий».
— Хотя и нет, все равно слезай!
Шишу и пришлось слезть с телеги. Так ему и надо. Если тебя добрый человек везет на
лошадке, ты сиди молча, а не придумывай всяких пустяков".
https://russkaja-skazka.ru/rifmyi/