София Сидорчук
Конспект внеклассного мероприятия «Город мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Классный час на тему: «Город мастеров»
Цель: создать условия для знакомства учащихся с историей возникновения росписи в стиле золотой хохломы; воспитывать любовь и бережное отношения к предметам народного творчества.
Ход занятия
1. Организационный момент
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут София Станиславовна и сегодняшний классный час у вас проведу я.
Говорите четко, внятно,
Чтобы было все понятно.
Если друг стал отвечать,
Не спеши перебивать.
- Чтобы определить тему нашего занятия посмотрите на картинку. Как вы думаете, о чём пойдёт речь.
Публикация «Конспект внеклассного мероприятия „Город мастеров“» размещена в разделах
- Верно, наш разговор будет о ремёслах. А тема классного часа «Город мастеров».
- Отгадайте загадку и определите, о каком ремесле мы будем говорить:
Резные ложки и ковши
Ты разгляди-ка, не спеши.
Там травка вьется и цветы
Растут нездешней красоты.
Блестят они, как золотые,
А, может, солнцем залитые.
- Верно, сегодня мы познакомимся с хохломской росписью.
2. Основная часть
История промысла
- Хохломская роспись - русский народный художественный промысел, возник в 17 в. Название происходит от села Хохлома. Декоративная роспись на деревянных изделиях (посуда, мебель) отличается тонким растительным узором.
- Ребята, какие элементы используются в хохломской росписи?
- Какие цвета используются в росписи посуды?
-Жёлтый цвет олицетворяет счастливую жизнь, довольство, красоту и чистоту.
- Трава, цветы, ягоды, листья (красный и зелёный цвета) – напоминали людям о молодости, силе.
- Чёрный цвет – цвет земли.
- А почему именно эти краски использует мастер, мы узнаем из легенды.
-Пока вы будете слушать легенду, я предлагаю вам расписать изделия. У вас на столах имеются заготовки. А наша задача: расписать изделия, используя цвета хохломской росписи. А затем сделаем выставку наших работ.
2. Легенда о "Хохломе"
Жил в давние времена в Москве мастер - иконописец. Царь высоко ценил его мастерство и щедро награждал за труды. Любил мастер своё ремесло, но больше всего любил он вольную жизнь и поэтому, однажды тайно покинул царский двор и перебрался в глухие леса. Построил он себе избу и стал заниматься прежним делом. Мечтал он о таком искусстве, которое стало бы родным всем, как простая русская песня. Так и появилась первая хохломская посуда, украшенная пышными цветами и тонкими веточками. Слава о великом мастере разнеслась по всей земле. Отовсюду приезжали люди, чтобы полюбоваться на его мастерство. Многие строили здесь избы и селились рядом.
Наконец, дошла слава мастера и до грозного государя, и повелел он отряду стрельцов найти беглеца и привести. Но быстрее стрелецких ног летела народная молва. Узнал мастер о своей беде, собрал односельчан и раскрыл им секреты своего ремесла. А утром, когда вошли в село царские посланцы, увидели все, как горит ярким пламенем изба чудо - художника. Сгорела изба, а самого мастера, как ни искали, нигде не нашли. Только остались на земле его краски, которые словно вобрали в себя и жар пламени, и чернь пепелища.
Исчез мастер, но не исчезло его мастерство, и до сих пор ярким пламенем горят хохломские краски, напоминая всем и о счастье свободы, и о жаре любви к людям, и о жажде красоты. Видно, не простой была кисть мастера - кисть из солнечных лучей.
Такова легенда. Как и во всякой легенде, в ней много вымысла, но её правда в том, что большое мастерство и большое искусство сохраняются только тогда, когда передаются из рук в руки, от учителя к ученику.
-Молодцы, вы справились заданием.
-Мы заканчиваем цикл классных часов на тему ремёсел России, а поэтому я предлагаю вам решить кроссворд по всем пройденным ремёслам. Выполнять работу вы будете в парах.
По вертикали:
1. Центр глиняной игрушки на реке Вятка.
2. Деревянные игрушки, хранящиеся одна в другой.
3. Фарфоровая посуда с сине-голубым рисунком, на белом фоне.
По горизонтали:
1. Центр производства кованых расписных подносов.
2. Деревянная посуда с золотым фоном и красно-черной росписью.
3. Центр производства и матрешек и деревянной расписной посуды.
4. Центр лаковой миниатюры на шкатулках и других предметах быта.
Ребята, а как вы думаете, любой ли человек может стать мастером? А какими качествами должен обладать мастер?
Давайте составим список этих качеств.
3. Рефлексия
Наш классный час подходит к концу. Давайте устроим выставку наших работ. Как красиво у вас получилось расписать предметы (ложки, доски)