Наталья Васильевна Муковоз
Конспект виртуальной прогулки по лесу в подготовительной к школе группе «Мы в любое время года ходим тропами природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: развитие любознательности и познавательной мотивации детей; формирование первичных представлений о объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира причинах и следствиях, об особенностях природы и ее многообразии.
Задачи:
- расширить представление детей о лесе, лесных жителях.
- развивать любознательность, память, умение делать выводы.
-воспитывать экологическое сознание, экологическую культуру, чувство ответственности за свое поведение в природе.
Публикация «Конспект виртуальной прогулки по лесу в подготовительной к школе группе „Мы в любое время года ходим тропами природы“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Предварительная работа: чтение природоведческой литературы, рассматривание иллюстраций о жителях леса, беседа о правилах поведения «Берегите лес», решение проблемных ситуаций «Что было бы если…» (вырубили лес, исчезли хищники, насекомые и т. д., дидактические игры: «Кто живет в лесу?», «Деревья, кустарники и травы», разучивание стихотворений, песен, танцевальной разминки «Лесная зарядка», выставка семейного творчества «Лес – зеленый друг», НОД «Лес – легкие планеты», чтение рассказа М. Пришвина «Разговор деревьев»
Материалы и оборудования: герои «Хозяйка леса», лесовичок, книжная выставка от городской детской библиотеки, оформленная в группе, презентация «Лес - богатство и краса. Береги свои леса!», аудиозапись «Звуки природы : птицы леса», картинки птиц, карточки «Съедобные и не съедобные грибы», карточки-правила «Поведение в лесу».
Ход мероприятия
Ведущий:
Здравствуйте милые дети, вы всех прекрасней на свете! Я вас приглашаю на лесную прогулку. Ребята, лес – это родной дом для растений, птиц, животных. Кто лес уважает, растения не обижает, зверятам помогает, тот гостем желанным в лесу бывает, тот настоящий друг леса. Вот сегодня мы и узнаем, настоящие вы друзья леса или нет. Но прежде чем отправиться в лес, давайте вспомним строки одного стихотворения:
Здравствуй, лес. Дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чем шумишь листвою
Ночью темной грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе и серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь? Какая птица?
Все открой, не утаи:
Ты же видишь – мы твои.
Звучит мелодия «Шум леса», входит хозяйка леса
Хозяйка леса: Здравствуйте мои друзья!
Я пришла вас навестить, В гости к другу пригласить. В свое волшебное царство, Зеленое государство. В царстве моем есть и звери, и птицы, Дятел и крот, есть лиса и синица. Есть комары, муравьи, соловьи. Лес – украшение нашей земли! Дружат все: птицы, цветы и зверье, Очень богатое царство мое!
Ведущий: Лес – это дом не только для деревьев, цветов, но и для лесных обитателей. Ребята, сыграем с вами в игру «Кто живет в лесу?». Я буду называть вам животное, и если оно живет в лесу, вы говорите «да», если не живет то «нет», хорошо.
Игра «Кто живет в лесу?»
По секрету вам скажу, что медведь живет в лесу!
Вы согласны или нет? Дайте мне скорей ответ! (ДА)
По секрету вам скажу, что петух живет в лесу! (НЕТ)
А свинья живет в лесу? (НЕТ)
А лиса живет в лесу? (ДА)
Может там живет котенок? (НЕТ)
Может серенький зайчонок? (ДА)
А зеленый крокодил? (НЕТ)
Там живет сова и белка! (ДА)
И корова их соседка! (НЕТ)
Не ошиблись вы ни разу!
Все ответы давали сразу!
Звучит запись пения лесных птиц
Хозяйка леса: Возьмемся за руки, друзья, И по тропе лесной. Отправимся туда, где лес, Манит своей листвой! В этом путешествии мне будет помогать мой верный друг и помощник, страж всех моих владений – Старичок - Лесовичок. Под звуки хруста веток входит Лесовичок
Проводится физ. минутка
Мы идем лесной дорогой, (обычная ходьба)
Интересного тут много,
По дорожке в лес пойдём,
Чудеса в лесу кругом : (ладони приложить к щекам, покачать головой)
Вот растёт под ёлкой гриб, (руки сложить над головой «шляпкой»)
Рябинка пламенем горит, («фонарики» на четыре счёта)
Белка скачет скок, поскок, (прыжки)
И орешки щёлк, да щёлк. (хлопки в ладоши)
Тихо, тихо, не шумите, (палец приложить к губам)
По дорожке в лес идите; (ходьба на носочках)
Мы для леса все друзья, обижать друзей нельзя!
Ведущий: Дорогой Лесовичок, мы пришли в лес, чтобы получше узнать о его обитателях. Ты нам поможешь в этом?
Лесовичок: Ну, конечно помогу и все расскажу про нашу лесную жизнь!
Лес – это наш зеленый друг! Зеленый друг, хороший! Он нам протянет сотни рук и тысячи ладошек.
Кто из вас в лесу бывал? Кто из вас в лесу гулял? (Ответы детей).
Тогда вы наверно знаете - без чего леса не бывает? (Ответы детей).
Самые главные жители леса – деревья. Их много, они высокие. И в наших лесах растут разные деревья: береза, дуб, клён, осина, ель, сосна и другие.
Лес наш необычный, он волшебный — в нём растут загадки.
Если вы их отгадаете, то сразу поймете, какие деревья растут в нашем лесу.
Загадка 1. Её узнаешь по простой примете: Нет дерева белей на свете… (береза)
Ведущий: А кто ребята знает стихотворение про березу?
1. Ребенок:
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками,
В белом сарафанчике,
С платочками в карманчиках
Родную, ненаглядную.
Люблю её нарядную.
Ведущий: Это– лиственное дерево. Белый ствол защищает дерево от солнечных лучей. Сок очень полезен. Лечебные также почки, листья, из коры делали посуду. Из древесины – мебель.
Ведущий: А вот вам моя новая загадка, о каком дереве идёт речь?
Загадка 2. С моего цветка берёт пчёлка самый вкусный мёд
А меня все обижают, шкуру тонкую сдирают" (Липа)
2. Ребенок:
Я густой, кудрявой
Вырасту на славу,
-Примечай меня!
Я медовым цветом
Расцветаю летом, -
Береги меня!
Ведущий: у меня для вас ещё одна загадка есть:
Загадка 3 Что за дерево стоит, ветра нет, а лист дрожит? (Осина)
3. Ребенок:
Зябнет осинка,
Дрожит на ветру,
Стынет на солнышке.
Мёрзнет в жару.
Дайте осинке
Пальто и ботинки
Надо нагреться
Бедной осинке.
Ведущий: Ну, а эту загадку наверное все отгадают? Что же это за девица? Не швея, не мастерица, Ничего сама не шьёт, А в иголках круглый год. (Ель)
4. Ребенок:
Елка, елка, Елочка,
Вершинка
–Что иголочка!
С буйным ветром
Борется,
Дотронешься
–Уколешься!
Ведущий: Это – хвойное дерево, солнца не любит. Очищает воздух. Из древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.
Ведущий: Кто ещё расскажет стихи про деревья?
5. Ребенок:
Красненькую ягодку
Мне дала рябина.
Думал я, что, сладкую,
А она горчит.
То ли эта ягодка
Просто не дозрела
То ль рябина хитрая
Подшутить хотела?
Ведущий: Это – ягодное дерево. Его ягоды очень полезны, но пригодны в пищу только после осенних заморозков. любят клевать птицы.
Лесовичок: Какие молодцы, детишки! Все загадки отгадали!
Хозяйка леса: Ребята, вы знаете, что лучшее средство от скуки – Разминать ежедневно ноги и руки. Предлагаю убедиться, добрым духом зарядиться! Становитесь по порядку на лесную, на зарядку.
Зарядка «Деревья, кустарники и травы»
Проводится в кругу, Хозяйка леса произносит:
название дерева ( н-р: береза) – дети поднимают руки вверх,
называет кустарник ( н-р: сирень) – руки на пояс, делают пружинку,
если цветок или траву ( н-р: подорожник) – садятся на корточки.
Дуб, крапива, подорожник, ива.
Смородина, рябина, ромашка, малина.
Береза, шиповник, одуванчик, крыжовник.
Сосна, сирень, осина, ель.
Дети садятся на ковер
Хозяйка леса:
Молодцы, ребята.
Нас в любое время года
Учит мудрая природа.
Учит по календарю,
По живому букварю.
Птицы учат пению
Паучок – терпению.
Учит нас пчелиный рой
Дисциплине трудовой.
Учит снег нас чистоте
Учит солнце - доброте
У природы круглый год-
Обучение идет!
Ведущий: В каждом лесу есть не только деревья и другие растения. Как вы думаете, кто ещё живёт в лесу?
Дети: -звери, птицы, насекомые.
Ведущий: Какие животные живут в лесу?
Дети: Волк, заяц, лиса, медведь.
На экране появляется волк
Лесовичок: Это крупные, сильные звери имеют крупные и острые зубы (клыки). Волки живут в лесной глуши и охотятся, на зверей. - Кто из вас знает на каких?
Дети:- зайцы, утки
Хозяйка леса: Ребята отгадайте загадку:
У этого животного зимой шубка белая, а осенью серая? (заяц)
На экране появляется заяц
Ведущий: Смотрите вот он, какой заяц (длинные уши, короткий хвост, шубка меняется в зависимости от времени года). Чем питается заяц (травой, корой)
Хозяйка леса: А кто живет в лесу, а зимой спит в берлоге? (медведь)
На экране появляется медведь
Лесовичок: Медведь – огромный сильный зверь, если он поднимется на задние лапы, то будет намного выше человека.
Ведущий: Чем питается бурый медведь (рыбой, травой)
Хозяйка леса: Вот какие звери живут в моем лесу.
Ведущий: Лес - это богатство страны. Лес нужен нам всем для отдыха, он украшает нашу землю, кормит людей и животных. Мы ходим в лес отдохнуть, полюбоваться цветами, подышать чистым воздухом, собираем там ягоды и грибы.
-А какие грибы вы знаете ребята?
Дети: Съедобные и не съедобные
Ведущий:
Точки белые на красном —
Ядовитый гриб, опасный.
Ни к чему тут разговор —
Не срывайте. (мухомор)
В красной шляпе под осиной
К шляпе жёлтый лист прилип.
Полезай скорей в корзину!
Съедобный, вкусный гриб. (Подосиновик)
Масла нет во мне нисколько,
Я съедобный гриб и только.
Кто—то так меня назвал,
Чтоб ты сразу угадал. (Маслёнок)
В хвойном лесу растет паренек,
В рыженькой шляпке рыжий грибок.
Стоит задеть — и из рыженькой ножки
Вдруг побегут рыже-рыжие слезки. (Рыжик)
Дерзко выстроились в ряд
На лесной полянке,
Накопили вредный яд
Бледные… (Поганки)
Этот гриб почти домашний,
Он растет в подвале нашем,
Вкусный из него бульон,
Это белый… (Шампиньон)
В роще у березки
Повстречались тезки! (Подберезовик)
Рыжеватые сестрички называются… (Лисички)
И зимой нам пригодится,
Вырастает он в теплице.
Не грибок, а неженка,
Это наша… (Вешенка)
Царь грибов на толстой ножке
Хочет прыгнуть к нам в лукошко.
Этот гриб срывай ты смело,
Он зовётся гордо… (Белый)
Ведущий: Ребята, предлагаю познавательную эстафету «Сбор грибов». Давайте разделимся на две команды. На столах лежат картинки, обозначающие различные грибы: съедобные и несъедобные грибы. Вы должны положить съедобные грибы в лукошко, а несъедобные оставить на полянке. Потом представьте свои грибы, которые вы взяли и которые оставили в лесу. С детьми выясняется, для чего нужны несъедобные грибы.
Лесовичок: Съедобные грибы мы собрали, а ядовитые оставили в лесу. Но запомните, ребята, грибы, которые вы не знаете, оставьте на полянке, не топчите их и не собирайте.
Хозяйка леса: Все грибы в моем лесу нужны. Ядовитыми грибами лечатся некоторые лесные животные, то белочка грибок съест, то ежик, а мухоморами лоси лечатся.
Ведущий: Ребята в лесу растут не только грибы, но и чудесные ягоды, прогретые солнцем, напоенные дождем, — кладезь витаминов.
Ребята, а какие вы знаете лесные ягоды?
Дети. Малина, земляника, ежевика, костяника, черника, брусника, рябина, шиповник.
Воспитатель. Молодцы! Но надо быть осторожными и с ягодами. Среди них тоже притаились ядовитые.
На экране показываются иллюстрации с изображением ядовитых ягод и ведущий называет их: волчья ягода, вороний глаз, дурман.
Лесовичок: Ну а эти ягоды наверно знают все!
Ягоды лесные эти
Любят бурые медведи.
Не рябина, не калина,
А с колючками… (Малина)
Много темно-синих бус
Кто-то уронил на куст.
Их в лукошко собери-ка.
Эти бусины —… (Черника)
Ягодку сорвать легко —
Ведь растет невысоко.
Под листочки загляни-ка —
Там созрела… (Земляника)
Похожа на малину,
Живу в низине,
Люблю болото!
Коль сорвать охота —
Не ленись, наклонись,
Желтой ягодкой насладись.
Подумай немножко:
Как меня зовут?. (Морошка)
Эту ягодку найдете
Не в саду, а на болоте.
Круглая, как пуговка,
Красненькая… (Клюква)
Не на шутку, а всерьез
Куст колючками оброс.
Темных ягодок сорви-ка.
Что за кустик? (Ежевика)
Ведущий: все то вы знаете. А ведь в лесу помимо деревьев, животных, цветов, ягод, и грибов можно встретить и насекомых, и друзей пернатых. Хорошо ли вы знаете их?
Всю ночь летает – мышей добывает.
А станет светло, спать летит в дупло. (Сова.)
Я по дереву стучу, червячка добыть хочу
Хоть и скрылся под корой – все равно он будет мой! (Дятел. А еще эту птицу называют «лесным доктором»)
Верещунья, белобока, а зовут ее … сорока.
Кто на елке на суку, счет ведет: ку-ку, ку-ку? (Кукушка. Эта птица не вьёт гнезда и не выводит птенцов)
Лесовичок: Птицы – это гонцы весны. Весна выслала их вперёд.
Хозяйка леса: В природе, ребята, три весны: весна света – март, весна воды – апрель, весна зелёной травы – май. Основу живой природы составляют растения, они дают пищу и кислород всем живым существам.
Ведущий: Ну, что же отправляемся путешествовать по лесу дальше. Сейчас я проверю, как вы знаете правила поведения в лесу. Для этого поиграем с вами в игру «Если я приду в лесок». Я буду говорить вам свои действия, а вы отвечать, если я буду поступать хорошо, говорим «да», если плохо, то все вместе кричим «нет»!
Если я приду в лесок и сорву ромашку (нет)
Если разведу костер; а тушить не буду? Нет)
Если съем я пирожок
И выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю (да)
Если ветку подвяжу, колышек поставлю (да)
Если сильно засорю и убрать забуду (нет)
Если мусор уберу, банку закопаю (да)
Я люблю свою природу, я ей помогаю (да)
Лесовичок:
Солнце прячется в тумане. Лес дремучий, до свиданья! Защитил ты нас от зноя. Напоил водой живою. Дал здоровья, свежих сил. И гостинцем угостил. Ты расти на радость людям. Мы дружить с тобою будем. Добрый лес, могучий лес.
Ведущий: Ребята посмотрите на нашу книжную выставку. Все эти рассказы, стихотворения о лесе. О красоте родной природы, о деревьях и цветах. Вы ребята наверное знаете много поэтов и писателей которые писали и пишут о красоте родной природы. Это М. М. Пришвин, В. В. Бианки, С. А. Есенин, Ф. И. Тютчев, А. С. Пушкин и другие. У Л. Н. Толстого тоже очень много рассказов для детей посвященных деревьям, животным.
Хозяйка леса: Грустно, ребята, расставаться. Я надеюсь, что вы все будете приходить ко мне в гости. Я и мои лесные жители с радостью будем ждать встречи с вами.
Ведущий: На этом наше мероприятие подошло к концу. Большое спасибо нашим лесным гостям. До свидания, до новых встреч.
Источники используемой информации:
1. Князева, О. Л. Приобщение детей к истокам русской народной культуры / О. Л. Князева, М. Д. Манахаева. - Санкт - Петербург: Детство-Пресс, 2017, - 304 с. - ISBN 978-5-89814-013-1. - Текст : непосредственный.
2. Куприна, Л. С. Знакомство детей с русским народным творчеством / Л. С. Куприна, Т. А. Бударина. – Санкт - Петербург: Детство-Пресс, 2015. – 304 с. - ISBN 9785906797421. - Текст : непосредственный.
3. Зеленова, Н. Г. Мы живем в России / Н. Г. Зеленова, Л. Е. Осипова. – Москва: Скрипторий, 2003. - 112 с. - ISBN 978-5-98527-068-6. - Текст: непосредственный.
3. Список литературы.
Книга «Экологическое воспитание в начальной школе» автор-составитель Н. В. Лободина издательство «Учитель», книга Н. Сладкова «Медовый дождь».