Анна Каренгина
Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию «Путешествие в весенний лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обобщить и закрепить знания детей об окружающем мире Формирование положительно — эмоционального отношения к красоте весенней природы. Вызвать у детей интерес к окружающему миру, формировать реалистические представление об окружающей нас природе.
Задачи:
1. Способствовать обобщению представлений о весне, как времени года; о жизни деревьев, растений, животных и птиц.
2. Способствовать обобщению правил поведения в лесу.
Публикация «Конспект занятия в старшей группе по познавательному развитию „Путешествие в весенний лес“» размещена в разделах
- Весенний лес. Конспекты занятий на тему весеннего леса
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2024
3. Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение обобщение, классификация, развивать внимание, воображение, речь, логическое мышление, творческие способности.
4. Воспитывать бережное отношение к природе.
Материалы и оборудование:; солнышко без лучиков и отдельно лучики солнца; макеты деревьев березы елки; карточка «Игровое упражнение «Если я приду в лесок»; конверт с письмом от бабы Яги; картинки лиственного, хвойного и смешанного леса; картинки с изображением живой и неживой природы; имитация озера (распечатанное на листе «озеро», камни, лягушка, кувшинка); картинки с изображением перелетных и зимующих птиц (снегирь, ласточка, дятел, скворец, воробей, синица, журавль, голубь, ворона, сорока); картинки с изображением цветов,медали.
Ход занятия
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с ними и встанем в круг.
(Дети здороваются и встают в круг). Воспитатель:
В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо,
А теперь пойдем налево.
В центр круга соберемся,
И на место все вернемся.
Все друг другу улыбнемся.
И занятие начнём.
Воспитатель: (стоим на ковре)
Ребята, сегодня к нам в группу пришло письмо от лесных жителей. (Слайд 1) Лесные жители проснулись рано утром и увидели там грустное солнышко без лучиков. (Слайд 2) Рассказало солнышко, что потеряло свои лучики в волшебном весеннем лесу, а злая баба Яга заколдовала лес и согласилась вернуть лучики тому, кто выполнит ее задания. Задания сложные, поэтому они просят нас пойти в лес, выполнить задания бабы Яги и собрать лучики для солнышка. Тогда в лесу будет светло и тепло, радостно.
Воспитатель: Ну что, ребята, поможем лесным жителям? (Да)
Тогда я приглашаю вас в путешествие в сказочный весенний лес. (идем по кругу)
В лес с ребятами идем, громко песенку поем (Дети маршируют) Звучит музыка.
На носочках мы пойдем, и друзей всех позовем. (Ходят на носочках)
Воспитатель: : Вот мы и в волшебном лесу. Как здесь красиво, но как-то сумрачно. Тогда давайте присядем на полянке и поиграем в игру «Назови время года по приметам»(сидим на ковре)
Оттепель, капель, проталинки, мать - и - мачеха, лужи, верба. (весна)
Солнце ярко светит, цветы, купаться. (лето).
Идет дождь, дует ветер, поспели овощи, опадают листья. (осень)
Снегирь, снегопад, сугробы, лыжи, санки. (зима)
Воспитатель: Сколько всего времен года вы знаете? (4).
Если вы отгадаете загадку, то узнаете любимое время года лесных зверей:
Снег и лед на солнце тают,
С юга птицы прилетают,
И медведю не до сна.
Значит, к вам пришла …
Какое сейчас время года? (весна). Назовите месяцы весны? (Март, апрель, май). Сколько их? (3). Какой сейчас весенний месяц?
Воспитатель: Молодцы, ребята. Вы хорошо справились с этим заданием.
А теперь нам нужно очень постараться вернуть солнышку его лучики, но прежде, чем отправится в путь, мы с вами должны вспомнить правила поведения в лесу. Для этого поиграем в игру.
1. Игровое упражнение «Если я приду в лесок».(игра с мячом на ковре).
Я буду называть действия действия, а вы отвечать можно или нельзя это делать в лесу.
Если поступки хорошие, говорите «да», если плохие говорите «нет»
Если я приду в лесок и сорву ромашку? (нет)
Если разведу костёр, а тушить не буду? (нет)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если хлебушка кусок на пеньке оставлю? (да)
Если съем я пирожок и выброшу бумажку? (нет)
Если ветку подвяжу, колышек подставлю? (да)
А в лесу я на сорю и убрать забуду? (нет)
Если мусор уберу, банку закапаю? (да)
Если разведу костер, а тушить не буду? (нет)
Я люблю свою природу, я ей помогаю! (да)
- Пожалуйста, запомните, как обязан вести себя в лесу воспитанный, вежливый человек, и научите этому своих друзей.
Воспитатель: Молодцы ребята, правила поведения в лесу вы знаете, можно отправляться в путь.
Воспитатель (Слайд 3)- Ой, ребята, посмотрите, на ветке елки висит какая-то записка. Да это письмо от бабы Яги. Вот что она пишет:
Письмо: «Здравствуйте, ребята! Я знаю, что вы хотите помочь лесным жителям собрать солнечные лучики, чтобы солнышко вновь засияло в лесу. Тогда слушайте внимательно: лучики вы найдете, если справитесь с моими заданиями. А если не справитесь, то лес так и останется мрачным, так что спешите.
(Слайд 4)Там, в тиши, в лесу глухом
Три пенька покрытых мхом,
А под ними вам заданья.
Баба яга»
Воспитатель: Сейчас я посмотрю, что лежит под пеньками. (Слайд 5) Да тут конверты с заданиями!
Беру конверт номер 1.
Послушайте задание.
«Загадаю вам загадки,
Мои милые ребятки.
Вы загадки отгадайте
И ответ скорее дайте.»
Воспитатель: Ребята, в лесу много деревьев! Но чтобы узнать как называются эти деревья, Послушаем загадки бабы яги?
Первая загадка:
Русская красавица
Стоит на поляне
В зеленой кофточке,
В белом сарафане (Береза)
Какое это дерево: лиственное или хвойное? (Лиственное). Как вы определили, что это лиственное дерево? Какие еще лиственные деревья вы знаете? : (У него на ветках растут листья) .Как называется лес, где растут только лиственные деревья? (Лиственный)
Игра «Детки с ветки» (подходим к столу и подбираем картинку к дереву). Например. У меня дубовый лист, он с дуба.
Вторая загадка:. :
Что же это за девица:
Не швея, не мастерица,
Ничего сама не шьёт,
А в иголках круглый год (Елка)
А это, какое дерево: лиственное или хвойное? (Хвойное). Как вы догадались. что это хвойное дерево? (У него на ветках вместо листьев иголки – хвоинки). Как называется лес, в котором растут только хвойные деревья? (Хвойный). Какие еще деревья растут в хвойном лесу? (Ель, пихта).
Воспитатель: Молодцы, ребята! А вот и первый лучик солнца. Возьмем его с собой. Идем дальше.
Воспитатель: До чего же красив сказочный лес! Здесь вам и лесное озеро, и камни, и птицы и облака!
Второе задание от бабы Яги. Послушайте: «Есть два огромных мира: мир живой и мир неживой природы. Чем отличаются эти миры? У вас на столе лежат картинки. Мальчикам нужно отобрать изображение неживой природы, а девочкам живой. Да смотрите, ничего не перепутайте!»
Воспитатель: Ребята, чем отличается живая природа от неживой (Живая природа движется, растет, питается, дышит, размножается). (Картинки эколята).Давайте проверим, правильно ли выбраны картинки. (слайд 10)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы все сделали правильно. А вот и второй лучик солнца. Возьмем его с собой. Идем дальше.
Воспитатель: Третье задание от бабы Яги.
«Ребята, очень я люблю играть, веселиться, петь, плясать.
А еще люблю все путать, и зверей и птиц пугать.
Вот сегодня днем весенним
На свой сотый день рожденья
Пригласила я гостей
Сотню целую зверей.
Их поила и кормила.
А потом поколдовать решила.
Позабыли звери, где они живут
Бродят по лесу, домой не попадут
Воспитатель: Ребята, помогите животным, отыскать дорогу к их жилищам. Садитесь за стол и можете взять карточку и маркер и провести линию кто где живет. (сидя за столом)
Игра: «Назови домик?»
Как называется дом у волка? (Логово) .(Дом у волка называется Логово)
Как называется дом у медведя? (Берлога) .
Как называется дом у белки? (Дупло) .
Как называется дом у лисы? (Нора) .
Как называется дом у зайца? (Логово, Куст) .
Как называется дом ежа? (Нора) .
Воспитатель: Ну, что же, ребята? И с третьим заданием вы тоже справились. Третий лучик солнца мы забираем с собой.
Ребята, путь по лесу нам предстоит долгий. Чтобы взбодриться, давайте сделаем физминутку.
Физкультминутка (на ковре)
Звериная зарядка
Звериная зарядка
Раз — присядка,
Два — прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться (кулачками потереть глаза)
Любят долго потянуться (потянуться)
Обязательно зевнуть (зевнуть, прикрывая рот ладошкой)
Ну и хвостиком вильнуть (движение бедрами в стороны)
А волчата спинку выгнуть (прогнуться в спине вперед)
И легонечко подпрыгнуть (легкий прыжок вверх)
Ну, а мишка косолапый (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)
Широко расставив лапы (ноги на ширине плеч)
То одну, то обе вместе (переступание c ноги на ногу)
Долго топчется на месте (раскачивание туловища в стороны)
А кому зарядки мало –
Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх)
Воспитатель: Четвертое задание от бабы Яги. Открываю 4 конверт : «Испугались, все птицы в лесу сбились все в кучу. Помогите распределить зимующих птиц от перелетных. Давайте подойдем к мольберту и разместим птиц на деревья. На одно дерево нужно посадить птиц перелетных которые прилетают к нам весной, а на другое тех птиц, которые с нами остаются зимовать.
( К магнитной доске прикреплены деревья силуэты птиц: снегирь, ласточка, дятел, скворец, воробей, синица, журавль, голубь, ворона, сорока) (Возле мольберта на ковре стоя)
Воспитатель: Молодцы, ребята, хорошо справились с этим заданием. Забираем четвертый лучик солнца. Идем дальше по лесу.
Воспитатель: Перед нами поляна. Только на ней все цветочки заколдованы бабой Ягой. Как их расколдовать? Спросим у бабы Яги? поиграем в игру
«Найди цветок». Садитесь за столы, возьмите карточки с цветами. вам необходимо дорисовать цветы растениям в горшках. внимательно посмотрите на листочки цветов. дорисуйте подходящий бутон.
Воспитатель: Молодцы, правильно отгадали все загадки. А вот и пятый лучик солнца. Все задания бабы Яги мы выполнили, собрали лучики для солнышка. Теперь осталось вернуть их на место (прикрепляем лучики к солнушку). Солнышко вновь засияло, лес расколдован (Слайд 11)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы отлично справились со всеми заданиями!. Помогли жителям леса справиться со сложными заданиями.
Воспитатель: Ну, а нам пора возвращаться в группу. Становитесь друг за другом, пойдем по тропинке из леса назад.
Из лесу с ребятами идем, громко песенку поем (Дети маршируют)
На носочках мы пойдем, и друзей всех позовем.
Воспитатель: Вот мы и в группе. Ребята у вас хорошее настроение? Вам понравилось путешествие в весенний лес?
Воспитатель: - Саша, Какое задание было для тебя самым интересным? А для тебя, София? А какое задание показалось самым сложным для Семена? А для Леры? Я хочу всех вас отметить, все были большие молодцы, много отвечали, много знаете, вас по праву, можно назвать знатоками природы.
Все ребята награждаются Раскрасками.