Татьяна Князева
Конспект беседы в средней группе «Доброе дело — говорить правду смело»
▼ Скачать + Заказать документы
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Цель: учить справедливо оценивать поступки сверстников.
Задачи:
Образовательные:
- формировать нравственные качества личности, такие как честность и правдивость;
- Упражнять в умении анализировать поступки героя произведения, высказывать свое мнение о них.
Развивающие:
- развивать у детей стремление к осмыслению себя, своих поступков и поведения;
- способствовать развитию связной речи, активизации словаря.
Публикация «Конспект беседы в средней группе „Доброе дело — говорить правду смело“» размещена в разделах
- Беседа. Проведение бесед
- Доброта. Воспитание доброты, учимся быть добрыми
- Доброта. Конспекты занятий на тему добра
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Темочки
Воспитательные:
-воспитывать у детей нравственные качества: честность, справедливость, правдивость.
Методы и приемы:
-Словесный (художественное слово, объяснение, указание, вопрос-ответ);
-Игровой;
-Практический;
-Наглядный.
Словарная работа: правда, ложь, стыд.
Материалы и оборудование: колокольчик, книга с иллюстрациями.
Предварительная работа: чтение художественной литературы: сказка «Коза – Дереза», Л. Толстой «Мальчик и волк», В. Драгунский «Тайное становится явным», стихотворение Я. Полонского «Вот-те на! Разбила чашку!», В. А. Осеева «Что легче?»
Ход непосредственной образовательной деятельности:
Воспитатель: Я рада видеть вас и ваши улыбки. Давайте начнем день с радостью и добротой!
Давайте-ка, ребята,
На свете честно жить.
Со смелыми, правдивыми.
Всем хочется дружить!
- Вы уже догадались, о каких важных качествах человека пойдет речь на занятие? Мы будем говорить о честности.
Круг радости
Здравствуй, утро!
Здравствуй, день!
Нам встречаться здесь не лень!
Колокольчик мы возьмём,
Всех в кружок им позовём,
Колокольчик передай и желанье загадай!
Воспитатель передает колокольчик по кругу со словами «Я желаю всем детям быть честными!».
Воспитатель: Дети послушайте пословицу «Доброе дело – правду говорить смело». Подумайте и скажите мне, о чем говорится в этой пословице?
Дети: Эта пословица про правду.
Воспитатель: Правильно, иногда, чтобы сказать правду, нужна большая смелость. Однако, если найдешь в себе мужество сделать это —то совершишь настоящее доброе дело.
Воспитатель: Дети давайте пройдем и присядем на стулья.
Дети проходят и присаживаются на стулья.
Воспитатель: Сегодня я прочитаю вам рассказ С. Баруздина «За обедом», вы внимательно слушайте, а потом мы с вами поговорим о прочитанном.
«Как-то утром во время завтрака была разбита тарелка. Никто не видел, как она упала со стола на пол и разбилась на мелкие кусочки.
Зинаида Фёдоровна спросила ребят:
- Кто из вас разбил тарелку?
- Не я! – сказал Володя.
- Не я! – сказала Лена.
- Не я! Не я! Не я! – сказали другие ребята.
Только Светлана посмотрела на Зинаиду Фёдоровну и тише всех сказала:
- Наверное, она сама как-нибудь разбилась…
- Ну, ладно, - говорит Зинаида Фёдоровна, - идите пока играть.
Стали ребята играть и забыли о случившемся. Не заметили, как пролетело время, и наступил час обеда. Все вымыли руки и сели за столы. Нина Марковна принесла большой разнос, а на нём рядами стоят тарелки с супом. Ребята начали обедать.
- А мне? – спрашивает Виталик. – У меня нет тарелки!
Все посмотрели на Виталика: и правда, нет у него тарелки!
- Тебе, Виталик, придётся подождать, - говорит Зинаида Фёдоровна. – Ведь у нас утром одна тарелка сама разбилась. Правда, ребята?
- Правда! – закричали ребята.
- Вот и неправда, - вдруг тихо сказала Светлана. – Тарелки сами не бьются. Это… Это я… её нечаянно разбила… Я больше не буду! – И она пододвинула свою тарелку Виталику: - Ешь!
Тут все ребята повернулись к Светлане, а она покраснела и ни на кого не смотрит. «Сейчас Зинаида Фёдоровна накажет Свету», - решили ребята. Но она подошла к Светлане и сказала:
- Вот и хорошо, что тарелки у нас сами не бьются, а ребята говорят правду».
Воспитатель: Вот такой рассказ про девочку Свету, но прежде, чем беседовать, давайте встанем в круг и поиграем в игру - разминку «Правда или нет?» Если правда то, что говорит педагог, дети поднимают руки вверх и говорят: «Да!», если неправда, то опускают руки и говорят: «Нет!».
В поле есть светлячки, правда?
В море плавают рыбы, правда?
Есть крылья у телёнка, правда?
Есть клюв у поросёнка, правда?
Есть вершина у горы, правда?
Есть двери у норы, правда?
Есть чешуя у петуха, правда?
Есть листики у ёлки, правда?
Есть книги на полке, правда?
Есть у бабы Яги метёлка, правда?
Дети проходят и присаживаются на стулья.
Воспитатель: - Кто из вас пожалел Свету? Почему? Кому Свету не было жалко? Почему?
- Как вы думаете, почему Света не сразу созналась в том, что это она разбила тарелку?
Дети: - Она испугалась, что ее будут ругать и накажут.
Воспитатель: - Когда Света сказала правду?
Дети: -Когда увидела, что у Виталика нет тарелки, хотя он не виноват.
Воспитатель: - Как, по мнению детей, могла поступить Зинаида Федоровна, когда узнала правду? А что сделала Зинаида Федоровна? Она поступила правильно или нет?
Дети: правильно, потому что Света сама сказала, что разбила тарелку, хотя ей было стыдно.
В заключение воспитатель делает вывод: Света набралась смелости и сказала правду; она не побоялась возможного наказания, так как не хотела, чтобы пострадал Виталик. Это было бы несправедливо. А Зинаида Федоровна не наказала Свету потому, что девочка созналась в своем проступке, преодолев стыд и страх.
Дети еще раз хором повторяют пословицу, с которой начиналась беседа.
Воспитатель: Ребята! Сегодня мы узнали, как важно быть честными и правдивыми детьми. Давайте вместе с вами составим правила честных ребят нашей группы.
Правила честных ребят
1. Не трусить, если что-то натворил - говорить сразу честно.
2. Честный человек не боится сказать правды.
Воспитатель: Молодцы ребята! Вы хорошо поработали на занятии.