Наталия Гализеева
Конспект занятия в подготовительной к школе группе «Часы и история их возникновения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Познакомить детей с разнообразием видов часов, с историей их изобретения, назначением и областями применения.
Задачи:
1. Образовательные -
- познакомить детей с различными видами часов и историей их появления;
- расширить знания детей об умениях людей ориентироваться во времени с древних времен и по сей день;
- упражнять детей в определении времени по часам с точностью до часа;
- расширять активный словарь детей по теме «Время» : Часы, час, минута, секунда, клепсидры…
2. Развивающие –
Публикация «Конспект занятия в подготовительной к школе группе „Часы и история их возникновения“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Темочки
- развивать познавательные способности и познавательную активность детей;
3. Воспитательные -
- воспитывать у детей любознательность, активность, упорство в достижении цели.
Использование современных образовательных технологий:
- ИКТ - технология (презентация «Часы и история их возникновения»);
- Проблемно-игровая технология (проблемные ситуации – проблемные вопросы)
- Здоровьесберегающая технология – пальчиковая гимнастика «Часы», Физминутка «Бьют часы», гимнастика для глаз.
Оборудование:
- ноутбук;
- проектор и экран;
- иллюстрации - различные виды часов;
- наглядные пособия, представленные в мини – музее «Часы» : песочные, настенные, настольные, наручные часы различных видов;
- рабочие листы с заданиями для самостоятельной деятельности детей.
Предварительная работа: создание музея часов, рассматривание часов, разучивание пословиц о времени и часах (всему свое время; всякое семя знает свое время; делу - время, потехе – час; скучен день до вечера, коли делать нечего) с объяснением значения.
Ход совместной образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята сегодня к нам на занятия пришли гости. Давайте поздороваемся с ними.
Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: - Ребята, давайте настроимся на занятие!
Я люблю наш детский сад
В нё м полным полно:
Мышат?- Нет
Цыплят?- Нет!
Утят?- Нет
Бельчат?- Нет!
Ребят?- Да!
Знаю я, когда мы вместе
Настроение чудесней!
Что ж, пора нам заниматься,
Будем очень мы стараться!
Давайте улыбнёмся друг другу. Молодцы.
Воспитатель: А что бы узнать тему занятия вы должны угадать загадку. Слушайте внимательно:
Мы идем, идем, идем
День за днем, день за днем
Мы идем уже лет двести,
Но всегда стоим на месте. (часы).
Воспитатель: Конечно вы правы, это часы и сегодня на занятии мы узнаем историю возникновения часов. А помогут нам знакомые вам герои. (Слайд №1 –Нолик и Симка из мультфильма «Фиксики»)
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, кто это такие? (ответы детей).
Воспитатель: Конечно вы правы – это Симка и Нолик.
Ой, ребята! Нам Симка и Нолик привезли письмо от Дим Димыча из «Фиксиков». Давайте его прочитаем.
«Здравствуйте, ребята! Хочу рассказать вам, какая история произошла со мной. Представляете, из-за сломанного будильника я проспал и опоздал в школу! И мне стало интересно, как же в далеком прошлом люди обходились без часов? Как люди определяли время? Помогите мне разобраться в этом вопросе»
Воспитатель: Ребята вы любите помогать?
Дети: Да
Что случилось у Дим Димычем? (Он проспал и опоздал в школу)
— А почему так произошло? (ответы детей)
(Потому что у него сломался будильник)
— Какая неприятность случилась у мальчика только из-за того, что у него сломались часы!
— Как вы думаете, что было бы, если бы часов ни у кого не было? (ответы детей)
— Действительно, без часов был бы настоящий беспорядок!
Симка: Ребята, что-то мы с вами засиделись. Давайте, вместе с вами немного разомнемся. (Слайд 2)
Физминутка: «Бьют часы».
Часы бьют раз, (хлопают в ладоши).
Часы бьют два,
Часы бьют три.
Новый год приходи! (Поступательные зовущие движения к себе).
Тебя ждали год, (Пружинка, руки на поясе).
Стояли у ворот.
А пришел мороз, (Шагают на месте).
Заморозил нос.
Нас мороз, не пугай, (Наклоны вправо, влево).
С нами ты поиграй
В прятки ты поиграй (2 приседания, руки на колени)
Подарки нам дай.
Конфеты, игрушки, (Постукивают кулачками друг о друга).
Орехи, хлопушки.
Будем веселиться, (Прыжки на двух ногах).
Танцевать, резвиться.
-Присаживайтесь, обратно на места, устраивайтесь поудобнее. Продолжим наше путешествие по часам.
Воспитатель: А как вы думаете, часы были всегда (ответы воспитанников)
Давайте посмотрим на экран, что же нам ответят Нолик и Симка. (Слайд3)
Давным-давно когда часов ещё не было, люди определяли время по солнцу. Встало солнышко и людям пора вставать, да за работу браться. А если спряталось, то пора ложиться спать. Однажды человек обратил внимание на тень, что падала на землю от дерева. Смотрел-смотрел человек, как тень по кругу бегает и придумал солнечные часы. Солнечные часы придумали египтяне.
(Слайд 4)
вот вам еще одна загадка-испытание:
В море я всегда соленая,
А в реке я пресная.
Но в пустыне раскаленной
Мне совсем не место. (Вода).
— Что может быть общего между часами и водой?
— Вы правы. Людям нужны были более удобные часы. И люди изобрели часы с водой. Как бы вы назвали эти часы?
— Верно. Их так и назвали «водяные».
(Слайд5)
— С тех пор прошло немало лет, и люди стали использовать в часах песок. Как бы вы назвали такие часы? (песочные)
— Верно. Именно так их и назвали «песочные часы».
(Показ песочных часов)
Вот это часы песочные.
И они достаточно точные!
В них песчинки текут — секунды бегут!
Как песчинки собрались, холмиком улеглись
В колбочку из стекла, так минутка истекла.
Воспитатель: пришло время сделать гимнастику для глаз. (Слайд 6)
(Слайд 7) Цветочные часы.
-Очень давно люди, заметили, что одни цветы раскрываются утром, а днем закрываются, другие раскрываются под вечер, а третьи - только ночью. Их изобрел шведский ученный - Карл Линней. Он много лет наблюдал за растениями и выяснил, когда раскрываются и закрываются цветки разных растений.
(Слайд 8)
Наконец, людьми был придуман часовой механизм.
— И часы стали называться механическими. Это и есть наши современные часы, которые можно встретить у каждого из вас дома.
— Чем похожи все механические часы? (У них у всех есть стрелки, цифры)
— Верно. У всех механических часов есть стрелки, цифры, циферблат и, конечно же, сам механизм.
(Слайд 9)
Напольные часы
-Как вы думаете, где стоят напольные часы?
- Такие часы стоят на полу. Они высокие, массивные, с тяжелыми гирями, укрепленными на цепях, и с мелодичным боем.
(Слайд 10)
Люди стали дорожить временем, и придумали часы без стрелок. В таких часах, на циферблате только светящиеся цифры, которые меняются с каждой прошедшей минутой. Эти часы называются электронными и работают от электрической сети или на батарейках.
Воспитатель: А сейчас давайте сыграем в игру «Угадай по картинке»
В каких современных приборах, мы встречаем электронные часы? (В телефоне, стиральной машине, микроволновой печи, компьютере, мульти варке и т. д.)
Воспитатель: Молодцы ребята! Все выбрали правильные картинки.
Скажите ребята, а кто такие изобретатели? (ответы детей)
- А вы хотели бы быть изобретателями?
Дети: Да
Давайте попробуем?
Аппликация «Собери часы»
А сейчас займите свои места за рабочими столами. Перед вами круг с цифрами и две стрелки, одна маленькая, а другая большая. Маленькая стрелка, показывает часы, а большая минуты. Нужно приклеить стрелки к основе. Но прежде чем преступить к работе, нужно выполнить пальчиковую гимнастику.
Воспитатель: Молодцы ребята! Нам пора прощаться с Симкой и Ноликом.
Давайте наши работы подарим Дим Димычу. Скажем им до свидания.
Рефлексия «Грустный - веселый смайлик».
Воспитатель:– Ребята, вам понравилось занятие?
- Кому мы сегодня помогали?
- Какое задание вам понравилось больше всего?
- Что было самым трудным?
- Изменилось ли ваше настроение? Какое оно сейчас?
- Если вы сегодня легко справились со всем, то возьмите веселый смайлик.
- А если столкнулись с трудностями, то грустный смайлик.
- Молодцы все! Вы очень постарались сегодня!