Татьяна Куделина
Конспект занятия в подготовительной группе «Чрезвычайные ситуации природного характера»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать представление о чрезвычайных ситуациях природного характера.
Задачи:
1. Научить предвидеть, распознавать и правильно действовать в экстремальных ситуациях в природе и в обществе.
2. Познакомить с ситуациями, которые можно назвать «чрезвычайными», с природными явлениями, наносящими ущерб человеку. Формировать осознанное поведение дошкольников при опасных природных явлениях.
3. Развивать осознанное отношение к безопасному поведению.
4. Воспитывать самостоятельность и ответственность.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Чрезвычайные ситуации природного характера“» размещена в разделах
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие».
Предварительная работа: беседа по теме, рассматривание картинок, отгадывание загадок
Материалы для занятия : картинки «Природные явления», картинки для игры «Нужный предмет», для опыта: губки, поднос, емкость с водой.
Ход занятия:
1. Вводная часть
Дети входят в группу. Звучит детская песенка: «Неприятность эту мы переживём».
Воспитатель: Ребята, о чем эта песенка? Правильно, о том, что люди могут пережить любые неприятности. Что именно уточняется в этой песне? Дождь и гром бывает летом. А что такое дождь, гром? Правильно, это природные явления. Сегодня мы с вами будем говорить об чрезвычайных ситуациях природного характера.
Природа- наш большой друг, но иногда в природе бывают такие ситуации, которые доставляют человеку много неприятностей. Они возникают из-за изменения природных явлений : ветра, воды, снега, солнца, земли, и тогда человек оказывается один на один в чрезвычайной ситуации.
Что такое ЧС? (это опасность, угрожающая сразу многим людям)
2. Основная часть
Воспитатель: Ребята, вот сегодня мы с вами поговорим о безопасности. Чаще всего беда застает человека неожиданно, даже тогда, когда ему кажется, что он готов к ней. Но, к сожалению, человек не всегда знает, как себя вести в той или иной ситуации.
Какие же бывают ЧС? Я вам сейчас загадаю загадку, а вы попробуете ее отгадать.
Зверь подземный вдруг землю боднул,
Оглушил всех раскатистый гул,
Сотряслась, как живая, земля,
Разорвались дороги, поля,
В страхе дом заходил ходуном,
Полетела вся жизнь кувырком.
(Землетрясение)
Воспитатель: Землетрясение – это быстрое движение земной коры, вызванное толчками снизу. Мы живем в домах, которые при подземных толчках ведут себя по-разному. Какие дома более устойчивы? Деревянные, бревенчатые, кирпичные или панельные? (Деревянные)
Воспитатель: При землетрясении самые безопасные места в доме - это углы пересечения
капитальных стен, дверные проемы, санузлы.
Воспитатель: Если землетрясение застало вас дома, что вы будете делать?
-Отключить газ
-Не пользоваться лифтом
-Не прятаться
-Не покидать здания до окончания подземных толчков
-Защитить голову от падающих предметов
-Не стоять возле окон и зеркал
Воспитатель: Если землетрясение застало вас на улице, назовите ваши действия.
-Отойти на открытое место.
-Не стоять под мостом, козырьками домов, электропроводами.
-Не возвращаться в дом, пока землетрясение не закончится.
-Выйти из машины, если ты в ней находился.
Воспитатель: Если человек оказался в завале, под грудой камней, что ему необходимо предпринять?
-Осмотреть себя, пошевелить руками, ногами; если есть кровотечение, постараться его остановить подручными средствами.
-Стучать, звать на помощь.
-Устроиться поудобнее, убрать от себя острые обломки.
-Беречь силы до прибытия спасателей, не падать духом.
Воспитатель: Правильно, молодцы!
Воспитатель: Землетрясение до сих пор не научились точно предсказывать. А вот наводнение можно предвидеть, но избежать все равно нельзя. Из-за чего происходит наводнение? (из-за сильных ливней, быстрого таяния снегов, сильных ветров, разрушения плотин).
Воспитатель: Наводнение бывает не только весной, но и летом.
Я предлагаю вам провести опыт «Откуда берется дождь» :
На подносе влажные губки в форме облаков. Дети обследуют губку сверху и снизу (сверху она сухая, а внутри немного влажная).
- Представьте, что губка - это облако. Сожмите ее так, чтобы пошел «дождь».
Почему из такого облака не идет дождь? (мало капелек воды).
Добавьте из стакана немного воды на губку и сожмите ее снова. Что происходит? (из такого «облака» идет «дождь», но не сильный).
- А теперь нужно вылить оставшуюся воду в стакане на губку и сжать ее снова.
Что происходит? (идет сильный «дождь»).
В нашем «облаке» собралось очень много капелек воды. Они стали очень тяжелыми для «облака» и вышли дождем. Так вот, бывает, что осадки копятся очень долго, а потом разом выпадают в виде сильного продолжительного дождя. А в тех местностях, где есть реки, моря, может привести к наводнению.
Пальчиковая гимнастика «Дождик»
Тихий, тихий, тихий дождик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап!
(Указательными пальцами слегка постукивайте по любой поверхности.
А потом сильнее дождик,
Дождик, дождик, кап-кап-кап!
(Теперь несильно постучите ладошками.)
Си-и-ильный, си-и-ильный, си-и-ильный ли-и-ивень.
(Громко стучите ладошками.)
Гром, гром, гром!
(Хлопайте в ладоши.)
В небе молния кругом!
(Поднимите руки вверх и потрясите ими.)
Воспитатель: Жителей, которые попадают в зону затопления, заранее предупреждают об опасности. Как они узнают о приближающемся наводнении? (Сообщают по телевидению, звучит гудок сирены, передают друг другу)
Воспитатель: Что необходимо делать, если наводнение застало внезапно?
-Выбраться из воды;
-Не попасть в несущийся поток;
-Подняться на высокое место — чердак, крышу, верхние этажи;
-Не терять надежду на спасение;
-Размахивать тряпкой, чтобы заметили спасатели, ночью светить фонарем;
-Если попали в воду, ухватиться за плавающие предметы и др.
Воспитатель: Может ли быть опасным дом или здание после затопления? (Да.) Почему? (Потому что повреждается фундамент дома).
Воспитатель: А сейчас я вам предлагаю сыграть в игру «Да» или «Нет».
Если вы согласны с моим высказыванием, то хлопаете в ладоши, если не согласны, то топаете ногами. Будьте внимательны!
1. Наводнения - это грозные и опасные природные явления. (Да)
2. Наводнения возникают от разливов рек, сильных ливней, от таяния снега. (Да)
3. На замёрзших озёрах
Лёд бывает непрочен,
И ходить по такому
Весело очень! (Нет)
4. Водоё мы опасны:
Может лёд провалиться
И спасать вся округа
Вас напрасно примчится… (Да)
5. Если вы услышали сигнал о наводнении, быстро надо сложить сумку необходимые вещи, продукты питания и документы. (Да)
6. Если ваш дом попадает в объявленный регион затопления надо не забыть включить газ, воду, электричество. (Нет)
7. Если вода резко поднимается надо быстрее занять безопасное место - верхние этажи, крыши, деревья и ждать спасателей. (Да)
Молодцы ребята! Вы всё знаете!
Воспитатель: А ещё я предлагаю вам поиграть в игру «Возьми нужный предмет».
Дети подходят к столу и выбирают те предметы, которые нужно взять с собой в зону спасения (документы, деньги, аптечку, обувь, запасную теплую одежду, туалетные принадлежности и т. д) и объяснить свой выбор.
Воспитатель: Ребята, ветер тоже способен вызвать разрушения и навредить человеку. Назовите, какие вы знаете воздушные стихийные бедствия? (Ураган, смерч, буря, тайфун)
-Очень сильный ветер, скорость которого больше, чем у мчащегося автомобиля (Ураган)
-Сильный ветер в виде вращающегося столба (Смерч)
-Очень сильная буря на море. (Шторм)
-Ураган с дождем (Тайфун)
Физкультминутка «Ветер веет над полями»
Ветер веет над полями,
И качается трава. (Дети плавно качают руками над головой.)
Облако плывет над нами,
Словно белая гора. (Потягивания — руки вверх.)
Ветер пыль над полем носит.
Наклоняются колосья —
Вправо-влево, взад-вперёд,
А потом наоборот. (Наклоны вправо-влево, вперёд-назад.)
Мы взбираемся на холм, (Ходьба на месте.)
Там немного отдохнём. (Дети садятся.)
Воспитатель: Давайте вспомним как надо себя вести при этих бедствиях.
-Спрятаться в надежном укрытии (Подвал, погреб, под мост)
-Защитить глаза, рот, нос от песка и земли
-Нельзя залезать на крышу, прятаться на чердаке
-Не прятаться под деревьями
Об этих бедствиях предупреждают заранее, чтобы люди могли подготовиться.
Воспитатель: Во время ЧС бывают и пострадавшие, и очень важно вовремя оказать им первую медицинскую помощь, чтобы спасти им здоровье и жизнь. Тогда на помощь приходят спасатели. Каким он должен быть? Как вы думаете? У спасателей есть специальная техника и инструменты, которые помогают разбирать завалы из камней.
3. Заключительная часть
Воспитатель: В нашем городе такие стихийные бедствия бывают очень редко, но вы с родителями во время отдыха или каникул можете оказаться в таких местах, где возникают ЧС. Поэтому важно знать, что делать в таких ситуациях.