Людмила Порфирьева
Конспект урока «Симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока : Симфоническая сказка С. С. Прокофьева «Петя и волк»
Цель: Воспитать в детях интерес к миру музыки. Создать условия, способствующие повышению эмоциональной и музыкально-творческой активности учащихся, развитию образного мышления, речи через учебную деятельность
Задачи:
• Познакомить с инструментами симфонического оркестра (внешний вид, тембровая окраска, с темами героев сказки;
Публикация «Конспект урока „Симфоническая сказка С, С, Прокофьева „Петя и волк“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Прокофьев С.С, композитор
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2023
• Развивать компоненты музыкального слуха (звуковысотный, тембровый, творческие способности, умение анализировать музыкальные образы героев сказки;
• Воспитание культуры слушания симфонической музыки
Методы:
• словесный метод ( беседа с использованием средств визуальной и слуховой наглядности: рассматривание слайдов презентации по теме урока);
• метод контрастного сопоставления;
• метод стимулирования музыкально-творческой деятельности через создание эффекта удивления с помощью информационно-коммуникационных технологий.
Формы работы: индивидуальная, парная, фронтальная.
Виды деятельности на уроке :
• Хоровое пение.
• Слушание музыки, анализ средств музыкальной выразительности.
• Выполнение творческих заданий.
• Работа обучающихся с наглядными пособиями.
Познавательные УУД:
драматизация персонажа Кошка
пластическая импровизация - игра на флейте, скрипке
если б я был композитором…
Коммуникативные УУД:
участие в коллективном исполнении произведения.
уметь в совместной учебной деятельности слушать других, высказывать свою точку зрения.
Личностные УУД:
положительное отношение к уроку, понимание необходимости учения.
развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости.
интерес к различным видам творческой деятельности.
уважительное отношение к произведениям разных видов искусства.
Регулятивные УУД:
учатся слушать вопросы и отвечать на них.
развивать умение анализировать, сравнивать, осмысливать полученную информацию.
«Петя и Волк» — симфоническая сказка для детей Сергея Прокофьева, написанная в 1936 году, вскоре после его возвращения в СССР для постановки в Детском музыкальном театре Наталии Сац (премьера состоялась 2 мая 1936). Произведение исполняется чтецом (текст для которого написан самим композитором) и оркестром.
Краткое содержание:
Ранним утром пионер Петя выходит на большую зеленую лужайку. На высоком дереве сидит его знакомая Птичка, которая, заметив Петю, слетает вниз. В приоткрытую калитку пробирается Утка и направляется к пруду, чтобы поплавать. Она начинает спорить с птичкой о том, кому считаться настоящей птицей Утке, которая не летает, но плавает, или птичке, которая плавать не умеет. За ними наблюдает Кошка, готовая поймать одну из них, однако птичка, предупрежденная Петей, взлетает на дерево, а утка оказывается в пруду, и Кошка остается ни с чем.
Выходит Петин дедушка. Он начинает ворчать на внука, предупреждая его о том, что в лесу ходит большой серый Волк, и, несмотря на заверения Пети о том, что пионеры не боятся волков, уводит его. Вскоре действительно появляется Волк. Кошка быстро залезает на дерево, а Утка выскакивает из пруда, но волк настигает ее и проглатывает.
Петя с помощью веревки перебирается через забор и оказывается на высоком дереве. Он просит птичку отвлечь волка, и, когда тот пытается ее поймать, накидывает волку на хвост петлю. Волк пытается освободиться, но Петя привязывает другой конец веревки к дереву, и петля затягивается на хвосте Волка еще туже. Из леса выходят Охотники, которые давно следили за Волком. Петя помогает им связать Волка и отвести его в зоопарк. Произведение завершается всеобщим шествием, в котором участвуют все его персонажи: впереди идет Петя, за ним Охотники ведут Волка, над ними летит Птичка, а сзади дедушка с кошкой, продолжающий ворчать. Слышно тихое кряканье: это подает голос Утка, сидящая в животе Волка, который так торопился, что проглотил ее живьем.
- в начале урока мы с вами ставили задачи:
- узнать, что такое симфоническая сказка
- узнать какой музыкальный инструмент из симфонического оркестра будет озвучивать героя из сказки и почему?
- учиться различать музыкальные инструменты по тембрам, по внешнему виду, -- - -- определять героев сказки по характеру музыки
Ход УРОКА
I. Организационный момент
Здравствуйте, ребята. Я рада приветствовать вас на уроке музыки. Давайте поприветствуем друг друга и гостей еще и музыкально (муз. приветствие).
Сегодня мне захотелось сделать для вас что-то интересное, удивительное, волшебное. Мы отправимся с Вами в очередное путешествие… а куда, вы узнаете отгадав музыкальные загадки.
МУЗЫКАЛЬНЫЕ ЗАГАДКИ
(составление на доске слова «сказка»)
Молодцы! Мы действительно отправимся сегодня в сказку. А поможет нам в этом песня «В гостях у сказки», музыку к которой написал Владимир Дашкевича, слова Юлий Ким.
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «В гостях у сказки» (муз. Владимира Дашкевича, слова Юлия Кима)
И в нашей сказке в конце обязательно все будет хорошо.
Вот мы с вами подошли к теме нашего урока… Второе слово темы нашего урока мы уже знаем. Осталось выяснить первое слово.
А чтобы выяснить внимательно посмотрите на экран. Что здесь изображено? (слайд «симфонический оркестр»). Правильно. Это симфонический оркестр.
Сегодня мы с вами окунемся в мир сказки. Но не простой, а какой?. симфонической.
Итак, ребята, открыли тетрадки, записываем тему урока «Симфоническая сказка «Петя и Волк» С. С. Прокофьева.
2. Вхождение в тему урока.
Композитор, пианист и дирижер, С. С. Прокофьев, создавая сказку, хотел помочь детям «войти» в мир симфонической музыки. Многим (даже взрослым людям) симфоническая музыка кажется сложной и непонятной. Прокофьев был первым, кто решил познакомить ребят с инструментами симфонического оркестра в увлекательной форме, в виде сказки.
- Посмотрите, ребята, сколько различных инструментов собрано в симфоническом оркестре. Давайте вспомним какие группы музыкальных инструментов мы с вами знаем.
М/Д ИГРА «ГРУППЫ МУЗ. ИНСТРУМЕНТОВ»
Здесь есть и струнные, и духовые, и ударные, и клавишные инструменты. Их очень много.
Сегодня мы познакомимся только с некоторыми из них, с теми, которые участвуют в нашей сказке. У каждого героя сказки есть своя музыкальная тема и свой инструмент с определенным «голосом».
Плакат «МУЗЫКАЛЬНЫЙ ЦВЕТОК»
Глядя на цветок-помощник, где выделены основные «Средства музыкальной выразительности» найдите подходящее слово, которое характеризуется как «окраска звука». Можете пользоваться тетрадками.
Совершенно верно это средство музыкальной выразительности – «тембр».
На доске – определение тембра – окраска звука.
3. Углубление в тему.
Композитор сочинил эту сказку «Петя и волк» в 1936 году всего лишь за 4 дня! Что же необычного в этой сказке, что она стала знаменита на весь мир -O-
Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите на таблицу
Слайд «Таблица – опера, балет, симф. муз.»
В отличие от оперы, где артисты -O- поют свою тему, в отличие от балета, где артисты -O- танцуют, в симфонической сказке С. Прокофьева темы героев исполняют инструменты симфонического оркестра.
В симфонической сказке «Петя и волк» рассказывается о смелом мальчике (пионере) Пете, который победил волка и спас маленькую птичку и утку. Сюжет сказки рассказывает рассказчик. Обратите внимание на то, что у каждого персонажа есть свой музыкальный инструмент. Каждый из инструментов имеет свой неповторимый голос – тембр, как говорят музыканты. Поэтому мы никогда не спутаем голос скрипки и пианино, голос гитары и баяна и т. д.
Какие же инструменты выбрал композитор для музыкальных тем своих красочных персонажей? Для ответа на этот вопрос мы посмотрим небольной видеоролик, где познакомимся с персонажами, и послушаем темы главных героев.
ВИДЕО 0.39-1.30
А сейчас мы познакомимся с сюжетом симфонической сказки «Петя и волк». Слушайте внимательно, после прослушивания вам необходимо будет ответить на вопросы.
Слушание муз. тем
3) Петя-главный герой сказки. Его музыкальная тема напоминает и песню, и танец, и марш. И это неслучайно. Ведь Петя – мальчик, такой же, как все дети, играет, веселится, танцует и поёт. Слушаем тему ПЕТИ.
Вопросы:
Какой характер у Пети? Что изображает музыка? Какие интонации мы услышали в этой мелодии? Какие инструменты исполняют тему главного героя? Тему Пети исполняют струнные смычковые инструменты: скрипка, альт и виолончель.
Ответы: Петя веселый, радостный, озорной мальчик. У него хорошее настроение, может быть, он даже что-то напевает. И шагает Петя бодро, уверенно.
Основную тему ведут скрипки, у них звонкое, высокое, светлое звучание, оно передает и настроение, и характер главного героя – уверенный и смелый. Ну а помогают скрипкам альты, виолончели и контрабас, все струнные смычковые инструменты, которые составляют самую главную группу инструментов симфонического оркестра.
А знаете ли вы как играть на: скрипке, виолончели, контрабасе?
- Покажите движениями рук, как на них играют.
4) Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке.
- Послушайте тему Дедушки у С. С. Прокофьева, определите характер. Слушание темы ДЕДУШКИ.
- Какой же характер у дедушки?
Он сердитый, строгий. В мелодии слышно как он ходит и ругает Петю. Дедушка недоволен поведением своего внука. Он обеспокоен, что Петя ушел за калитку и не закрыл ее за собой. «…Места опасные. А если из лесу придет волк? Что тогда?» Мы слышим в его мелодии ворчливые интонации. И тембр фагота – низкий, ворчливый, хрипловатый - очень точно передает эти интонации и настроение Дедушки.
5) Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема? Слушание темы ПТИЧКИ.
- Изобразите, как музыканты играют на инструменте, исполняющем тему Птички.
6) Звучит тема КОШКА. Кому из героев сказки принадлежит эта тема? Почему вы решили, что это кошка? Какой у нее характер? Тему Кошки исполнял инструмент кларнет (показываю как на нем играют). Покажите жестами, как движется это персонаж?
7) Слушание темы УТОЧКИ.
Кого из героев сказки изображает эта мелодия? Инструмент, исполняющий тему уточки, называется гобой.
8) Кому из героев нашей сказки принадлежит эта музыкальная тема? Слушание темы ВОЛКА. Какой характер у этого героя? Отрицательный или положительный персонаж.
9) Ребята, а про кого из героев этой сказки, мы забыли упомянуть?
Слушают тему ОХОТНИКОВ ( выстрелы охотников изображают ударные инструменты: литавры и большой барабан).
Вот такие удивительные инструменты играют роли в симфонической сказке «Петя и волк».
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА
Ребята пока мы разбирались с героями нашей сказки у нас перепутались муз. инструменты.
-Ваша задача определить к какому герою принадлежит какой инструмент.
РАБОТА У ДОСКИ
Мы с вами повторили, что симфонический оркестр состоит из трех групп музыкальных инструментов: струнные, духовые, ударные. Отметь в своих табличках рядом с названием инструмента к какой группе симфонического оркестра он относится.
РАБОТА С ЛИСТОЧКАМИ (заполнение таблицы)
Для проверки, обменяйте друг с другом.
ПРОВЕРКА (три разных действия – изображение движения смычка (струнные, по столу пальчиками (ударные, изображение дудочки, кларнета (духовые).
Итак, мы познакомились с темами симфонической сказки.
Так какой же мы можем сделать вывод, почему тему каждого героя озвучивают разные инструменты и не похожие звучанием друг на друга?
- правильно, каждый герой выглядит по-разному и имеет свои отличительные особенности и свой характер, и он не может быть похожим друг на друга, так и музыкальные инструменты, не похожи друг на друга и поэтому они имеют свою окраску звучания. Или по - другому говорят, тембр звучания, т. е. окраска звука.
Молодцы ребята!
В начале урока мы с вами ставили задачи:
- узнать, что такое симфоническая сказка
- узнать какой музыкальный инструмент из симфонического оркестра будет озвучивать героя из сказки и почему?
Домашнее задание
1) С помощью родителей вам необходимо дома самостоятельно просмотреть «Симфоническую сказку» до конца.
2) Задание повышенной сложности: Нарисовать героев сказки "Петя и волк", подписать названия инструментов.
-Ребята! Как вы думаете, что помогло Пете, Уточке и Птичке победить злого Волка? (дружба)
-Конечно же, дружба! И я предлагаю исполнить песню.
ИСПОЛНЕНИЕ ПЕСНИ «НАСТОЯЩИЙ ДРУГ»
4. Итог урока
-Ребята, вам понравилось наше музыкальное путешествие в сказку «Петя и волк»?
- А как вы считаете, если бы сказку я вам просто прочитала, рассказала сюжет словами, она бы была такая яркая, красочная, волшебная?- Совершенно верно. Сегодня мы еще раз с вами убедились в волшебной силе музыки, которая помогает нам более ярко и красочно знакомиться со многими интересными вещами. Я предлагаю вам дружить с музыкой и пронести эту музыку через всю свою жизнь, и она вам подарит еще много незабываемых встреч с прекрасным.
___
(Фамилия, имя)
Симфоническая сказка
Сергей Сергеевич Прокофьев
«Петя и волк» К какой группе муз. инстр. принадлежит
Петя скрипки, альт, виолончель
птичка флейта
дедушка фагот
охотники барабаны и литавры
волк валторны
утка гобой
кошка кларнет
___
(Фамилия, имя)
Симфоническая сказка
Сергей Сергеевич Прокофьев
«Петя и волк» К какой группе муз. инстр. принадлежит
Петя скрипки, альт, виолончель
птичка флейта
дедушка фагот
охотники барабаны и литавры
волк валторны
утка гобой
кошка кларнет
___
(Фамилия, имя)
Симфоническая сказка
Сергей Сергеевич Прокофьев
«Петя и волк» К какой группе муз. инстр. принадлежит
Петя скрипки, альт, виолончель
птичка флейта
дедушка фагот
охотники барабаны и литавры
волк валторны
утка гобой
кошка кларнет
Петя приехал отдыхать на каникулы к Дедушке. Если бы вы были композиторами, какую тему сочинили бы для Дедушки? (Добрую, веселую, сердитую, нежную)
-Послушайте тему Дедушки у С. С. Прокофьева, определите характер. Совпадает ли наше предположение с темой композитора?
Слушание: тема Дедушки
- Звучит сердито, строго. В мелодии слышно как он ходит и ругает Петю.
- Инструмент, исполняющий тему Дедушки – Фагот – духовой инструмент. Что вы можете казать о звучании фагота: низкий или высокий? (низкий)
- но, а теперь давайте поговорим о кошке, утке и птичке, каких вы себе их представляете? Как вы думаете, кого изображает эта музыкальная тема?
Слушание: тема Птички
- что вы можете сказать о мелодии? (мелодия звучит быстро, высоко. Птичка летает, порхает, машет крылышками)
-Какое настроение у Птички? (Веселое, радостное, счастливое)
-какой музыкальный инструмент исполняет тему Птички – флейта
- А кому из героев сказки принадлежит эта тема? Покажите жестами, движениями этого героя сказки.
Слушание: тема Кошки
-Почему вы решили, что это кошка? (музыка звучала мягко, осторожно, тихо. Были слышны шаги кошки, как будто она крадется)
- Какой характер у Кошки? (мягкий, хитрый, осторожный)
- Тему Кошки исполняет инструмент – Кларнет
- Что вы можете сказать о «голосе» этого инструмента, какой он? (низкий, мягкий, спокойный, бархатный)
-Кого из героев сказки изображает эта мелодия?
Слушание: тема Утки
-Почему Утка, а не волк? (музыка неторопливая, неуклюжая, переваливается с лапки на лапку, крякает)
-Правильно. Инструмент, исполняющий тему Утки, называется – Гобой. Какой «голос» у гобоя? (Спокойный, тихий, крякающий, гнусавый, не очень высокий)
-Кого из героев сказки изображает эта мелодия?
Слушание: тема Волка
-Почему именно Волк? (музыка страшная)
- Инструмент, изображающий Волка называется – Валторна. Ее голос – очень поэтичный, мягкий и нежный. Однако, композитор заставил ее изображать рычание Волка, объединив три валторны вместе.
-Ребята, посмотрите, с кем из действующих героев сказки мы еще не познакомились?
-Как же изобразил Охотников композитор?
Слушание: тема Охотников
-Правильно, но здесь еще композитор вводит звучание выстрелов. Какие музыкальные инструменты исполняют тему охотников? (Литавры и Большой барабан)