Галина Лосева
«Второстепенные члены предложения». Конспект урока русского языка в 8 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока русского языка для учащихся 8 класса.
Тема: «Второстепенные члены предложения».
Тип урока: урок усвоения новых знаний.
УМК: «УМК Т. А. Ладыженской».
Ведущая компетенция: языковая (знание учащимися синтаксических единиц).
Ведущий принцип: доступности, научности, наглядности.
Подход: личностно – ориентированный, системно-деятельностный Технология: игровая, проблемно-диалоговая, икт-технология, разноуровневая дифференциация
Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке:
Раздаточный материал :1. Карточки для кластера2. Таблица для заполнения
исследовательской работы в парах3. Таблица «второстепенные члены предложения» для эксперта4. Лист поурочного балла ученика5. Карточка жеребьёвки с заданием для работы в парах. 6. Карточка- эталон для самопроверки с текстом. 7. Карточка с текстом. 8. Карточка с заданием №5 «Распространи предложение»;
2. Презентация Power Point; 3. Учебники;
4. Доска (заранее написана дата);
5. Техническое оборудование:мультимедийный проектор;экран;компьютер ;колонки Цель урока: Формирование ценностного отношения к совместной познавательной деятельности по определению второстепенных членов в предложении в ходе группового взаимодействия.
Задачи урока:
- обучающие:
1). Организовать деятельность учащихся по расширению знаний по теме
«Второстепенные члены предложения».
2) Формировать умения находить в тексте второстепенные члены предложения с их особенностями.
3) Развивать способности обучающихся правильно формулировать свои мысли в процессе актуализации знаний по данной теме.
4) Формировать навыки учебного общения и сотрудничества в малой группе и коллективе.
5) Формировать умения анализировать, обобщать, делать выводы
6) Обогащать словарный запас
- развивающие:
1) Развивать способности обобщать материал в форме таблицы.
2) Развивать умение определять в тексте и устной речи отличительные признаки второстепенных членов предложения и записывать их;
4) Создавать условия для развития коммуникативных компетенций.
5) Способствовать развитию творческих способностей.
- воспитательные:
1) Воспитывать у обучающихся средствами урока уверенность в своих силах, чувство взаимопомощи.
2) Стимулировать познавательную деятельность обучающихся.
3) Создавать условия для формирования любви к русскому языку
1) Организационный этап
Учитель: Прозвенел у нас звонок Все настройтесь на урок
Ну-ка улыбнитесь Здравствуйте, садитесь.
Откройте тетради, запишите число.
Слайд 1.2) Мотивация учебной деятельности учащихся. Мозговой штурм
Учитель – Начать урок я хочу с вопроса к вам. Как вы думаете, что самое ценное на Земле? (Выслушиваются варианты ответов учеников.) –Этот вопрос волновал человечество не одну тысячу лет. Слайд2 Вот какой ответ дал известный учёный Аль- Бируни: «Знание – самое превосходное из владений. Все стремятся к нему, само же оно не приходит». Пусть эти слова станут девизом нашего урока. Сегодня вы станете богаче, если добросовестно потрудитесь.
3. Актуализация знаний и умений. «Корзина идей». ЦЕЛЬ: Определение темы и цели урока.
Учитель Чтобы определить тему и цель урока, давайте поиграем в игру «Верю- не верю» и заодно вспомним ранее полученные знания, которые пригодятся нам сегодня на уроке. Записали в тетради: задание № 1 Правила просты. Я произношу утверждение, а вы ставите +, если верите и ставите( -,если не верите.
1. Верно ли утверждение, что согласование, управление, примыкание – вид подчинительной связи (+)
2. Верно ли утверждение, что при согласовании зависимое слово стоит в определённом падеже (-)
3. Верно ли утверждение, что примыкают в качестве зависимого слова наречие, деепричастие, глагол(-)
4. Верно ли утверждение, что члены предложения делятся на главные и второстепенные (+)
5. Верно ли утверждение, что к главным членам относится глагол. (-)
6. Верно ли утверждение, что ко второстепенным членам предложения относятся дополнение, определение, обстоятельство. (+)
7. Верно ли утверждение, что определение отвечает на вопрос КАКОЙ (+)
8. Верно ли утверждение, что обстоятельство отвечает на вопрос КТО ТАКОЙ? ЧТО ТАКОЕ? (-)
9. Верно ли утверждение, что на вопросы кого-чего, кому-чему, кого-что, кем-чем, о ком-о чём- отвечает дополнение (+)
10. Верно ли утверждение, что дополнение подчёркивается пунктирной линией, определение-волнистой, обстоятельство- штрих-точка (+)
Вывод: выставление оценки в оценочный лист Критерии Правильных ответов 5-6 –«3»,7-8-«4», 9-10-«5»
ОБОБЩЕНИЕ. что мы сегодня повторили? какова же тема нашего урока? Каковы цели?
Правильно. Тема урока- второстепенные члены предложения, а цель углубить и расширить своё представление о них.
Что вы уже знаете о второстепенных членах предложения?
Фронтальная беседа с оформлением кластера
ОБОБЩЕНИЕ. Над чем работали? Какие знания освежили?
4) Первичное усвоение новых знаний. Работа в парах
Цель: познакомиться с новыми понятиями, связанными с второстепенными членами предложения
Записали задание 2. Его выполнение оценит эксперт. Эксперт же закончит кластер под руководством группы. Пары путём жеребьёвки выбирает задание. После того, как будут готовы, расскажут эксперту и вместе заполнят кластер.
Первая- §22 стр. 106-107. ДОПОЛНЕНИЕ
Вторая-§23 стр. 210. ОПРЕДЕЛЕНИЕ
Третья-§25стр. 118-119. ОБСТОЯТЕЛЬСТВО
Эксперт
Таблица для эксперта (эксперт по таблице проверяет правильность ответов и на Кластере добавляет особенные признаки второстепенных членов предложения) по мере ответов учащиеся дописывают в свои таблицы особенные признаки второстепенных членов предложения)
Эксперты озвучивают оценки, которые сами учащиеся выставляют в оценочный лист под заданием №2
ОБОБЩЕНИЕ: Над чем работали? Что узнали? Какие трудности были?
5) Первичная проверка понимания.
Записали в тетради Задание №3
ТЕСТИРОВАНИЕ (ЦЕЛЬ ЗАДАНИЯ- проверить усвоение новых понятий, связанных со значением второстепенных членов предложения).
1. Какие члены предложения не являются второстепенными 1)определение
2) подлежащее
3) дополнение
4) обстоятельство
5) сказуемое
2. Какие особенности второстепенного члена предложения не относятся к дополнению
1) согласованное- несогласованное
2) место, время, причина, цель, условие, уступки, образ и степень действия
3) прямое, косвенное
3. Какие особенности второстепенного члена предложения не относятся к определению
1) согласованное- несогласованное
2) место, время, причина, цель, условие, уступки, образ и степень действия
3) прямое, косвенное
4. Какие особенности второстепенного члена предложения не относятся к обстоятельству
1) согласованное- несогласованное
2) место, время, причина, цель, условие, уступки, образ и степень действия
3) прямое, косвенное
5. Выписать несогласованное определение На кухонном диване лежала шаль бабушки
6. Выписать прямое дополнение Всякая птица свои песни поет
7. Выписать обстоятельство места
С горы бежит весело поток проворный
Норма оценивания:7- «5»,6- «4»,5-4- «3»
Подведение результатов выставление оценки в оценочный лист под №3
ОБОБЩЕНИЕ. Над чем работали? Какие затруднения были?
6) Первичное закрепление
Задание №4 Работа с текстом
1) Прочитайте. В каком предложении заключена главная мысль?
2) К какому типу речи относится?
3) Какие аргументы приводятся для подтверждения тезиса?
4) Как связаны эпиграф к уроку и данный текст?
5) Какова же тема текста
Слово учителя: за урок вы узнали новое о второстепенных членах предложения, стали богаче, а теперь покажите владеете вы этими богатствами или нет, выполнив следующее задание. У выделенного слова определите, к какому члену предложения относится и в чём его особенность.
(А)Искусное владение несметными (1) сокровищами родного языка мы встречаем у великих русских писателей и поэтов. (Б)Они умели чутко вглядываться в слова, находить в них затаённую красоту и силу(2, дорожить словами(3) и собирать их всю свою жизнь, как самую дорогую коллекцию. (В)Десятки тысяч слов, употреблённых А. С. Пушкиным в его произведениях, безусловно, указывают на огромный круг его представлений и знаний и на его умение мастерски(4) пользоваться безграничными возможностями русского языка. (Г)Словесное богатство языка Пушкина(5) заключается в исключительном разнообразии применяемых им слов для выражения мыслей и чувств.
КАРТОЧКА- ЭТАЛОН ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ ТЕКСТА.
1. определение согласованное 2. дополнение прямое
3. дополнение косвенное 4. обстоятельство образа действия 5. определение несогласованное.
Выставите себе в таблицу поурочного балла №4 такую оценку: сколько правильных ответов, такая оценка
Задание 5. Распространить предложение НАСТУПИЛА ЗИМА И НАСЫПАЛА словами для справки с опорой на схему.
Схема предложения: 1. обстоятельство времени-когда?
2. согласованное определение- какой? 3. согласованное определение-какая?
4. обстоятельство места-куда?
5. согласованное определение-какая?
6. прямое дополнение-что?
Слова для справки: после, золотой, осень, холодный, на, земля, обильный, снег
ЭТАЛОН: ПОСЛЕ ЗОЛОТОЙ ОСЕНИ НАСТУПИЛА ХОЛОДНАЯ ЗИМА И НАСЫПАЛА НА ЗЕМЛЮ ОБИЛЬНЫЙ СНЕГ.
Выставите себе в таблицу поурочного балла №5 такую оценку: выполнил-5, не выполнил- ничего (мы пока учимся)
ОБОБЩЕНИЕ: Чем занимались? Что получилось? Над чем работать?
7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.
1. Выучить теоретический материал по опорной таблице или §22,23,25 (по выбору)
2. Практика- упр. 223 (задания к тексту, пересказ текста о роли языка в жизни человека)
3. В первом предложении второго абзаца указать особенности второстепенных членов предложения. (для тех, кто занимается на 4-5)
4. В последнем предложении первого абзаца указать особенности второстепенных членов предложения (для тех, кто занимается на 3)
8) Подведение итогов. Рефлексия учебной деятельности.
1. Выставление оценок, исходя из среднего балла. 2.«Светофор».
Оцените свою деятельность на уроке с помощью «Светофора» (зелёный – все понятно, желтый – есть затруднения, красный – много непонятного – карточки данных цветов даны учащимся еще до урока).