Салихова Райсат
Конспект урока русского языка в 5 классе по теме «Главные члены предложения. Подлежащее»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема урока :Главные члены предложения. Подлежащее.
Тип урока :Урок открытия нового знания
Цели урока :
- повторить понятия «главные члены предложения, «подлежащее», «сказуемое»;
- усвоить алгоритм нахождения подлежащего, выраженного разными способами;
- научиться находить грамматическую основу предложения.
Ход урока
I. Оргмомент, мотивация учащихся к учебной деятельности
Приветственное слово учителя:
Когда мы улыбаемся,
Публикация «Конспект урока русского языка в 5 классе по теме „Главные члены предложения, Подлежащее“» размещена в разделах
- Русский язык, 5 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
мы реже ошибаемся.
И чаще награждаемся
подарками судьбы.
Пусть этими подарками станут прочные знания.
Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.
Я надеюсь на вашу активную работу на уроке. –
Ребята, а что необходимо нам для успешной работы на уроке?
- Откройте тетради и запишите число 23 октября. Классная работа.
II. Этап актуализации опорных знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном действии.
- Какой раздел науки о языке мы изучаем?
- Предлагаю вспомнить то, что нам уже известно по этой теме : сыграем в игру «Верите ли вы, что…»
1)Предложения по цели высказывания бывают повествовательные, вопросительные и побудительные.
2)Подлежащее и сказуемое составляют грамматическую основу предложения.
3) Подлежащее стоит в именительном падеже.
4)Подлежащее обозначает действие.
5)Сказуемое отвечает на вопрос что делать? что сделать?
6) Наступила осень - словосочетание.
Обучающиеся выполняют задания в тетрадях, отвечая на вопросы с помощью знаков + и - (1 учащийся за доской)
- Объясните, почему 4 и 6 утверждения неправильные?
- Чем является сочетание слов «Наступила осень»?
- О чём пойдёт речь на уроке?
- Сформулируйте тему урока.
«Главные члены предложения. Подлежащее».
III. Объяснение темы урока.
- Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о главных членах предложения. Но более подробно мы поговорим о подлежащем.
Показ слайда №2
О подлежащем вы много говорили в начальной школе и много знаете. Предлагаю перечислить всё, что вы знаете о подлежащем
- Сейчас я вам расскажу одну сказку. В одном сказочном королевстве, которое называлось «Предложение», жили-были Король Подлежащее и Королева Сказуемое. Они не могли жить друг без друга, и очень редко расставались. Правда, занятия у них были разные: Король отвечал на вопросы: Кто? Что? А Королева была ужасной болтуньей и отвечала на несколько вопросов: Что делает? Что сделать? Каков? и др. И одевались они тоже по-разному. Король любил камзол из существительного и мантию из местоимения, Королева чаще всего была одета в платье из глагола. И оба они любили наряжаться и играть в одну замечательную игру «Прятки» в своём королевстве «Предложение»
- Ребята, наши герои, а именно Король Подлежащее решил дать вам задание, и кто его выполнит попадет в их загадочное королевство
. Задание 1: найдите в предложениях подлежащее и укажите, какой частью речи оно выражено (задание выполняется устно).
*Быстро сгущались сумерки. На высоком небе робко проступали первые звёздочки. Они ярко блестели в тёмном небе. (подлежащее выражено существительным и местоимением в Им. п.)
- А сейчас мы с вами обратимся к нашему старому мудрому источнику – это к учебнику ($ 31, и там найдём сообщение о Короле Подлежащем (правило читает один ученик громко и выразительно).
- О чём нам поведал учебник? (дети отвечают)
- Ребята, чтобы нам ещё побольше узнать информации о Короле Подлежащем, мы должны выполнить еще одно задание. Но, прежде, чем вы начнёте выполнять это задание, я хочу сообщить вам по секрету, что Король Подлежащее может надеть ни один камзол из существительного, а ещё и рубашку (т. е. подлежащее может быть выражено не только одним словом, но и сочетанием слов (или словосочетанием).
IV. Исследование (разбор предложений) Запишем во 2 графу: чем выражается подлежащее?
Попробуем выполнить следующее задание.
- Спишите предложения, подчеркните грамматические основы.
1ряд. Три часа у проруби три вороны пробыли.
2 ряд. Десять делится на два.
3 ряд. Учиться всегда пригодится.
Взрослые сидели на террасе. (для всех)
Оцените работу + те, у кого было все правильно.
–Заполните третью графу таблицы
V. Физкультминутка с архаизмами
VI. Закрепление. Работа в парах (Соберите предложения) Жизнь прожить – не поле перейти; Жить- Родине служить
VII.Работа с текстом
На экране стихотворение, оно написано замечательным русским поэтом и писателем Иваном Алексеевичем Буниным.
Осыпают…ся астры (в) садах.
Стройный клен под окошком ж…лтеет.
И х…лодный туман (на) полях
Целый день неподвижно б…леет.
Ближний лес зат…хает
И в нем п…казались повсюду просветы.
И кр. сив он в убор. своем,
Золотистой л…ствою одетый.
(И. А. Бунин)
Как можно озаглавить это стихотворение?
Какие картины вы представляете, читая это стихотворение?
Каким настроением оно проникнуто?
Давайте вставим орфограммы.
Что такое грамматическая основа предложения?
Давайте выделим в стихотворении грамматические основы.
А как называются остальные члены предложения? (второстепенные)
Какими частями речи выражено подлежащее?
VIII.Рефлексия деятельности
Продолжите фразу:
Грамматическая основа – это….
Подлежащее – это ….
Подлежащее может быть выражено…
- Молодцы, ребята, благодарю вас за активную работу на уроке.
Домашнее задание:
- П. 31 (правило,Написать мини-сочинение «Листопад»
или найти и записать 5 пословиц (поговорок) об учебе и труде. Подчеркнуть подлежащее. Определить способ выражения.