Ольга Мартынова
Конспект урока русского языка в 4 классе «Определение глагола как части речи»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: Определение глагола как часть речи
Цель:
• Формирование информационной (первый уровень, аспект – извлечение и обработка вторичной информации) и коммуникативной компетентности (первый уровень, аспект – продуктивная групповая коммуникация) через использование ЦОР.
• Развитие умения находить глаголы в тексте; познакомить с основными признаками глагола.
• Овладение навыками устной и письменной речи; пополнение словарного запаса учащихся.
Публикация «Конспект урока русского языка в 4 классе „Определение глагола как части речи“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 4 класс
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Русский язык, 4 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Части речи. Конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
УМК: «Школа 2100»
Тип урока : открытие новых знаний
Оборудование: компьютер, проектор, ЦОР, учебник «Русский язык», Р. Н. Бунеев, Е. В. Бунеева, О. В. Пронина, 3 класс, 2 часть, урок 106.
Технология: проблемно-диалогическое обучение
Формы работы: фронтальная, групповая.
Ход урока
I. Самоопределение к деятельности.
(- организуется положительное самоопределение, создаются условия для возникновения внутренней потребности включения в деятельность («хочу»);
- выделяется содержательная область («могу»)
II. Актуализация знаний.
Слайд 1 Весенняя сказка.
Дружно ударились
Рыбы об лёд.
И на реке начался
Ледоход.
- Прочитайте. На какие группы можно распределить все слова?
- На самостоятельные и служебные части речи.
- Запишите слова в две группы. Подчеркните знакомые вам орфограммы.
Самопроверка (по образцу).
Слайд 2
- Как называют слова, о которых можно спросить: Что это? Кто это?
- Имена существительные. (сказка, рыбы, реке, лед, ледоход)
- Какой? Какая? Какое? Какие?
- Имена прилагательные (весенняя)
- Что можно сказать об оставшихся в первом столбике словах (ударились, начался?
- Эти слова обозначают действия предмета и отвечают на вопросы: что сделали? и что сделал?
- О какой части речи пойдет разговор на уроке?
- О глаголе.
III. Постановка учебной задачи.
- А теперь посмотрите на экран (Просмотр ЦОР «Про цаплю»)
- Стихотворение про цаплю представили по-разному. Какое из них интереснее смотреть? Почему?
- Цапля ходит. Лягушки прячутся, забиваются под кочку.
- Как вы думаете, какова тема нашего урока?
- Глагол.
- Чему мы должны научиться?
- Находить глаголы среди других слов, узнать его признаки.
IV. Постановка проблемы.
- Как отличить глаголы от других частей речи?
V. Поиск решения.
1. Наблюдение по учебнику и фиксирование ключевых слов темы.
Упр. 344, стр. 91 (устно) пошагово по учебнику.
А) Прочитай
Б) Представь картины, которые нарисованы словами.
В) Сравни тексты. Чем они отличаются?
- Отличие второго текста состоит в том, что в него добавлены глаголы, которые оживили картину, так как эти слова обозначают действия или состояния предметов.
- Какую роль выполняет глагол в данном тексте?
- Оживляет картинку.
Упр. 345 Запись с комментированием
- Подбери и запиши к каждому существительному как можно больше слов со значением действия: мальчик, птица, рыба, снежок (по образцу).
- Подобрав глаголы, что заметили?
- К одному сущ. можно подобрать много разных глаголов.
Упр. 346 (устно)
- Что нового узнали о глаголе?
• Отвечают на вопросы: что делать? что сделать?
• Оживляют картину
• Обозначают действия предметов
• Многообразие глаголов
• Часто употребляются в речи
• Важны при построении предложения, для передачи сообщения
- А теперь сравним наши выводы с выводами ученых-лингвистов.
Слайд 3
- Сможем ли мы теперь распознать глаголы среди других частей речи?
2. Упражнения в распознавании глаголов среди других частей речи.
Упр. 347 на доске ученики под руководством учителя:
- Прочитай слова, какие это слова?
- Однокоренные.
- Найди глаголы. Как будешь действовать?
- Ставить вопрос, вдумываться в значение.
- Выпиши глаголы. Напиши к ним вопросы.
- Сделай вывод о том, какими частями речи могут быть однокоренные слова.
Вывод: однокоренные слова могут быть разными частями речи.
3. Рассказ о глаголе по плану.
Давайте, систематизируем свои знания о глаголе.
Слайд 4.
- Так что же такое глагол?
- Глагол – часть речи, которая обозначает действие предмета, отвечает на вопросы что делать? что сделать? Оживляют картину, используем для передачи сообщения.
VI. Работа с определением (с. 93)
- А теперь сравним наши выводы с определением в учебнике. Прочитаем определение в рамке.
- Всё ли было верно в нашем выводе?
- Что бы вы ещё могли добавить к этому определению?
- Глаголы в речи выполняют определенную роль.
- Приведите примеры глаголов.
- Думать, мерзнуть, мечтать, наблюдать.
VII. Первичное закрепление.
- Кто мог о себе так рассказать?
Я - страшное дело - какой деловой:
В любые дела ухожу с головой,
Задачи решаю, на скрипке играю,
Сынишку соседки в коляске катаю.
Я пряжу мотаю, и хлеб покупаю,
На стадионе голы забиваю.
- Глагол.
- Послушайте ещё раз и запишите глаголы, встретившиеся в тексте стихотворения.
- Сколько глаголов? (7) Взаимопроверка.
- Ухожу, решаю, играю, катаю, мотаю, покупаю, забиваю.
VIII. Рефлексия.
- Поднимите руку те, кто научился отличать глагол от других частей речи.
- Поднимите руку те, кому было интересно.
- Кто испытывал затруднения?
IX. Итог урока.
- Что такое глагол?
- Чем он отличается от других частей речи?
- Вопросом, значением, ролью в речи.
IX. Домашнее задание.
Упр. 1, с. 103
Выучить определение на с. 93
Нарисовать портрет Глагола (по желанию)