Елена Сакунова
Конспект урока русского языка «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» в 3 классе
▼ Скачать + Заказать документы
Технологическая карта урока
Учебник (УМК) : А. В. Полякова
Тема урока : «Мягкий знак на конце существительных после шипящих».
Тип урока : Урок изучения новых знаний.
Дидактическая цель:
Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: выделение корня в однокоренных словах.
Образовательная цель: познакомить учащихся с признаками однокоренных слов.
Оборудование: АРМ, учебник, карточки для работы в парах и индивидуальной работы,
Публикация «Конспект урока русского языка „Мягкий знак на конце существительных после шипящих“ в 3 классе» размещена в разделах
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 3 класс
- Русский язык, 3 класс
- Русский язык, конспекты уроков
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2022
Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.
Учащиеся владеют:
• Предметными УУД:
- знать правило написания слов с шипящими на конце мужского и женского рода;
- уметь выделять мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Регулятивными УУД:
- формулируют тему урока с помощью учителя;
- используют имеющиеся знания для поиска ответа на проблемный вопрос;
- действуют по образцу заданного правила;
- определяют цель учебной деятельности при выполнении заданий;
- контролируют и оценивают свои действия в работе с учебным материалом совместно с учителем и одноклассниками;
• Познавательными УУД:
- объясняют лексическое значение слова;- ориентируются в учебнике;
- строят высказывание в устной форме;- анализируют изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.
• Коммуникативными УУД:
- выражают своё мнение в процессе выполнения заданий;- слушают одноклассников;
- составляют несложные монологические высказывания. - договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе и ситуации столкновения интересов.
• Личностными УУД:
- осознают собственные достижения при изучении темы;
- осуществляют рефлексию на основе критерия успешности учебной деятельности;
- формируют учебные мотивы;- сотрудничают с учителем и одноклассниками
В течении урока учащиеся работают в рабочих тетрадях и в технологических картах
Этап урока, время этапа Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Деятельность ученика Формируемые УУД и предметные действия
I.Мотивация к учебной деятельности
Цели:
- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;
- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;
Приветствует учащихся и проверяет готовность к уроку.
Организует быстрое включение учащихся в
урок. Мотивирует к учебной деятельности Проверьте готовность к уроку.
Здравствуйте ребята!
Сегодня на уроке на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.
Мы продолжаем путешествие в королевстве "Имени существительного"
Наш урок я хотела бы начать с пословицы : «Каждый день прибавляет частицу мудрости»- Как вы понимаете её?
- Я вижу, что вы готовы к работе. Пожелайте друг другу успехов и примемся за работу.
Желаю
Большого
Успеха
Во всём
И везде.
Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.
Включаются в урок
1-2 мин
(Каждый день мы изучаем что-то новое.) Регулятивные УУД:
- саморегуляция: самоконтроль готовности к уроку и самоорганизация внимания.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь учителя.
Познавательные УУД:
- формулировать проблему, находить пути решения ;
Коммуникативные УУД:
- принимать участие в учебном диалоге, высказывать свое мнение корректно в доступной для других форме;
- слушать и слышать друг друга.
II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.
Цели:
-организовать актуализацию умений;
- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;
-организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;
- уточнить следующий шаг учебной деятельности
- организовать постановку темы и цели урока;
Организует актуализацию умений.
Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.
Организует фиксирование индивидуального затруднения.
Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.
Создает ситуацию, которая поможет подвести детей к формулировке темы и цели урока.
Включает музыкальное сопровождение
(туш)
Проводит работу со словарями.
Минутка чистописания.
а) массаж рук:
- похлопайте в ладоши.
- постучите в кулачки.
- покатайте карандаш между ладонями.
- помассажируйте тупым концом ручки подушечку каждого пальца.
б) работа в тетради:
- Открываем тетради, записываем число, классная работа.
-Какие буквы сегодня будем писать? (ж,ш,щ,ч,ь)
-Что мы о них можем рассказать? (Ж,Ш,Щ,Ч- буквы согласные, Щ и Ч обозначают мягкие и глухие ч,щ, ж и ш парные по звонкости и глухости, они всегда твёрдые, Ь звука не обозначает)
самооценка
Посмотрите внимательно на доску «Найди в записи лишнее»
Ж Ь Ш Ч Щ
Лишний Ь - почему?
Группа каких согласных осталась?
(шипящих согласных звуков)
Какую роль выполняет мягкий знак?
Кластер
Ребята мы с вами знаем, что мягкий знак часто молчит, но иногда он может говорить. Сегодня мы постараемся разобраться, когда он молчит, о когда он говорит.
Постановка учебной проблемы
Рассмотри рисунки.
Какое слово их объединяет? А если сделать подписи под рисунками будет ли разница в написании слов?
Работа с толковым словарем.
Сделайте подписи.
Какая возникла проблема? (Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий иногда пишется мягкий знак, а иногда нет.)
5-6 мин
Отвечают на вопросы. Делают выводы.
Отрабатывают каллиграфический навык.
Вычленяют лишнюю букву, определяют роль мягкого знака.
2-3 мин
Возникает проблема
Выясняют лексическое значение слов.
Затруднение сделать подписи, т. к. не знаем правила
Личностные УУД – приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность, использовать знания и умения в практической деятельности.
Регулятивные УУД – прогнозирование результата и уровня усвоения, его временных характеристик.
Коммуникативные УУД – адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.
Регулятивные УУД:
- использовать имеющиеся знания для поиска ответа на проблемный вопрос.
Личностные УУД:
- обосновывать личностную значимость нового знания
III. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).
Цели:
- организовать составление совместного плана действий;
- определить средства;
- уточнить следующий шаг учебной деятельности.
IV. Реализация построенного проекта
Цели:
- реализовать построенный проект в соответствии с планом;
- зафиксировать новое знание в речи и знаках;
- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;
- уточнить тему урока.
Организует работу над определением темы и цели урока
Организует работу в парах -учебное сотрудничество.
Организует выявление места затруднения.
Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.
Организует фиксацию и проговаривание алгоритма действий.
Организует работу с кластером.
Прочитай слова (на доске мелом)
Врач речь
овощ помощь
марш брошь
багаж рожь
– Что общего обнаружили? (Все имена существительные, есть шипящий в конце слова.)
– В чём различие? (В одних словах есть ь, в других нет.)
– Какой возникает вопрос? (Почему в одних словах пишется ь после букв шипящих, а в других не пишется)
Можешь ли объяснить по какому признаку (кроме наличия ь) слова распределены в два столбика.
Определение темы и цели урока
Назовите тему урока.
Мягкий знак на конце существительных после шипящих.
Назовите цель урока.
Мы должны узнать, в каком склонении у существительных после шипящего в пишется мягкий знак, а в каком нет.
самооценка
Открытие детьми нового знания. Работа в группах.
Мы должны провести небольшое исследование.
ПЛАН РАБОТЫ
1. Проанализировать название новой орфограммы.
2. Продумать и сформулировать алгоритм действий правильного написа-ния Ь в именах существительных после шипящей.
3. Составить опорный алгоритм.
4. Представить свои результаты. Объяснить свои действия.
Работать будете в группах, поэтому вспомните основные правила работы в группе.
РАБОТА В ГРУППАХ.
Задание для 1 группы. Мяч, дочь.
Задание для 2 группы. Гараж, ночь.
Задание для 3 группы. Мышь, нож.
Предъявление результатов работы от групп.
У доски отвечают по одному представителю от группы.
Общий вывод (алгоритм) работы со словами:
1. Читаю или произношу слово
2. Определяю часть речи
3. Есть ли шипящий звук на конце слова, определяю род имени существительного.
4. Если существительное ж. р. – пишу Ь
5. Если существительное м. р. – не пишу Ь.
Вывод: На конце имен существительных после букв обозначающих шипящие женского рода пишется Ь, на конце существительных мужского рода Ь не пишется.
Вывешивают результаты работы не доску.
Давайте сравним полученные выводы с правилом в учебнике.
Алгоритм
Работа с кластером
самооценка
5 мин
Читают слова с доски, классифицируют по какому признаку слова записаны в два столбика
Называют тему урока
Называют цель урока
5-6 мин
Работа в группах.
Исследование, вывод, защита работы.
Сравнивают полученный вывод с правилом в учебнике.
Проговаривают алгоритм.
Добавляем проблемный вопрос в новое знание.
Коммуникативные УУД:
- принимать участие в учебном диалоге, высказывать свое мнение корректно в доступной для других форме;
Познавательные УУД: - находить пути решения проблемы;
- извлекать необходимую информацию из источников.
Познавательные УУД – анализ своего знания и незнания,
умение отличать новое от уже известного с помощью учителя.
Регулятивные УУД – определение цели учебной деятельности и её фиксация.
Регулятивные УУД – планирование последовательности действий.
Познавательные УУД – определение плана предлагаемого задания,
определение способа алгоритма решения учебной задачи.
Коммуникативные УУД – учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению.
Предметные УУД:
- называть, понимать, использовать в речи термин мягкий знак на конце существительных после шипящих ;
- находить слова с шипящими на конце мужского и женского рода;
коррекция в случае расхождения эталона и реального действия представленного продукта,
выявление и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.
Познавательные УУД – анализ, сравнение, классификация знаково-символическое моделирование, поиск и выделение необходимой информации, формулирование выводов, установление причинно-следственных связей.
Физминутка Организует проведение физминутки. Выполняют физминутку
1 мин Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь, и выполнять требования учителя.
VI. Первичное закрепление.
Цель:
Организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
- создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.
Контролирует и формирует навыки орфографически- правильного письма.
Работа по учебнику № 487
(дети выходя по одному к доске)
1. Прочитайте задание.
2. Выполнение упражнения с комментированием.
самооценка 4-5 мин
Выполняют задание, проговаривая новые понятия.
Умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; находить ответы на вопросы,
Познавательные УУД (общеучебные) – понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа; (логические) – проведение аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Регулятивные УУД–планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; контролировать,
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок;
Предметные УУД:
- находить в тексте мягкий знак после шипящих на конце имен существительных ; - понимать, использовать в речи термин мягкий знак после шипящих на конце имен существительных ;
- выделять мягкий знак после шипящих на конце имен существительных ;;
Коммуникативные УУД:
- принимать участие в учебном диалоге, высказывать свое мнение корректно в доступной для других форме;
Личностные УУД:
- обосновывать личностную значимость нового знания
VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
Цели: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;
организовать взаимопроверку по эталону с последующей оценкой результатов;
организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Организует индивидуальную работу с самопроверкой по эталону. Определить уровень сложности задания Л -легко, З - затруднялся, С сложно.
Организует выставление самооценки.
Возвращаемся к началу урока, к слову которое вызвало затруднение в написании [туш ]
Теперь мы сможем сделать правильные подписи к данным иллюстрациям?
Допиши предложения используя слово[туш ] От чего зависит выбор его написания?
Музыканты заиграли приветственный ….
Для оформления заголовка понадобилась красная ….
Артисты используют туш. для грима.
самооценка 4-5 мин
Выполняют задание самостоятельно
Выполняют взаимопроверку по эталону. Фиксируют результаты.
Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. Регулятивные УУД -
Умение контролировать и оценивать свою работу.
Личностные УУД
Самооценка на основе успешности.
Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.
Коммуникативные УУД
Умение выражать свои мысли
Познавательные УУД
Рефлексия: удалось ли воспроизвести информацию для успешного решения учебной задачи
Контроль и оценка процесса и результатов деятельности
VIII. Включение в систему знаний
Цели:
- выявить границы применимости нового знания и выполнить задания. Организует самостоятель-ную работу, фиксирует самопроверку с использованием интеррактивной доски Мягкий знак после шипящих пишется на конце имен существительных
Мужского рода (ключ__, стриж__)
Женского рода (доч___, брош___)
Подчеркни слова которые относятся к этому правилу
Доч, врач, лещ, огон, увидиш, молодёж, ноч)
самооценка
4 мин
1. Высказывают свои мнения в письменной форме.
2. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.
Предметные УУД:
- понимать, использовать в речи термин мягкий знак после шипящих пишется на конце имен существительных ;
Личностные УУД:
- адекватно оценивать свою деятельность на основе критериев успешной деятельности;
IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)
Цели:
зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;
организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.
- соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности. Организует поиск ответов на рефлексивные вопросы.
- Мы сегодня с вами неплохо поработали.
-Назовите тему урока
-Когда нужно писать мягкий знак на конце существительных после шипящих, а когда нет.
-На что показывает мягкий знак после шипящих на конце существительных? (на форму 3 склонения сущ. ж. рода. В Им. п. ед. ч.)
Оцените свою работу.
- Как оцениваете свою работу?
Подсчитайте количество баллов.
3 мин
1. Высказывают свои мнения, повторяют термины.
2. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.
Коммуникативные УУД:
- принимать участие в учебном диалоге, высказывать свое мнение корректно в доступной для других форме;
- слушать и слышать друг друга.
Личностные УУД:
- адекватно оценивать свою деятельность на основе критериев успешной деятельности;
- обосновывать личностную значимость нового знания.
Домашнее задание Объясняет домашнее задание (Вариант выбирают по желанию)
Вариант1. Записать 12 слов с шипящим на конце.
Вариант 2. Составить рассказ в котором не менее 6 существительных с шипящим на конце.
Вариант 3. Написать письмо другу, используя существительные с шипящими на конце. Записывают домашнее задание в дневник
1 мин
Выставление оценок Самооценка урока
Включает музыкальное сопровождение (детская песня "Дорогою добра") - Удалось ли нам поработать под нашим девизом?
-Покажите на смайлике настроение, с которым вы уходите с урока.
Я работал с отличным настроением.
Я доволен собой.
Я испытывал затруднения.
-Поднимите руки со смайликами.
Выставляют самооценку
Личностные УУД:
- адекватно оценивать свою деятельность на основе критериев;
Регулятивные УУД -
Умение контролировать и оценивать свою работу.