Получи документы

Конспект урока русского языка «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» в 3 классе

Елена Сакунова
Конспект урока русского языка «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» в 3 классе
▼ Скачать + Заказать документы

Технологическая карта урока

Учебник (УМК) : А. В. Полякова

Тема урока : «Мягкий знак на конце существительных после шипящих».

Тип урока : Урок изучения новых знаний.

Дидактическая цель:

Деятельностная цель: формирование способности учащихся к новому способу действия: выделение корня в однокоренных словах.

Образовательная цель: познакомить учащихся с признаками однокоренных слов.

Оборудование: АРМ, учебник, карточки для работы в парах и индивидуальной работы,

Публикация «Конспект урока русского языка „Мягкий знак на конце существительных после шипящих“ в 3 классе» размещена в разделах

Цели урока как планируемые результаты обучения, планируемый уровень их достижений.

Учащиеся владеют:

Предметными УУД:

- знать правило написания слов с шипящими на конце мужского и женского рода;

- уметь выделять мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Регулятивными УУД:

- формулируют тему урока с помощью учителя;

- используют имеющиеся знания для поиска ответа на проблемный вопрос;

- действуют по образцу заданного правила;

- определяют цель учебной деятельности при выполнении заданий;

- контролируют и оценивают свои действия в работе с учебным материалом совместно с учителем и одноклассниками;

Познавательными УУД:

- объясняют лексическое значение слова;- ориентируются в учебнике;

- строят высказывание в устной форме;- анализируют изучаемые объекты с выделением существенных и несущественных признаков.

Коммуникативными УУД:

- выражают своё мнение в процессе выполнения заданий;- слушают одноклассников;

- составляют несложные монологические высказывания. - договариваются и приходят к общему решению в совместной деятельности, в том числе и ситуации столкновения интересов.

Личностными УУД:

- осознают собственные достижения при изучении темы;

- осуществляют рефлексию на основе критерия успешности учебной деятельности;

- формируют учебные мотивы;- сотрудничают с учителем и одноклассниками

В течении урока учащиеся работают в рабочих тетрадях и в технологических картах

Этап урока, время этапа Деятельность учителя Задания для учащихся, выполнение которых приведёт к достижению запланированных результатов Деятельность ученика Формируемые УУД и предметные действия

I.Мотивация к учебной деятельности

Цели:

- актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности;

- создать условия для возникновения у учеников внутренней потребности включения в учебную деятельность;

Приветствует учащихся и проверяет готовность к уроку.

Организует быстрое включение учащихся в

урок. Мотивирует к учебной деятельности Проверьте готовность к уроку.

Здравствуйте ребята!

Сегодня на уроке на уроке вас ожидает много интересных заданий, новых открытий, а помощниками вам будут внимание, находчивость и смекалка.

Мы продолжаем путешествие в королевстве "Имени существительного"

Наш урок я хотела бы начать с пословицы : «Каждый день прибавляет частицу мудрости»- Как вы понимаете её?

- Я вижу, что вы готовы к работе. Пожелайте друг другу успехов и примемся за работу.

Желаю

Большого

Успеха

Во всём

И везде.

Приветствуют учителя, проверяют готовность к уроку.

Включаются в урок

1-2 мин

(Каждый день мы изучаем что-то новое.) Регулятивные УУД:

- саморегуляция: самоконтроль готовности к уроку и самоорганизация внимания.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь учителя.

Познавательные УУД:

- формулировать проблему, находить пути решения ;

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в учебном диалоге, высказывать свое мнение корректно в доступной для других форме;

- слушать и слышать друг друга.

II.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии.

Цели:

-организовать актуализацию умений;

- организует выполнение учащимися пробного учебного действия;

-организовать фиксирования учащимися индивидуального затруднения;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности

- организовать постановку темы и цели урока;

Организует актуализацию умений.

Организует выполнение учащимися пробного учебного действия.

Организует фиксирование индивидуального затруднения.

Организует уточнение следующего шага учебной деятельности.

Создает ситуацию, которая поможет подвести детей к формулировке темы и цели урока.

Включает музыкальное сопровождение

(туш)

Проводит работу со словарями.

Минутка чистописания.

а) массаж рук:

- похлопайте в ладоши.

- постучите в кулачки.

- покатайте карандаш между ладонями.

- помассажируйте тупым концом ручки подушечку каждого пальца.

б) работа в тетради:

- Открываем тетради, записываем число, классная работа.

-Какие буквы сегодня будем писать? (ж,ш,щ,ч,ь)

-Что мы о них можем рассказать? (Ж,Ш,Щ,Ч- буквы согласные, Щ и Ч обозначают мягкие и глухие ч,щ, ж и ш парные по звонкости и глухости, они всегда твёрдые, Ь звука не обозначает)

самооценка

Посмотрите внимательно на доску «Найди в записи лишнее»

Ж Ь Ш Ч Щ

Лишний Ь - почему?

Группа каких согласных осталась?

(шипящих согласных звуков)

Какую роль выполняет мягкий знак?

Кластер

Ребята мы с вами знаем, что мягкий знак часто молчит, но иногда он может говорить. Сегодня мы постараемся разобраться, когда он молчит, о когда он говорит.

Постановка учебной проблемы

Рассмотри рисунки.

Какое слово их объединяет? А если сделать подписи под рисунками будет ли разница в написании слов?

Работа с толковым словарем.

Сделайте подписи.

Какая возникла проблема? (Выяснить, почему в существительных, оканчивающихся на шипящий иногда пишется мягкий знак, а иногда нет.)

5-6 мин

Отвечают на вопросы. Делают выводы.

Отрабатывают каллиграфический навык.

Вычленяют лишнюю букву, определяют роль мягкого знака.

2-3 мин

Возникает проблема

Выясняют лексическое значение слов.

Затруднение сделать подписи, т. к. не знаем правила

Личностные УУД – приобретают умения мотивированно организовывать свою деятельность, использовать знания и умения в практической деятельности.

Регулятивные УУД – прогнозирование результата и уровня усвоения, его временных характеристик.

Коммуникативные УУД – адекватное использование речевых средств для решения различных коммуникативных задач.

Регулятивные УУД:

- использовать имеющиеся знания для поиска ответа на проблемный вопрос.

Личностные УУД:

- обосновывать личностную значимость нового знания

III. Построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

Цели:

- организовать составление совместного плана действий;

- определить средства;

- уточнить следующий шаг учебной деятельности.

IV. Реализация построенного проекта

Цели:

- реализовать построенный проект в соответствии с планом;

- зафиксировать новое знание в речи и знаках;

- организовать устранение и фиксирование преодоления затруднения;

- уточнить тему урока.

Организует работу над определением темы и цели урока

Организует работу в парах -учебное сотрудничество.

Организует выявление места затруднения.

Организует фиксирование во внешней речи причины затруднения.

Организует фиксацию и проговаривание алгоритма действий.

Организует работу с кластером.

Прочитай слова (на доске мелом)

Врач речь

овощ помощь

марш брошь

багаж рожь

– Что общего обнаружили? (Все имена существительные, есть шипящий в конце слова.)

– В чём различие? (В одних словах есть ь, в других нет.)

– Какой возникает вопрос? (Почему в одних словах пишется ь после букв шипящих, а в других не пишется)

Можешь ли объяснить по какому признаку (кроме наличия ь) слова распределены в два столбика.

Определение темы и цели урока

Назовите тему урока.

Мягкий знак на конце существительных после шипящих.

Назовите цель урока.

Мы должны узнать, в каком склонении у существительных после шипящего в пишется мягкий знак, а в каком нет.

самооценка

Открытие детьми нового знания. Работа в группах.

Мы должны провести небольшое исследование.

ПЛАН РАБОТЫ

1. Проанализировать название новой орфограммы.

2. Продумать и сформулировать алгоритм действий правильного написа-ния Ь в именах существительных после шипящей.

3. Составить опорный алгоритм.

4. Представить свои результаты. Объяснить свои действия.

Работать будете в группах, поэтому вспомните основные правила работы в группе.

РАБОТА В ГРУППАХ.

Задание для 1 группы. Мяч, дочь.

Задание для 2 группы. Гараж, ночь.

Задание для 3 группы. Мышь, нож.

Предъявление результатов работы от групп.

У доски отвечают по одному представителю от группы.

Общий вывод (алгоритм) работы со словами:

1. Читаю или произношу слово

2. Определяю часть речи

3. Есть ли шипящий звук на конце слова, определяю род имени существительного.

4. Если существительное ж. р. – пишу Ь

5. Если существительное м. р. – не пишу Ь.

Вывод: На конце имен существительных после букв обозначающих шипящие женского рода пишется Ь, на конце существительных мужского рода Ь не пишется.

Вывешивают результаты работы не доску.

Давайте сравним полученные выводы с правилом в учебнике.

Алгоритм

Работа с кластером

самооценка

5 мин

Читают слова с доски, классифицируют по какому признаку слова записаны в два столбика

Называют тему урока

Называют цель урока

5-6 мин

Работа в группах.

Исследование, вывод, защита работы.

Сравнивают полученный вывод с правилом в учебнике.

Проговаривают алгоритм.

Добавляем проблемный вопрос в новое знание.

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в учебном диалоге, высказывать свое мнение корректно в доступной для других форме;

Познавательные УУД: - находить пути решения проблемы;

- извлекать необходимую информацию из источников.

Познавательные УУД – анализ своего знания и незнания,

умение отличать новое от уже известного с помощью учителя.

Регулятивные УУД – определение цели учебной деятельности и её фиксация.

Регулятивные УУД – планирование последовательности действий.

Познавательные УУД – определение плана предлагаемого задания,

определение способа алгоритма решения учебной задачи.

Коммуникативные УУД – учиться работать в паре, формулировать собственное мнение и позицию, договариваться, приходить к общему решению.

Предметные УУД:

- называть, понимать, использовать в речи термин мягкий знак на конце существительных после шипящих ;

- находить слова с шипящими на конце мужского и женского рода;

коррекция в случае расхождения эталона и реального действия представленного продукта,

выявление и осознание учащимися того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению.

Познавательные УУД – анализ, сравнение, классификация знаково-символическое моделирование, поиск и выделение необходимой информации, формулирование выводов, установление причинно-следственных связей.

Физминутка Организует проведение физминутки. Выполняют физминутку

1 мин Регулятивные УУД: волевая саморегуляция.

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь, и выполнять требования учителя.

VI. Первичное закрепление.

Цель:

Организовать усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

- создать, по возможности, для каждого ученика ситуацию успеха, мотивирующую его к включению в дальнейшую познавательную деятельность Организует усвоение учениками нового способа действий с проговариванием во внешней речи.

Контролирует и формирует навыки орфографически- правильного письма.

Работа по учебнику № 487

(дети выходя по одному к доске)

1. Прочитайте задание.

2. Выполнение упражнения с комментированием.

самооценка 4-5 мин

Выполняют задание, проговаривая новые понятия.

Умение строить осознанное и произвольное речевое высказывание в устной форме; находить ответы на вопросы,

Познавательные УУД (общеучебные) – понимание вопроса, в соответствии с ним построение ответа; (логические) – проведение аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

Регулятивные УУД–планировать свое действие в соответствии с поставленной задачей; контролировать,

вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе оценки и учета характера сделанных ошибок;

Предметные УУД:

- находить в тексте мягкий знак после шипящих на конце имен существительных ; - понимать, использовать в речи термин мягкий знак после шипящих на конце имен существительных ;

- выделять мягкий знак после шипящих на конце имен существительных ;;

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в учебном диалоге, высказывать свое мнение корректно в доступной для других форме;

Личностные УУД:

- обосновывать личностную значимость нового знания

VII.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

Цели: организовать выполнение учащимися самостоятельной работы на новое знание;

организовать взаимопроверку по эталону с последующей оценкой результатов;

организовать выявление места и причины затруднений, работу над ошибками. Организует индивидуальную работу с самопроверкой по эталону. Определить уровень сложности задания Л -легко, З - затруднялся, С сложно.

Организует выставление самооценки.

Возвращаемся к началу урока, к слову которое вызвало затруднение в написании [туш ]

Теперь мы сможем сделать правильные подписи к данным иллюстрациям?

Допиши предложения используя слово[туш ] От чего зависит выбор его написания?

Музыканты заиграли приветственный ….

Для оформления заголовка понадобилась красная ….

Артисты используют туш. для грима.

самооценка 4-5 мин

Выполняют задание самостоятельно

Выполняют взаимопроверку по эталону. Фиксируют результаты.

Называют с помощью учителя место своего затруднения, причину, исправляют ошибки. Регулятивные УУД -

Умение контролировать и оценивать свою работу.

Личностные УУД

Самооценка на основе успешности.

Адекватное понимание причин успеха/неуспеха в учебной деятельности.

Коммуникативные УУД

Умение выражать свои мысли

Познавательные УУД

Рефлексия: удалось ли воспроизвести информацию для успешного решения учебной задачи

Контроль и оценка процесса и результатов деятельности

VIII. Включение в систему знаний

Цели:

- выявить границы применимости нового знания и выполнить задания. Организует самостоятель-ную работу, фиксирует самопроверку с использованием интеррактивной доски Мягкий знак после шипящих пишется на конце имен существительных

Мужского рода (ключ__, стриж__)

Женского рода (доч___, брош___)

Подчеркни слова которые относятся к этому правилу

Доч, врач, лещ, огон, увидиш, молодёж, ноч)

самооценка

4 мин

1. Высказывают свои мнения в письменной форме.

2. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Предметные УУД:

- понимать, использовать в речи термин мягкий знак после шипящих пишется на конце имен существительных ;

Личностные УУД:

- адекватно оценивать свою деятельность на основе критериев успешной деятельности;

IX. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог)

Цели:

зафиксировать новое содержание, изученное на уроке;

организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности.

- соотнести ее цель и результаты, зафиксировать степень их соответствия, и наметить дальнейшие цели деятельности. Организует поиск ответов на рефлексивные вопросы.

- Мы сегодня с вами неплохо поработали.

-Назовите тему урока

-Когда нужно писать мягкий знак на конце существительных после шипящих, а когда нет.

-На что показывает мягкий знак после шипящих на конце существительных? (на форму 3 склонения сущ. ж. рода. В Им. п. ед. ч.)

Оцените свою работу.

- Как оцениваете свою работу?

Подсчитайте количество баллов.

3 мин

1. Высказывают свои мнения, повторяют термины.

2. Осуществляют самооценку собственной учебной деятельности.

Коммуникативные УУД:

- принимать участие в учебном диалоге, высказывать свое мнение корректно в доступной для других форме;

- слушать и слышать друг друга.

Личностные УУД:

- адекватно оценивать свою деятельность на основе критериев успешной деятельности;

- обосновывать личностную значимость нового знания.

Домашнее задание Объясняет домашнее задание (Вариант выбирают по желанию)

Вариант1. Записать 12 слов с шипящим на конце.

Вариант 2. Составить рассказ в котором не менее 6 существительных с шипящим на конце.

Вариант 3. Написать письмо другу, используя существительные с шипящими на конце. Записывают домашнее задание в дневник

1 мин

Выставление оценок Самооценка урока

Включает музыкальное сопровождение (детская песня "Дорогою добра") - Удалось ли нам поработать под нашим девизом?

-Покажите на смайлике настроение, с которым вы уходите с урока.

Я работал с отличным настроением.

Я доволен собой.

Я испытывал затруднения.

-Поднимите руки со смайликами.

Выставляют самооценку

Личностные УУД:

- адекватно оценивать свою деятельность на основе критериев;

Регулятивные УУД -

Умение контролировать и оценивать свою работу.

Публикации по теме:

Конспект урока русского языка «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Тема урока: «Правописание безударных падежных окончаний имен существительных 1-го, 2-го и 3-го склонений» Цель урока: Создание условия для.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Наши проекты» Наши проекты Цели: подготовить к выполнению проектной работы; обобщить знания о знаках препинания в русском языке. Формируемые УУД: п..

Конспект урока русского языка в 4 классе «Правописание наречий» Тема: Правописание наречий. Цели: развивать умения распознавать в тексте наречия, ставить к ним вопросы, определять их значение; формировать.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Состав слова» Тема урока: Состав слова. Класс: 3 Тип урока: закрепление полученных знаний Цель урока: формировать умения разбирать слова по составу.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Приставки про-| пра-, по-| па-» Технологическая карта урока русского языка Учитель: Антинг Валентины Германовны Дата проведения: 19. 11. 2014 г. Класс: 3 Г Тема. Приставка.

Конспект урока русского языка в 10 классе по теме «Глагол» Урок : Русский язык Ишметова Ш. А Дата: 31.01.2018г Количество присутствующих: Количество отсутствующих: Класс : 10 Тема урока: Глагол Цели.

Конспект урока русского языка в 4 классе «Буквы о-ё после шипящих и ц» Тема урока: «Буквы о/е после шипящих и ц» Место урока: раздел «ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ» Тип и вид урока: урок повторения Цели урока: формировать.

Технологическая карта урока русского языка «Число имен существительных» в 3 классе 3 класс УМК «Школа России» Русский язык Технологическая карта Тема Число имён существительных Цели Сформировать понятие об изменении имён.

Урок русского языка в 3 классе «Осенняя прогулка» по теме «Род имён существительных» ТЕМА УРОКА: РОД ИМЕН СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ «Осенняя прогулка» Цели: 1. Закрепить представления об одушевленных и неодушевленных существительных,.

Конспект урока русского языка в 3 классе «Определение рода имён существительных во множественном числе» Урок русского языка в 3Б классе. Технология: Критическое мышление Учебник: Т. Г. Рамзаева «Русский язык» Урок по теме: Определение рода имён.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока русского языка «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» в 3 классе
Опубликовано: 20 января 2022 в 17:10
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока русского языка «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» в 3 классе» (включая файлы) размещена пользователем Елена Сакунова в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 ноября. День первого льда. Папка-передвижка «Осторожно, тонкий лед!»

В конце ноября проводится Единый день безопасности на льду для предупреждения несчастных случаев с детьми на водоемах. К этому времени в большинстве российских регионов устанавливаются морозы, и водоемы...

24 ноября. День матери. Папка-передвижка к празднику

День матери - самый главный праздник в детском саду!


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД