Анна Долгополова
«Право и лево». Конспект урока по учебному предмету «Математические представления»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока для обучающихся с умеренной, тяжелой умственной отсталостью, ТМНР
Цель: Формирование умения ориентироваться в пространственном расположении частей тела (различать правую и левую руку).
Задачи:
• Учить различать правую и левую руки
• Учить умение правильно надевать перчатки
• Развивать умение различать красный и синий цвет
• Развивать навыки глобального чтения
• Развивать зрительно – двигательную координацию
Публикация «„Право и лево“, Конспект урока по учебному предмету „Математические представления“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лево и право. Учим ребенка ориентироваться
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Конспекты уроков
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» август 2024
• Развивать мелкую моторику рук
• Развивать согласованные действия рук
• Развивать самостоятельность при выполнении практических заданий
Методы и приемы
Наглядный (использование изображений, цветовых ориентиров)
Словесный (рассказ, вопросы, ответ ребенка).
Практический (эксперимент, выполнение практических заданий).
Материалы и оборудование :
Браслеты - резинки красного и синего цвета
Ложка
Варенье
Кружка
Сок
Зеркало
Мячик
Контейнер с крышкой
2 коробки для кубиков
Кубики красного, синего и желтого цвета
Цветные карандаши
Бумага
Скотч
Перчатки латексные красного и синего цвета (для учителя)
Перчатки демисезонные (для ребенка)
Наклейки красного и синего цвета для перчаток
Визуальные опоры – задания
Пиктограммы «помахать рукой», «пожать руку»
Аудиозапись «Правая и левая»
Магнитофон
Ход урока
Организационный этап (приветствие ребенка)
- Доброе утро, Маша! Как ты сегодня хочешь поздороваться?
Мы можем помахать друг другу рукой, а можно пожать друг другу руки.
Учитель предлагает обучающемуся 2 пиктограммы, обозначающие приветствие). Обучающийся выбирает форму приветствия. Учитель и обучающийся здороваются.
Мотивационный этап (постановка учебной цели, учебных задач)
- Маша, мы с тобой поздоровались. Мы помахали друг другу руками (пожали друг другу руки). Посмотри на свои руки. Они такие одинаковые, но у каждой руки есть свое имя.
Ты знаешь, про твои руки мы можем придумать сказку! Давай попробуем!
Садись поудобнее. Сказка начинается.
Основной этап (объяснение материала, выполнение практических заданий и др.)
Важно! Если обучающийся левша, то изучение начинается с левой руки.
1) Сказка про руки:
- Жила была девочка Маша. И было у нее 2 руки: правая и левая (учитель поглаживает руки ребенка).
Правая рука была очень – умелая. Если Маша хотела кушать или пить, то правая рука всегда ей помогала. А если Маша хотела волосы причесать, то правая рука крепко – крепко держала расческу. И двери она тоже она открывала. Вот такая была у Маши Правая рука.
- Маша, как ты думаешь, какая же из твоих рук правая?
Давай попробуем это выяснить. Помнишь, в сказке говорилось, что Правая рука держит ложку и кружку? Давай посмотрим, какая же рука у тебя главная помощница?
Учитель ставит перед ребенком тарелку, в которой лежит ложка с небольшим количеством варенья или другого лакомства. Обучающийся берет ложку.
- Маша посмотри на руку, которой ты держишь ложку. Это ПРАВАЯ рука. Твоя помощница – правая рука.
Учитель ставит перед обучающимся кружку с небольшим количеством сока. Обучающийся берет кружку.
- Маша, давай посмотрим, какой рукой ты держишь кружку!
Это тоже ПРАВАЯ рука! Давай мы ее на нее наденем красный браслет (обучающийся выбирает красный браслет и надевает его на руку).
- Посмотри на себя в зеркало. (Обучающийся смотрит на себя в зеркало) Помаши правой рукой. (машет правой рукой)
- Маша, такую замечательную умелую ПРАВУЮ руку обязательно нужно нарисовать! Давай нарисуем руку таким же цветом, как браслет. Выбери карандаш.
- Ты выбрала карандаш такого же цвета, как браслет. Это карандаш красного цвета.
Обучающийся кладет правую ладонь на лист бумаги. Учитель помогает ее обвести. Обучающийся закрашивает рисунок красным карандашом в контуре.
- Очень красиво получилось!
Давай придумывать сказку дальше!
Вторая рука у Маши называлась ЛЕВАЯ.
Маша, где у тебя ЛЕВАЯ рука? (обучающийся показывает левую руку)
Она всегда правой руке помогала, если Маше нужно было что-то сложное сделать. Например, мячик они всегда вместе ловили.
Учитель бросает обучающемуся мячик. Обучающийся ловит мячик.
А если Маше нужно было открыть коробку, правая рука открывала крышку, а левая всегда придерживала коробку, чтобы она не упала.
Учитель дает ребенку коробку с крышкой. Обучающийся открывает коробку.
- Маша, у меня есть еще один браслет. Он синего цвета, и предназначен для другой руки. На какую руку ты наденешь браслет синего цвета? (обучающийся надевает браслет синего цвета на левую руку).
- Посмотри на себя в зеркало. Обучающийся смотрит на себя в зеркало)
- Помаши левой рукой (обучающийся машет левой рукой)
- Маша, давай нарисуем левую руку! Выбери карандаш такого же цвета, как браслет.
Обучающийся кладет левую ладонь на лист бумаги. Учитель обводит ее синим маркером. Обучающийся закрашивает рисунок синим карандашом в контуре.
- Как красиво получилось! Положи свои руки на рисунок. Посмотри, твоя ПРАВАЯ рука лежит на рисунке красного цвета, а ЛЕВАЯ - на синем (обучающийся по очереди приподнимает ладони и рассматривает рисунок).
- Давай подпишем названия рук. Обучающийся находит карточки со словами-названиями и приклеивает под каждым рисунком.
2) Упражнение «Собери красные кубики правой рукой, а синие левой»
- Маша, посмотри, какое интересное задание есть для твоих рук. Правой рукой нужно собрать только красные кубики, а левой -только синие. Для того чтобы обучающийся не забыл задание, учитель предъявляет визуальные опоры
- Ох, твои руки потрудились на славу! Устали! Нужно немного отдохнуть!
3) Физкультминутка
Под музыку учитель поет и выполняет движения руками.
Обучающийся выполняет движения по подражанию.
Важно! Учитель находится лицом к обучающемуся, показывает движения зеркально (например, при словах «вот левая» - поднимает правую руку)
Если есть необходимость, на руки учитель может надеть перчатки красного и синего цвета.
Вот левая, вот правая, их только так зовут!
Подружки неразлучные - всегда вдвоём идут.
И левая и правая пошли одни гулять,
Нашли большую лужу и стали в ней скакать.
Вот мокрые, холодные идут одни едва,
Вдруг левая и правая повстречали льва.
А он открыл большую пасть и страшно так рычит,
Что левая бежит домой и правая бежит.
До дома добежали, смотрите - обе тут!
Но только позабыли, как их теперь зовут.
Где левая, где правая не разобрать самим,
Скорее посмотрите и подскажите им.
4) - Отдохнули, давай придумывать сказку дальше!
- Руки у Маши были очень умелые! И правая и левая! Особенно сильно они любили лепить. И вот однажды на улице выпал снег и руки собрались на улицу, чтобы лепить снеговика. Руки очень торопились, но у них никак не получалось надеть перчатки. Пальцы никак не хотели попадать куда положено. И тогда руки решили, что обойдутся без перчаток – уж очень они торопились. Только ничего не получилось – руки (и ПРАВАЯ и ЛЕВАЯ) так замерзли, что не смогли ничего слепить. И руки очень расстроились.
- Маша, а у тебя есть перчатки? Чтобы твои руки не замерзали, давай потренируемся быстро и правильно надеть перчатки.
Учитель обращает внимание ребенка на то, что у перчатки так же как у руки есть противопоставленный большой палец. Обучающийся накладывает перчатки на рисунок (Учитель помогает ребенку при необходимости)
- Давай отметим ту перчатку, которая лежит на красном рисунке красной наклейкой. А ту, что лежит на синем – синей.
- Маша, подними ПРАВУЮ руку (обучающийся поднимает правую руку). Посмотри на ПРАВОЙ руке у тебя КРАСНЫЙ браслет. Найди перчатку с КРАСНОЙ наклейкой. Эту перчатку ты всегда будешь надевать на ПРАВУЮ руку.
Подними ЛЕВУЮ руку (обучающийся поднимает левую руку). Посмотри на ЛЕВОЙ руке у тебя СИНИЙ браслет. Найди перчатку с СИНЕЙ наклейкой. Эту перчатку ты всегда будешь надевать на ЛЕВУЮ руку.
- А теперь давай потренируемся? Надень перчатки правильно. Обучающийся тренируется надевать перчатки.
Заключительный этап (рефлексия - сопоставление цели урока и результатов, фиксация достижения цели урока, оценка работы обучающегося)
- Маша, мы придумали сказку про твои руки. И про ПРАВУЮ, и про ЛЕВУЮ руку! И какая замечательная сказка получилась у нас! Покажи правую/левую руку. Ты такая молодец!
- Маша, ты нарисовала замечательную картину. Давай повесим твою картину на стенку. Когда тебе нужно будет вспомнить, какая рука как называется, ты сможешь посмотреть на нее и вспомнить.
_ Маша, у тебя отлично получается надевать перчатки! Никакой холод тебе не страшен. Ты всегда сможешь надеть перчатки.
- На следующем занятии мы вспомним сказку про твои руки и сделаем книгу, чтобы показать маме.
- Наш урок закончен. Давай попрощаемся и помашем друг другу ПРАВОЙ рукой! Пока!