Папки-передвижки

Урок литературы в 8 классе «А. С. Пушкин. Историческая основа повести «Капитанская дочка». Герои и их исторические прототипы»

Елена Ульянычева
Урок литературы в 8 классе «А. С. Пушкин. Историческая основа повести «Капитанская дочка». Герои и их исторические прототипы»

Цель: Исследовать историческую эпоху, показанную Пушкиным в романе “Капитанская дочка”, представить исторический труд Пушкина, посвященный этой эпохе.

Задачи:

Обучающие:

1. Познать прошлое, увиденное глазами великого поэта;

2. Подготовить учащихся к пониманию замысла создания подлинно реалистического образа Пугачёва;

3. Способствовать формированию понятий "историческая повесть".

Развивающие:

1. Формирование умения акцентного вычитывания произведения, составления характеристики героя;

Публикация «Урок литературы в 8 классе „А, С, Пушкин, Историческая основа повести „Капитанская дочка“, Герои и их исторические прототипы“» размещена в разделах

2. Создать условия для развития у восьмиклассников умения работать с различными источниками информации, формирование умения устанавливать причинно-следственные связи при решении проблемных задач;

3. Способствовать развитию мышления: анализа, суждения, умозаключения;

4. Организовать исследовательскую деятельность и помочь учащимся выполнять фрагменты исследовательской деятельности;

Воспитательные:

1. Развивать и воспитывать умение работать в коллективе, коммуникативные умения;

2. Побуждать к активной положительной деятельности;

3. Способствовать формированию активной жизненной позиции, формированию гражданского мировоззрения, помочь ученикам определиться в нравственных ориентирах;

4. Способствовать пониманию учениками таких нравственных категорий, как "честь", "милость", "добро", "благородство";

5. Воспитать у детей интерес к истории и культуре России.

План урока:

1. Орг. Момент.

2. Слово учителя.

3. Презентация.

4. Сообшения учеников.

5. Итоги.

6. Д. з.

Ход урока:

I. Вступительное слово учителя

«У каждого из нас — свой Пушкин, остающийся в то же время одним для всех. Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца», — так сказал о Пушкине русский поэт XX столетия А. Т. Твардовский.

Сегодня наша тема урока: «Творчество А. С. Пушкина. Историческая основа повести «Капитанская дочка». Герои и их исторические прототипы».(Слайд -1)

(Значение слова прототип- первоначальный образец, лицо послужившее прообразом персонажа в художественном произведение)

Вы уже многое знаете о творчестве этого великого человека. Давайте послушаем сообщение о детстве и лицейских годах А. С. Пушкина. (Слайд -2. Пушкин, д. ж)

II. 1)Сообщение ученика (5 минут)

2)Слово учителя.

Основными темами творчества поэта является тема: любви, дружбы, природы, Родина, поэт и поэзия, философские мотивы. Но стоит сказать, что неотъемлемой частью жизни и творчества поэта становится тема истории. Поэта интересовали важнейшие проблемы истории: народные движения, историческая роль царей, переломные моменты, события, яркие исторические личности. Одной из таких личностей был Емельян Пугачев. (Слайд – 3, портрет Пугачева)

3)Сообщение ученика (История в творчестве А. С. Пушкина.)

4)Слово учителю истории. (5 минут)

28 июня 1762 г. в Петербурге произошёл дворцовый переворот (записать в тетрадь). На престол была возведена жена Петра ІІІ, царя слабого, вздорного, неумного. Император был заточён в Ропшинский дворец (Ропша – пригород Петербурга) и там убит. Екатерина, в противоположность своему мужу, была хитра, дипломатична, властолюбива. Она хотела слыть монархиней гуманной и просвещённой, покровительницей наук и искусства, умела обвораживать нужных ей людей. Пушкин говорил об этом так: «Её великолепие ослепляло, приветливость привлекала, щедроты привязывали». Но на протяжении своего царствования «просвещённая» императрица глушила свободное слово, бросала в тюрьмы людей, распространявших просвещение. Екатерина, получившая русский престол благодаря дворянам, служившим в гвардии, рассыпала им милости. Она раздаривала дворцы и земли с сотнями крепостных крестьян, делала ценнейшие подарки своим любимцам, фаворитам, награждала их орденами. Фавориты становились могущественными вельможами, от них зависели судьбы людей. Но не все дворяне были сторонниками возведения на российский престол Екатерины. Среди несогласных с её воцарением был старый фельдмаршал Миних. С его именем мы встретимся на страницах повести Пушкина. Вокруг Миниха группировались дворяне – сторонники Петра ІІІ, многие из них были скрытыми врагами екатерининских фаворитов.

Двор императрицы отличался невиданной роскошью, дворцы и парки в Петербурге и вокруг столицы, в Петергофе, Царском Селе, в Ораниенбауме потрясали великолепием. Вельможи подражали своей повелительнице. Их усадьбы отличались роскошью, изяществом архитектуры, великолепием убранства. Но за эими усадьбами простирались огромные пространства, где убого и сиротливо чернели деревнию Положение крепостных крестьян в царствование Екатерины Второй было ужасным. Во 2-й половине VІІІ века были увеличены барщина и денежный оброк. Рабочий день на барщине в летнее время крепостного крестьянина продолжался 14-16 часов. Земельные наделы были ничтожны. Крестьяне нищенствовали. Помещики имели право продавать крестьян, как скот, как вещи. Газеты пестрели объявлениями о продаже крепостных. Императрица дала огромные права помещикам. В первые же годы своего царствования она издала указы, предоставившие крепостникам право самолично, без суда, ссылать провинившихся крестьян на каторгу и лишавшие последних права подавать жалобы. В дворянских усадьбах царил произвол и беззаконие. Бесправие, нищета толкали крестьян на открытые выступления против помещиков. Иногда крестьянские бунты принимали широкий размах: горели усадьбы, вооставшие избивали и убивали помещиков, но эти стихийные вспышки жестоко подавлялись. Частые бунты происходили и на уральских заводах; волновались калмыки, башкиры, киргизы. В такой обстановке, после смерти Петра ІІІ, внезапной и таинственной для народа, разнеслись слухи, что император жив, что вместо него убит кто-то другой, а царь спасён верными людьми и скрывается до поры до времени, но он откроется народу и пойдёт отнимать свой законный престол, сгонит с трона незаконную царицу, отмстит помещикам, даст права на землю и землю крестьянам. Вера в доброго и справедливого царя была сильна в народе с давних пор, так же, как ненависть к помещикам. На далёких берегах реки Яик (Урал, в бескрайних оренбургских степях, среди казачества, на уральских заводах появилась легенда о том, что царь жив и и идёт спасать народ. В 1773 г. там появился человек, который назвал себя Петром ІІІ. Он был смел и дерзок. Умел повелевать, умел зажигать сердца. Обладал военным талантом. Его воззвания, написанные на понятном народу языке, вселяли надежду на освобождение от помещичьего гнёта. Этого человека звали Е. Иванович Пугачёв. За ним пошёл народ. Восстание охватило огромную территорию.

Крестьянская война 1773-1774

5)Слово учителю

С середины 1832 года Александр Сергеевич Пушкин начинает работу над историей восстания под предводительством Емельяна Ивановича Пугачева. Император Николай 1 разрешил поэту ознакомиться с секретными материалами о восстании, а также о действиях властей по мерам его подавления.

Пушкин изучает неопубликованные документы из семейных архивов и частных коллекций. Он отыскал многое. В его «Архивных тетрадях» сохранились копии писем и именных указов Пугачева, выписки из донесений о боях с отрядами Пугачева. С разрешения императора в 1833 году Пушкин выезжает в те места, где происходило восстание. Он побывал в Казани, Симбирске, Оренбурге. Там Пушкин посетил места боев, встретился с современниками событий. (Слайд 4 -карта)

Из материалов о бунте сложилась «История Пугачева», написанная в Болдине осенью 1833 года. Этот труд Пушкина вышел в 1834 году под названием «История Пугачевского бунта». Книгу встретили холодно сам министр народного просвещения Сергей Семенович Уваров «кричал» о ней «как о возмутительном сочинение» в то время слово «возмутить» означало «волновать, тревожить, побуждать к ропоту,к мятежу» (В памяти были свяжи крестьянские недовольства, восстание на Сенатской площади)

Ребята, а что мы знаем о восстание декабристов?

6)Сообщение Филиппова Артема. (Слайд5- восстание декабристов)

Однако Пушкин задумал написать и художественное произведение о пугачевском бунте, взяв в основу свою исследовательскую работу о Е. Пугачеве.

Каков же жанр «Капитанской дочки»? Передавая цензору рукопись, Пушкин писал так: «Роман мой основан на предании…». По мнению Пушкина, роман – это «историческая эпоха, развитая в вымышленном повествовании». То есть Пушкин считал свое произведение историческим романом. Однако, произведение по объему небольшое, поэтому его принято считать повестью.

В. Г. Белинский, Н. Г. Чернышевский считали,что «Капитанской дочка»- повесть, а П. В. Анненков и М. Горький считали, что исторический роман.

Работа над повестью продвигалась с трудом. Несколько раз автор менял план произведения, по-разному строил сюжет, менял имена героев. Сначала героем задумывался молодой дворянин, согласившийся служить Пугачеву. Дворянин Шванвич, который добровольно перешел на сторону восставших. Эта фамилия упоминалась в царском указе «О наказании смертною казнью изменщика бунтовщика и самозванца Пугачева и его сообщников», но Пушкин отказывается сделать его положительным героем

А вот главный герой Гринев был создан автором на основании реальной истории офицера Башарина, взятого под стражу властью. Его подозревали в связах с Емельяном Пугачевым, но позже это не подтвердилось. Его оправдали и освободили.

Главная героиня романа – Мария Миронова, дочь капитана Белгородской крепости. Именно из-за нее дерутся на дуэли Гринев и Швабрин, хотя она не может принадлежать ни одному из них. Петру родители запретили и думать о женитьбе на бесприданнице, а бесчестному Швабрину нет места в сердце девушки. Она не поддалась ему во время захвата крепости, когда он силой пытался добиться ее благосклонности. В Маше собраны лучшие черты характера русской женщины: чистота нрава, душевное тепло, терпение и готовность к самопожертвованию, стойкость духа и умение быть верной своим принципам. Когда Гринева арестовали по подозрению в сочувствии Пугачеву, Мария доходит до самой императрицы Екатерины II – непростое по тем временам дело. Ей удается добиться своего. Петра милуют.

Емельян Пугачев – один из самых ярких героев повести. Его Пушкин показывает с двух сторон. Один Пугачев – это умный, с большой смекалкой и проницательностью мужик, которого мы видим как простого человека, описанного в личных отношениях с Гриневым. Он помнит добро, оказанное ему, и испытывает глубокую признательность за это.

С другой стороны, Пугачев – это жестокий и беспощадный палач, отправляющий людей на казнь. Повесть «Капитанская дочка» дает понять, что Пугачев – злодей поневоле.

Еще один яркий герой повести – Савельич, выходец из народа. Крепостной Савельич свято верит, что рожден, чтобы служить своему молодому господину. Но его служба господам – это не раболепие. Он исполнен чувства собственного достоинства и благородства. Своего молодого хозяина он любит по-отечески, опекает его и страдает от его несправедливых упреков.

VI. Подведение итогов

Ребята, давайте подведем итог нашего урока.

-Что Вы сегодня узнали о творчестве А. С. Пушкина. (подчеркнуть связь с историей)

-Интересна Вам такая форма урока?

-Чего не хватила Вы считаете?

Оценки за урок.

Домашнее задание:

1) Прочитать 1 главу повести.

2) Проанализировать героев: А. С. Пушкина -Петр Гринев, Д. И. Фонвизин- Митрофанушка. (Роль семьи в воспитании детей, отношение к крепостным крестьянам)

3) Задание на опережения составить кроссворд по произведению А. С. Пушкина «Капитанская дочка".

Прикреплённые файлы:

pushkin_afdtk.pptx | 1747,62 Кб
 
Публикации по теме:

Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…»Интегрированный урок музыки, литературы, изобразительного искусства в 6 классе «Шел солдат во имя жизни…» ". Шел солдат во имя жизни. " Интегрированный урок. Урок-плакат, посвященный героизму русских солдат в годы Великой Отечественной войны.

Конспект урока литературы в 8 классе «Хлестаков и хлестаковщина» .

Конспект интегрированного урока родной литературы и литературного чтения в 4 классе «Две звезды — Пушкин и Тукай» .

Конспект урока литературы в 11 классе по теме «Подготовка к итоговому сочинению» Конспект открытого урока по литературе в 11 классе в рамках проведения семинара «Имидж и привлекательность школы. Взгляд с позиции управления.

Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» в 6 классе Методическая разработка урока литературы по теме «А. С. Пушкин. Лицейские годы» (6 класс) Цели: • заинтересовать обучающихся рассказом о.

Литературный проект «Историческая основа повести о Петре и Февронии Муромских» для учащихся 7 класса Материал по литературе Презентация сопровождается музыкой - оркестр Поля Мориа (Э. Мориконе) - из фильма -Профессионал- 1. Моя работа называется.

Технологическая карта урока литературы в 7 классе «Стихотворение «Родина» М. Ю. Лермонтова» Учитель: Жарова Н. Л. Предмет: литература Класс: 7 Тип урока: изучение новой темы Технологическая карта урока литературы: "Стихотворение.

Урок Добра в 1 классеУрок Добра в 1 классе Цель урока: - сформировать в сознании детей понятие «доброта», - пробудить в детях чувство добра, милосердия, взаимопомощи, проявлять заботу.

Урок кубановедения в 1 классе Из истории кубанских фамилий. Цель: Познакомить учеников с историей кубанских фамилий и их значением. Задачи: П - развивать интерес к истории.

Урок по рисованию в 1 классе «Сова»Урок по рисованию в 1 классе «Сова» Слайд 1: Сегодня мы с вами поближе познакомимся с зимующими птицами совами и нарисуем одну из них. Слайд 2: Совы широко распространены.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Урок литературы в 8 классе «А. С. Пушкин. Историческая основа повести «Капитанская дочка». Герои и их исторические прототипы»
Опубликовано: 6 июня 2023 в 22:07
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 мая. День гендерного воспитания. Передвижка «Гендерное воспитание»

Воспитание дошкольников требует гендерного подхода, но не все родители знают значение этого термина. 

22 мая. День вежливости и этикета. Передвижка «Воспитание вежливости»

Сегодняшний день посвящен важным социальным навыкам — вежливости и умению соблюдать правила этикета. 


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД