Щанина Елена
Конспект урока по технологии по теме «Русские матрешки»
Тема: Русские матрешки.
Тип урока : урок-исследование
Цель урока - создать условия для изучения истории русской матрешки, познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрешек из Сергиева Посада, Семенова и Полхов-Майдана, приобщение детей к декоративно-прикладному творчеству.
Задачи урока :
Публикация «Конспект урока по технологии по теме „Русские матрешки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Технология. Уроки технологии
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Закреплять навыки работы с информацией, способствовать формированию исследовательской деятельности учащихся.
Развитие творческой деятельности и творческой фантазии.
Воспитывать бережное отношение к народным промыслам России.
Метапредметные результаты:
Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать учебную цель, ставить и формулировать проблему, выбирать наиболее эффективные способы решения задач, сбор, анализ информации, умение предоставлять информацию, распознавание объектов, сравнение и анализ объектов, осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме, в том числе творческого и исследовательского характера;
Коммуникативные: умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; участвовать в диалоге.
Регулятивные: умение определять цель, обнаруживать и формулировать проблему с помощью учителя, работать по плану, умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение;
Личностные: мотивация к учебной деятельности, развитие эстетических чувств, уважительное отношение к культуре России, осознание ответственности за выполненное задание.
Оборудование:
- иллюстрации народных промыслов,
- таблички темой урока, целями исследования,
- карточки с информацией для изучения (разные по содержанию)
- карточка «Помощник ответа»,
- конверты с деталями для создания макета матрешки,
- клей.
Оформление доски:
План урока
1. Что будем исследовать?
2. Находим ответы на вопросы. Работа в группах. (появится позднее)
3. Расскажем, что узнали.
4. Создадим макета изделия.
5. Итог урока.
6. * Из истории создания матрешки.
Ход урока
1. Организационный момент.
Учитель:
- Здравствуйте, ребята. Сегодня урок технологии проведу у вас я, Клопкова Ольга Николаевна. (улыбнуться детям)
- Я рада вас видеть в нашей творческой мастерской, где вы станете юными исследователями.
2. Мотивация и актуализация знаний.
Учитель:
- За материалом для исследования я предлагаю отправиться на выставку «Народные промыслы России».
Ребята первого ряда проходят к этим экспонатам (показывает, ребята второго ряда будут работать вот с этими экспонатами, а вы, ребята пройдите, пожалуйста, сюда….
Задание всем группам – внимательно рассмотреть экспонаты.
Учащиеся встают и подходят к выставке по рядам.
- Ребята, вы познакомились с экспонатами выставки. Пожалуйста, пройдите на свои места.
- Как вы понимаете название выставки? (Эти экспонаты сделаны народными умельцами).
- Какие изделия народных умельцев вам знакомы? (посуда, игрушки, вышивка и т. д.)
- А эти экспонаты вам знакомы? Учитель подводит детей к матрешкам.
- Что вы знаете о матрешке?
- Хотели бы вы хотели узнать больше?
3. Постановка проблемы. СЛАЙД 1.
Учитель: Вот они матрёшеньки!
Все они милёшеньки!
Все с алыми щёчками
Под пёстрыми платочками!
- Рассмотрите внимательно матрешек.
- Все ли они одинаковы?
- Почему матрешки разные? (разные мастера их делали)
- Где живут эти мастера? Откуда пришли к нам эти матрешки?
- Что сегодня нам предстоит узнать? (дети откуда пришли эти матрешки) (Тема исследования – на доске - напечатать).
- Цель нашего исследования – выявить отличительные признаки матрешек (на доске – напечатать).
- Работать будем по следующему плану:
1. Что будем исследовать?
2. Находим ответы на вопросы.
3. Расскажем, что узнали.
4. Создадим макета изделия.
5. Итог урока.
6. * Из истории создания матрешки.
4. «Открытие» детьми нового знания.
1) Исследование в малых группах.
Учитель:
- Чтобы найти отличительные признаки матрешек, я предлагаю вам поработать с информацией. Работать будем в группах.
Вспомним правила работы в группе:
1. Умей выслушать товарища.
2. Работай дружно.
3. Умей договориться.
4. Будь вежлив.
- У вас на партах карточки с текстом и рисунок. Вам всем нужно внимательно прочитать текс и рассмотреть рисунок. Советуясь друг с другом, вы заполните карточку «Помощник ответа». Кто будет записывать ответы, решите сами.
Время на работу 5 минут ( на доске магниты разного цвета: сначала учитель убирает один, потом второй, … потом последний – это означает, что время на выполнение работы закончилось + колокольник).
Задание для второй группы
2) Обмен информацией. Повторение.
Учитель:
- Пришло время рассказать о том, что узнали.
- Приглашаю ребят первой группы. Какую матрешку вы исследовали.
СЛАЙД 2.
Учащиеся выходят к доске с карточкой «Помощник ответа», читают и заполняют таблицу на доске. Карточки с ответами лежат на столе рядом с докой.
- Молодцы. Садитесь.
- Приглашаю ребят второй группы. Какую матрешку вы исследовали.
Учащиеся выходят к доске с картой. СЛАЙД 3.
- Хорошо поработали ребята. Садитесь.
- Приглашаю ребят третьей группы. Какую матрешку вы исследовали.
Учащиеся выходят к доске с картой. СЛАЙД 4.
- Отлично потрудились.
Заполнение таблицы
название
куклы головной убор фартук
(есть или нет)
отличительные
признаки
Загорская широкая платок + в руках держит корзину, платок
Семёновская вытянутая
платок
+ пышный
букет на фартуке
Полхов- майданская удлиненная нет платка - черные кудри, цветы, ягоды
Учитель:
- Итак, заполнив таблицу, мы с вами выявили отличительные признаки матрешек.
- Все хорошо потрудились, пришло время отдохнуть.
ФИЗМИНУТКА +
Физминутка (гимнастика для глаз)
5. Самостоятельная работа.
Учитель:
- Сейчас мы будем изготавливать макет своей будущей матрёшки. Показ будущего изделия.
- На следующем уроке вы украсите свои куклы.
- Для изготовления макета нам понадобятся картон, цветная бумага и клей.
- Возьмите конверты. Достаньте содержимое. Перед вами основа и детали матрешки.
- Сделайте макет будущей матрешки. Наклейте на основу детали.
- Определите, какая получилась у вас матрешка из тех, с которыми мы сегодня познакомились.
Дети делают матрешки из предложенных частей и определяют, какая это матрешка : загорская, семеновская или полхов-майданская.
6. Проверка выполнения самостоятельной работы. Презентация изделий.
Учитель:
- Пришло время посмотреть на матрешек.
- Приглашаем ребят, у которых получился макет загорской игрушки.
- Что помогло вам узнать, что это макет … матрешки? (сопоставление с таблицей… ОБЪЯСНЯЮТ ДЕТИ) СЛАЙД 5.
- Просигнализируйте, правильно ли ребята справились с заданием. СИГНАЛЫ!
- Приглашаем ребят, у которых получился макет семеновской игрушки. СЛАЙД 6.
- Приглашаем ребят, у которых получился макет полхов-майданской игрушки. СЛАЙД 7.
Д/З – продумайте, как вы украсите свою матрешку, какие материалы вам для этого понадобятся.
7. Итог урока.
Учитель:
- Какую цель мы ставили в начале урока? (выявить отличительные признаки матрешек)
- Как вы думаете, справились мы с поставленной задачей?
- Кому интересно, вы сможете найти дополнительную информацию в книге, которую вы найдете в школьной библиотеке.
ОТМЕТКИ!
8. Рефлексия.
Учитель:
- У кого все на уроке получилось? Кто доволен своей работой? Встаньте и подарите улыбку учителю, друг другу свои улыбки. Я вижу, что некоторые ребята не встали.
- У вас возникли трудности? Не расстраивайтесь.
- В конце ноября празднуется День матери. Каждой маме будет приятно получить в подарок матрешку, которую вы сделали своими руками.
- Спасибо всем за работу на уроке!
___
! Если останется время на фильм в конце урока.
Учитель (после просмотра фильма) :
- Почему же надо изучать и беречь матрешку (Символ нашей Родины, образ женщины, матери)
ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ!
Имя матрёшка произошло от любимого и распространенного на Руси имени Маша, Матрёна, что в переводе с латинского - мать.
ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ!
Матрёшка-символ материнства. Образ женщины матери большого семейства.
Плодородие, изобилие, бесконечность жизни, в этом глубокий смысл названия матрешки.
ЭТО ИНТЕРЕСНО ЗНАТЬ!
Матрёшка – образ русской красавицы.
Круглое лицо, яркий румянец, черные брови, маленький рот. Такой же образ красавицы воспевался в русских народных песнях.