Екатерина Алейникова
Конспект урока по русскому языку «2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: 2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе.
Цели: познакомить с окончаниями глаголов 2-го лица; формировать умение писать мягкий знак в окончаниях глаголов 2-го лица единственного числа.
Ход урока
I. Организационный момент
Словарная работа. (Сверху, свитер, снизу, везде, расстояние, лучше, гореть, сверкать, председатель, победа.)
II. Проверка домашнего задания
-Давайте вспомним, что мы знаем о глаголе.
- Назовите три формы времени. (Прошедшее, настоящее, будущее)
Публикация «Конспект урока по русскому языку „2-е лицо глаголов настоящего и будущего времени в единственном числе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Русский язык, конспекты уроков
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Темочки
- Что такое спряжение? (Изменение глаголов по лицам и числам в форме наст. и буд. времени называется спряжением глагола.)
- Как определить лицо и число глагола? (можно определить по местоимению и личному окончанию глагола или только по личному окончанию глагола)
III. Актуализация знаний
- Запишите два предложения. (Ты посмотришь. Ты смотришь.)
- Прочитайте первое предложение. Назовите глагол. (посмотришь) Задайте вопрос. (что сделаешь)Назовите время, лицо и число. (буд вр. ,2 лицо, ед. ч.)
- Прочитайте второе предложение. Назовите глагол. (смотришь) Задайте вопрос. (что делаешь)Назовите время, лицо и число. (наст. 2 лицо, ед. ч.)
-Скажите, с каким лицом, с какими формами времени и числом мы сейчас работали,. Назовите тему урока (2-лицо глаголов наст. и буд. времени в ед. ч.)
Назовите цели урока (Научиться распознавать глаголы 2-голица и правильно их писать)
IV. Самоопределение к деятельности
1 слайд- Прочитайте пословицу. «Посееш поступок — пожнёш привычку, посееш привычку — пожнёш характер, посееш характер — пожнёш судьбу».
- Очень хорошая пословица. Она предупреждает: всё, что ты делаешь, может оказать влияние на всю твою жизнь. В этой пословице допущено много ошибок. Посмотрите на глаголы в этой пословице. Каждый из них должен оканчиваться мягким знаком. Хотя, когда мы произносим эти глаголы, на конце слышится твёрдый звук [ш].слайд2
-А теперь давай посмотрим, что же это за глаголы такие, в которых надо писать мягкий знак после буквы «ш». Нам нужно будет определить их время, лицо и число. В пословице это глаголы «посеешь» и «пожнёшь».
- Подумайте, какое местоимение к ним можно подобрать. (ТЫ)
- Совершенно верно. Мы можем сказать «ты посеешь» и «ты пожнёшь». Местоимение «ты» Какого лица? (второго лица единственного числа, значит и эти глаголы тоже стоят в форме второго лица единственного числа. Действие произойдёт после момента речи, в будущем. Значит эти глаголы стоят в форме будущего времени.
-А теперь посмотрите на эти пословицы. Найдем и выпишем глаголы второго лица единственного числа.
Поспешишь — людей насмешишь.
Слово не воробей, вылетит – не поймаешь.
Кашу маслом не испортишь.
Старого воробья на мякине не проведёшь.
Тише едешь – дальше будешь.
- Это действительно глаголы «поспешишь», «насмешишь», «не поймаешь», «не испортишь», «не проведёшь», «едешь», «будешь».
-А в каком времени стоят эти глаголы (Все, кроме глагола «едешь», стоят в будущем времени, а глагол «едешь» – в настоящем.)
- И теперь мы выделим окончания этих глаголов.
- Какие окончания в глаголах «поспешишь», «насмешишь» и «не испортишь»? окончания -ишь. У глаголов «не поймаешь», «едешь», «будешь»? окончание -ешь. А у глагола «не проведёшь»? окончание -ёшь.
- Именно такие окончания бывают у глаголов второго лица единственного числа в настоящем и будущем времени. И все они обязательно оканчиваются мягким знаком.
VII. Закрепление изученного материала
С. 85 упр. 172,
VIII. Рефлексия
А теперь давайте поиграем. Я буду называть вам слова. В некоторых из них на конце должен стоять мягкий знак. Подумайте, в каких словах его надо поставить, и распределите слова на группы.
В первом – имена существительные мужского рода без мягкого знака, во втором – имена существительные женского рода с мягким знаком на конце и в третьем столбике – глаголы второго лица единственного числа в настоящем и будущем времени. Их окончания -ешь, -ишь, -ёшь всегда пишутся с мягким знаком на конце.
А теперь я предлагаю вам новое задание. Посмотрите на эти имена существительные.
К ним надо подобрать однокоренные глаголы и поставить их в форму второго лица единственного числа настоящего или простого будущего времени.
Сейчас посмотрим, что получилось.
молчание – молчишь
блеск – блестишь
начало – начнёшь
ворчание – ворчишь
рёв – ревёшь
вышивка – вышива.
У всех глаголов, кроме последнего, ударные окончания. Написать их легко. А у глагола «вышиваешь» безударное окончание. Допиши в этом глаголе окончание -ешь. О правописании безударных окончаний глаголов мы будем говорить на одном из следующих уроков.
IX. Подведение итогов урока
А сейчас давайте повторим основные моменты темы нашего урока.
Глаголы настоящего и будущего времени во втором лице единственного числа имеют личные окончания -ешь, -ёшь, -ишь.
На конце глаголов второго лица единственного числа пишется мягкий знак.