анастасия фалеева
Конспект урока по рисованию «Волшебное дерево». Выполнение композиции с использованием различных графических фактур
▼ Скачать + Заказать документы
[ преподаватель: Фалеева Анастасия Сергеевна
Тема урока : «Палитра графических фактур»
Тип урока : изучение нового материала
Вид деятельности: рисование по воображению
Цель урока : «Волшебное дерево» - выполнение композиции с использованием различных графических фактур.
Задачи урока :
Темочки:
- Деревья и кустарники
- Деревья. Конспекты занятий, НОД
- Деревья. Рисование
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Рисование. ВСЕ материалы
- Рисование. Конспекты
- Чудо-дерево. Волшебные и сказочные деревья
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
• Образовательные: познакомить с художественно выразительными средствами графических фактур; научить использовать различный характер линии, её толщину в передаче формы предмета, фактуры, разно окрашенности; научить использовать графические фактуры для передачи характеристики предмета.
• Развивающие: развивать логическое мышление, умение работать с графическими материалами.
• Воспитательные: воспитывать интерес к творчеству.
Оснащение урока для учеников :
Мольберт, стул, карандаш ТМ, ластик, точилка, гелиевая ручка, лист формата А4.
Оснащение урока для преподавателя :
Доска, таблица «Формы кроны деревьев», наглядность различных линий, наглядность разных фактур и фроттажа.
Список литературы:
1. Барщ А. О Рисунок в средней художественной школе/А. О. Барщ. - М. : Издательство Академии художеств СССР, 1963 – 243с. 2. Материалы и техника рисунка. Москва, 1987г. ,
«Изобразительное искусство»
3. Ли Н. Г. Рисунок. Основы учебного академического рисунка: учебник/Н. Г. Ли. – М. : Изд-во Эксмо, 2005.- 480с.
4. Авсеян О. А. Натура и рисование по представлению : учеб. Пособие/ О. А. Авсеян. –М. : Изобразительное искусство, 1985. – 152с.
5. Беда Г. В. Основы изобразительной грамоты: Рисунок, живопись, композиция/Г. В. Беда. – М. : Просвещение, 1981. - 239с.
План урока :
1. Организационный момент.
2. Вводная беседа. Объяснение нового материала.
3 .Практическая работа.
4. Постановка художественной задачи.
5. Подведение итогов.
Ход урока
1. Организационный момент. Приветствие, проверка готовности учащихся к уроку. (Ученики сидят за мольбертами, рядом стул с карандашами, ластиком, гелиевой ручкой, точилка.)
2. Вводная беседа.
Пр: - Изучая изобразительное искусство, мы с вами на рисунке знакомились с - ЛИНИЕЙ (главным выразительным средством.)
? - Ее эмоциональная палитра разнообразна:
Ответы детей: - она может быть тонкой, изысканной и жесткой, колючей, угловатой, может быть решительной, смелой, порывистой и неуверенной, робкой и т. д.
(наглядность на доске «линии»)
Пр: - что мы можем выполнять при помощи линии?
Ответы детей: - можно выполнять различные характеры рисунка. (спокойные, эмоцианальные, мягкие и т. д.)
Пр:- Выполняя рисунок, художник должен научиться передавать фактуру таких материалов, как стекло, дерево, камень, вода, ткань, кожа, листва, трава, облака и др. Если вырисуете каменную стену, она должна выглядеть тяжелой и прочной, листва - должна трепетать, вода - выглядеть влажной, зеркальной, облака - мягкими и легкими.
Что же такое фактура? (Фактурой в графике - называют свойства поверхности предмета, т. е. она может быть матовая, шершавая, глянцевая или гладкая и т. п.)
Многие художники используют разные качества бумаги. Если, например: он изображает камень, то рисует на грубой бумаге мягкими карандашами.
Если изображаемая поверхность гладкая и похожа на стекло, то можно использовать бумагу более гладкую и твердые карандаши и рисовать длинными штрихами.
А чтобы передать пушистую шерстку котенка, можно использовать мягкий материал (уголь, пастель, сангину и т. п.) и поработать на шероховатой бумаге короткими штрихами.
Фактуру предмету можно придать большим количеством способов - при помощи ЛИНИЙ (как уже сказали они могут быть разные по толщине, прямые, волнистые и т. д, линий с частичным введением пятна.
Четких правил передачи фактуры нет. Путь к успеху проходит через экспериментирование с техникой и материалами рисунка, через изучение и наблюдение натуры.
А также применяют технику фроттаж.
?-Что такое же такое фроттаж?
Пр: - «фроттаж» в переводе с французского «натирание, протирка».
Придумал эту чудо-технику немецкий художник, сторонник сюрреализма, график и живописец Эрнст Макс. Эта техника проста и оригинальна. Мы все знакомились с ней в детстве. Если положить монету под тонкую бумагу и плотно заштриховать её карандашом, получится чёткое изображение рельефа. Эта техника и есть «фроттаж».… написать на доске.
На самом деле список предметов, помимо монеты, используемых в технике «фроттаж» безграничен, Можно использовать любой фактурный или рельефный материал для творческой работы.
? Пр: - Какие графические материалы для передачи фактуры в рисунке можно использовать?
- ответы детей - уголь, сепия, сангина, пастель, соус, карандаш, гелиевая ручка, маркер и т. п
3. Практическая часть
Сегодня мы с вами попробуем выполнить и придумать разные графические фактуры.
Закрепляем формат А4, горизонтально. В левом верхнем углу, как я, делим лист на 6 равных части (сначала делим лист на 3 части по вертикали, потом пополам по горизонтали.)
В первом квадрате, верхнем левом углу, мы начнем выполнять первую фактуру, которая напоминает срез дерева.
Во втором квадрате кору дерева.
В третьем квадрате фактуру листьев.
В четвертом выполним фактуру чешуи.
В остальных двух выполняем фроттаж. В первом выполним фроттаж декоративной сетки, во втором фактурной кружевной ткани. Главное в процессе работы держать правильно карандаш или мелок.
При помощи различных линий, точек, пятен и штрихов, мы изобразим 4 разных вида фактуры. (Много точек или штрихов в одном месте образуют пятно, штрихи состоят из линий)
Вместе с преподавателем выполняют 4 вида фактур.
Быстрый просмотр упражнений. Убираем упражнение и крепим вертикально, новый лист бумаги, формата А4.
4. Постановка художественной задачи.
Молодцы! Теперь, когда мы знаем что такое фактура? И умеем её выполнять, мы с вами нарисуем «волшебное дерево».
Ребята, обратите внимание на схематичные изображения крон (на доске различные схемы крон). Дуб- могучий и крепкий (значит ствол и ветки у дуба толстые и крепкие, Ива- плакучая (ветки тоненькие спадающие вниз, кипарис- Сильно вытянутый вверх, узкий, стройный, с острой верхушкой, береза- кудрявая, её характер конечных тонких веток, спадающих вниз
Разветвленная часть дерева с его листвой называется крона, (слово “крона” записывается на доску).
Стихотворение К. Чуковского «Чудо-дерево»
Включение аудио записи
А сейчас мы отправимся с вами в сказочный лес!
Звучит мелодия «Звуки леса».
Представьте, что мы попадаем в сказочный лес. Идем по лесу и видим необычные волшебные деревья, траву, цветы и ягоды, птиц, животных.
Музыка затихает.
А раз лес сказочный, то и все, что в нем находится, тоже будет сказочным и необычным. Ваша задача – попробовать нарисовать сказочное дерево. Такое дерево, которое никто и никогда раньше не видел.
Как вы думаете, что может расти на таком дереве? А что будет его окружать? Может быть, кто-то из вас придумает свою новую форму кроны? Попробуйте представить, что каждый листочек имеет необычную форму в виде шара, предмета …
Теперь на своих листах вы должны композиционно расположить свое волшебное дерево (расположить изображение необходимо так, чтобы внизу листа места оставалось больше, чем сверху; по краям примерно одинаковое расстояние и др.). Где оно должно располагаться. Определить какую форму и размер будет оно иметь.
5. Подведение итогов 1 урока.
- С какими новыми понятиями вы познакомились? (фактура и фроттаж). Выставка - просмотр композиционного размещения.
Урок №2
Продолжение практической работы.
Прорисовка направлений и форм ветвей.
Уточнение контура, добавление листвы.
Фантазийная работа над фактурой дерева и листвой (опираясь на выполненное упражнение фактур).
Нарисовать окружение сказочного дерева (если останется время).
Просмотр готовых композиций. Выставление оценок.
Д/ з : Выполнить фантазийную композицию используя технику «фроттаж».
Материал: цветные карандаши.