Марина Кирова
Конспект урока по предмету «Литературное чтение» для учащихся 1 класса. Тема урока «История славянской азбуки.» В. Крупин
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока по предмету «Литературное чтение» для учащихся
1 класса. Тема урока «История славянской азбуки.»В. Крупин.
УМК «Школа России», учебник В. Г. Горецкий,Л. А. Виноградовская М. В. Бойкова «Литературное чтение» с. 88-89 1ч.
Цель урока
Создать условия для ознакомления учащихся с биографией В. Крупина, его произведением на материале произведения «Первоучители словенские». стимулировать самостоятельную познавательную деятельность учащихся;
Публикация «Конспект урока по предмету „Литературное чтение“ для учащихся 1 класса, Тема урока „История славянской азбуки,“ В, Крупин» размещена в разделах
- История. Уроки истории
- Крупы. Поделки из круп
- Литературное чтение
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» июль 2020
Тип урока. Решение учебной задачи
Предметные результаты:
1. формирование четкого представления о том, что роль письменной речи очень высока в историческом развитии человечества;
2. объясняют смысл непонятных слов с помощью словаря,
2. Продолжить формирование осознанно, правильно читать вслух;
3. Формировать приемы выразительного чтения;
Личностные результаты:
1. Продолжить работу над положительным отношением к процессу чтения и анализа 2. произведения;
3. Проявляют интерес к культуре своего народа
4. Воспитывать заботливое отношение к культуре страны
Метапредметные:
Регулятивные:
1. Продолжить развивать умение планировать свои действия в соответствии с задачами урока и условиями их реализации;
2. Развивать умения принимать, формулировать и сохранять учебную задачу.
Познавательные:
1. Развивать умение выделять нужную информацию из текста;
2. Развивать умение прогнозировать содержание произведения по ключевым словам;
3. Развивать умения устанавливать причинно – следственные связи;
4. Развивать умения выявлять авторскую позицию и идею произведения;
Коммуникативные:
1. Развивать умение работать в паре, высказывать свое отношение, аргументировать собственную позицию;
2. Развивать умения задавать вопросы по тексту произведения, формулировать собственное мнение и понимать мнение других людей, отличное от собственного; развивать умение адекватно использовать речевые средства в процессе анализа и раскрытия содержания рассказа.
Оборудование:
мультимедийный проектор;
экспозиционный экран;
персональный компьютер;
презентация по ходу урока;
портреты Кирилла и Мефодия
учебник «Литературное чтение», составители Л. Ф. Климанова, В. Г. Горецкий, М. В. Голованова.
Организация (мотивация к учебной деятельности)
С добрым утром! Начат день.
Первым делом гоним лень!
Утром надо не зевать,
А проснулся и вставать!
Актуализация знаний[/i]
- Как называется наша страна?
- Почему мы называем отечеством Россию?
- Почему Россию называем Родиной?
- Почему мы её называем матерью?
На доске изображение
Внимательно посмотрите на данное изображение. Проследите путь стрелочек и назовите написанные здесь буквы в обозначенном порядке.
Скажите, что у вас получилось, и сформулируйте тему сегодняшнего урока.
Сегодня на уроке мы перенесёмся в далёкое прошлое нашей страны
Работа с текстом до чтения.
Подготовка к первичному восприятию. [/i]
1. – Как называется ваша первая учебная книга? (Азбука)
– Попробуйте объяснить, почему её так назвали «азбука»?
– Слово «азбука» появилось тысячу лет назад из названий двух первых русских букв.
Слайд 1
– Прочитайте, как назывались буквы А и Б (Аз, Буки).
Из этих названий и получилось слово «азбука».
И эту азбуку учили предки.
А, вот слово «алфавит» пришло из греческого языка. Первые буквы назывались «альфа» и «вита». Из этих двух названий получилось слово «алфавит».
Так и живут у нас слова–близнецы: русское слово «азбука» и греческое слово «алфавит», а обозначают они одно и тоже; все буквы расположены в установленном порядке.
Слайд 2
-Каждая буква в древней славянской азбуке была особенной. Она обозначала не только звук, но и слово и несет в себе смысл. !
Если все буквы славянской азбуки поставить в алфавитном порядке, то получится не просто современная азбука, а таинственное, зашифрованное послание наших предков, древних славян, к нам.
Слайд 3
Соедините первые три буквы в предложение. Какое предложение у вас получилось.
Аз- я, Буки – буквы, письмена, Веди – ведать, познавать.
«Я познавал письмена»
Следующие 3 буквы: «Письмо это достояние»
История создания славянской азбуки.
Слайд 4
Жили на святой Руси добры молодцы и красны девицы. У них были добрые матушки, да бородатые мудрые батюшки.
Умели они пахать да косить, терема возводить, холсты ткать, узоры вышивать.
А вот грамоты наши предки не ведали, не могли книги читать, не могли письма писать. Не было ещё у славян своей азбуки.
Слайд 5. Славянский князь Ростислав попросил у греческого царя прислать к славянам учителей, чтобы рассказывали они христианские книги.
Слайд 6.
И явились на Русь из Греции братья мудрые Кирилл и Мефодий. Они знали и славянский язык и греческий. В Греции была уже письменность. И решил брат Кирилл написать книги, понятные славянам, а для этого необходимо было переработать греческий алфавит и создать славянскую азбуку. Много работал Кирилл, и вот азбука готова.
Теперь надо было перевести книги с греческого языка на славянский. Это оказалось трудным делом. Стал Кириллу помогать Мефодий.
И выполнили это великое дело братья Кирилл и Мефодий. Произошло это в 863 году.
Слайд 7. Посмотрите на азбуку, которую создали Кирилл и Мефодий, называется она кириллицей, по имени одного из братьев. 44 буквы смотрят на нас с этого старинного свитка Каждая буква в славянском алфавите имеет своё имя.
Слайд 8.
Познакомимся ещё с некоторыми буквами славянской азбуки. Вот буква «ВЕДИ», от старинного слова «ведать», то есть «знать». А это буква «ГЛАГОЛЬ», от старинного «глаголить», то есть «говорить». Есть буква с хорошим названием «ДОБРО», конечно, ведь доброта – замечательная черта характера человека.
Слайд 9. .
В Москве есть памятник Кириллу и Мефодию. В России все помнят, какое огромное дело сделали эти два человека для развития нашей письменности.
Слайд 10. Слайд 11. В разных городах России и в других славянских странах им поставлены памятники, в их честь называют церкви, храмы, библиотеки, институты. И каждый год весной, 24 мая, отмечают Праздник славянской письменности и культуры.
Физкультминутка[/i]
Работа с текстом во время чтения. [/i]
Чтение текста
«Первоучители словенские»
Словарная работа.
Какие слова вам были не понятны.
Работа с текстом после чтения. [/i]
Вопросы после чтения:
- Как называют в мире Кирилла и Мефодия?
- Что значит слово «равноапостальные»?
- Почему Кирилл и Мефодий были уверены, что славянам нужна письменность?
- Какой праздник отмечается 24 мая?
(Международный день славянской письменности)
Слайд № 15
Какая из пословиц соответствует нашему рассказу.
1 Азбука – к мудрости ступенька.
2. Где кто родится, там и пригодится.
3. Век живи, век учись.
Итоги урока[/i]
О каких двух братьях мы говорили сегодня на уроке?
- Какой вклад они внесли в развитие славянской письменности?
- Сколько букв было в первой азбуке? (44)
Оценка деятельности учащихся, рефлексия[/i]
Слайд № 12
Я узнал на уроке..
Мне было интересно потому, что.
Меня удивило.
Я бы хотел (а) ….
Я сделал (а) вывод, что…