МААМ-картинки

Конспект урока по музыке в 5 классе «Стань музыкою, слово!»

анна тимофеева
Конспект урока по музыке в 5 классе «Стань музыкою, слово!»
▼ Скачать + Заказать документы

Конспект урока по музыке в 5 классе «Стань музыкою, слово

1. ФИО Тимофеева Анна Анатольевна

2. Место работы МОБУ «СОШ № 90» р. п. Чунский

3. Должность Учитель музыки и МХК

4. Предмет Музыка

5. Класс 5

6. Тема и номер урока «Стань музыкою, слово. 6 урок

Публикация «Конспект урока по музыке в 5 классе „Стань музыкою, слово!“» размещена в разделах

7. Базовый учебник Т. И. Науменко, В. В. Алеев. Музыка 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Дрофа», Москва 2011

Урок №6. Тема урока : «Стань музыкою, слово.

Тип урока : Урок «открытия» нового знания.

Цель: выявление многосторонних связей музыки и литературы.

Задачи:

1. Развивать умение находить взаимодействия между музыкой и литературой и выражать их в размышлениях.

2. Обучать более глубокому восприятию литературы и музыки.

3. Развить музыкальный слух, внимание, воображение, фантазию учащихся.

4. Воспитывать культуру восприятия музыкальных произведений.

Планируемые результаты:

Предметные: формирование основ художественных знаний как необходимой предпосылки для реализации собственного творческого опыта школьников, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.

Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, обобщения, систематизации; помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей.

Личностные УУД: самоопределение, способность к самооценке своих действий, поступков, воспитание любви к классической и современной музыке.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Средства обучения: доска, экран, компьютер, проектор, музыкальный центр, компьютерная презентация, портреты композиторов, картина Рафаэля «Сикстинская мадонна».

Музыкальный материал урока :

1. А. Е. Варламов. Романс «Белеет парус одинокий»

2. М. И. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье»

3. П. И. Чайковский. Концерт №1 для фортепиано с оркестром, 3 часть (финал)

4. Украинская народная песня «Веснянка».

5. Ф. Шуберт «Ave, Maria!»

6. Детская песня «Осень постучалась к нам» (муз. И. Смирновой, сл. Т. Прописновой)

Ход урока

1. Организационный момент (приветствие учителя и учеников).

2. Проверка знаний ранее изученного материала.

Вопрос учителя:

Ребята, на прошлом уроке мы говорили о том, каким должен быть стих для того, чтобы получилась песня?

Ответ учеников: Он должен быть мелодичным, ритмичным и благозвучным.

Учитель: Сейчас вы прослушаете фрагмент вокального произведения.

Слушание музыки : А. Е. Варламов. Романс «Белеет парус одинокий».

Вопрос учителя: Угадайте, какой это музыкальный жанр?

Ответ учеников: Романс - это вокальное произведение, излюбленный жанр великих русских певцов прошлого и настоящего, главная тема этого произведения – любовь.

Учитель: Все правильно: в этом жанре прекрасно уживаются музыка и литература.

Сейчас мы послушаем музыкальное произведение, а вы ответите на вопрос: какое стихотворение легло в основу этого романса и какой композитор воплотил стихотворение в прекрасное произведение?

Ответ учеников: Это романс Михаила Ивановича Глинки на стихи Александра Сергеевича Пушкина «Я помню чудное мгновенье».

3. Этап целеполагания (определение темы урока и целей урока).

Ребята, прочитайте эпиграф к уроку.

«Откройся, мысль!

Стань музыкою, слово!

Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!» (Н. Заболоцкий)

Учитель: Как вы понимаете смысл данного эпиграфа?

Ответ учеников: Слово должно превратиться в музыку, и повлиять на сердца людей, чтобы торжествовал мир!

Учитель: Да, ребята, эпиграф к нашему уроку отражает вечное стремление запечатлеть в музыкальных звуках всю звонкость стиха, соединить мысли и звук в неразрывное целое.

Подумайте, как будет звучать тема нашего урока? Ответ найдете из эпиграфа к уроку.

Ответ учеников: «Стань музыкою, слово.

Учитель: Ребята, вы отгадали тему урока! А определить цель урока сможете?

Ответ учеников: Выявить связь музыки и литературы.

4. Объяснение новой темы урока.

Ребята, для начала предлагаю вам прослушать музыкальное произведение П. И. Чайковского «Концерт №1 для фортепиано с оркестром», 3 часть (финал).

Слушание музыки (фрагмент).

Учитель: Основой этой прекрасной виртуозной музыки стала народная песня – веснянка, которой обычно звали весну. Песня «Веснянка» это песня - закличка. Что же это означает? Закличка - это призыв. Что же призывали в прослушанной песне?

В песне призывали весну с первыми приметами оттепели, крестьяне зазывали кликами Весну к себе в гости. Особенно готовились к прилету птиц дети: они строили скворечники, делали игрушечных птиц жаворонков, куликов, журавликов. Их поднимали высоко на крыши домов и так заманивали живых птичек. Подражали птичьим голосам при помощи свистулек, сделанных из глины.

А родители своим деткам пекли печенье и булочки, похожие на жаворонков. Дети их кушали, да пели зазывные песни – веснянки, в которых была главная просьба, чтобы весна приходила скорее, не задерживалась в теплых краях.

Слушание музыки : Украинская народная песня «Веснянка».

Вопрос учителя: Как характер «веснянки» повлиял на музыку Первого фортепианного концерта П. Чайковского? (Ответы учащихся)

Конечно же, интонации веснянки слышны в музыке П. И. Чайковского. Они определяют её выразительность, настроение, танцевальный характер. Основной мотив многократно повторяется, также как повторяются во многих «веснянках» слова – заклички.

Вот как слово и песня превратилась в симфоническую музыку!

Но не только народная музыкально – поэтическая культура была источником для развития музыки. Все жанры вокальной музыки, от песни до оперы, учились искать вдохновение у поэзии для того, чтобы передать в музыке все оттенки смысла и чувств, что приводило иногда к созданию необыкновенно выразительных произведений.

Вопросы учителя:

• Как вы думаете, какие литературные источники одни из первых дали жизнь значимой части музыкального наследия?

• Как называется такая музыка?

• В чём её особенность?

Я помогу вам ответить на эти вопросы: литературные источники одни из первых – это тексты священных писаний «Библия» и «Евангелия»; музыка, созданная на основе христианских текстов, называется – духовная, она сдержанная и спокойная.

Послушайте одно из самых светлых и лирических вокальных произведений «Ave, Maria!» Ф. Шуберта. Латинское «Ave» означает «Радуйся», то есть «Радуйся, Мария». Это молитва, обращение к Деве Марии. Этот миниатюрный шедевр австрийского композитора Франца Шуберта на протяжении вот уже почти 2 веков любим публикой и исполнителями во всем мире. Необыкновенно трогательная мелодия находит отклик в душе каждого человека.

Слушание музыки : «Ave, Maria!» Ф. Шуберта.

Вопросы учителя:

- Что вы сможете сказать о прослушанном произведении?

Ответ детей: От музыки веет светом, чистотой, она очень красива; произведение звучит плавно, спокойно, размеренно, в нём много распевов, что придаёт ей задумчивость.

- Что такое молитва?

Ответ детей: Это обращение к Богу, к святым мученникам, Богородице – мольба о помощи, укреплении духовных сил.

Учитель: Ребята, посмотрите на картину художника Рафаэля «Сикстинская мадонна», здесь изображена Мадонна с младенцем на руках, под ногами у неё облака, слева от неё молодая женщина, справа – старик, а внизу расположились два симпатичных ангелочка, скорее всего - это рай.

А сейчас, послушайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва».

«В минуту жизни трудную,

Теснится ль в сердце грусть:

Одну молитву чудную

Твержу я наизусть.

Есть сила благодатная

В созвучье слов живых,

И дышит непонятная

Святая прелесть в них.

С души как бремя скатится,

Сомненье далеко –

И верится, и плачется,

И так, легко, легко…»

Вопрос учителя: Ребята, а теперь постарайтесь ответить на вопрос – может ли музыка взаимодействовать с произведениями любых литературных жанров?

Выслушать ответы детей.

4. Итог урока.

Ребята, подведем итоги урока :

- творчество композитора может превратить стихотворение в музыкальное произведение, так поэзия становится частью музыки;

- литература и музыка : их союз навсегда оказал благородное воздействие друг на друга; - литература даёт жизнь многим жанрам музыкального искусства.

Вокальные жанры: песни, романсы, кантата, оратория.

Сценические жанры: опера, балет, оперетта.

• Жанры программной музыки : инструментальные произведения с литературным описанием.

5. Вокально-хоровая работа.

Песня И. Смирновой «Осень постучалась к нам» : работа над устойчивым ритмоощущением, над чистым интонированием вокальной линии, добиватья выполнения динамических оттенков, выразительного исполнения песни.

6. Рефлексия.

Вопросы учителя:

- Что нового вы узнали на уроке?

- Что вам больше всего понравилось?

- Какую музыку вы слушали на уроке?

- Какое у вас стало настроение после нашего урока?

7. Домашнее задание: в тетради дописать значение слов.

Вокальные жанры:

Романс -…

Песня - …

Оратория - …

Кантата - …

Сценические жанры:

Опера - …

Оперетта - …

Мюзикл - …

Балет -…

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока 1 сентября в 9 классе «Моя будущая профессия» Конспект урока в 9 классе. 1 сентября «Моя будущая профессия». 1. Организационный момент. Нежарким солнышком согреты, Леса ещё листвой одеты.

Конспект урока математики в 1 классе «Уравнение» Технологическая карта урока математики Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: 22.01.2014 г. Класс 1А Тема. Уравнение. Тип.

Конспект урока по математике в 1 классе «Нумерация чисел от 11 до 20» Конспект урока Класс: 1д Тема: «Нумерация чисел от 11 до 20. Образование, название, последовательность» Тип урока: урок «открытия» новых.

Конспект урока по математике в 4 классе «Действия с многозначными числами». Тип урока-закрепление Цели: 1. Закрепить вычислительные навыки по теме «Действия с многозначными числами»; совершенствовать умения решать задачи, уравнения; продолжить.

Конспект урока по музыке в 1 классе на тему «Баба-яга» по УМК «Школа России» КОНСПЕКТА УРОКА Тема: «Баба-яга». Класс: 1В УМК: «Школа России» Дата: 29.03.19 Цель: создание условий для ознакомления учащихся с отрицательными.

Конспект урока по музыке «Лирическая тема в русской классике» в 4 классе Предмет: музыка Учитель: Абрамова Ольга Николаевна Класс:4 Тема урока: Лирическая тема в русской классике. Цель: создать благоприятные условия.

Конспект урока русского языка «Обобщение и закрепление знаний по разделам «Слово и его значение» и «Синонимы и антонимы» Тема урока: «Обобщение и закрепление знаний по разделам «Слово и его значение» и «синонимы и антонимы». Цель: закрепить знания обучающихся.

Конспект урока технологии «Фонарик» во 2 классе ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА Предмет: Технология Класс: 2 «а» класс Оборудование: доска, учебники по предмету, рабочие тетради, наглядный.

Конспект урока технологии в 3 классе «Почта» Технологическая карта урока технологии Учитель: Антинг Валентина Германовна Дата проведения: «24» апреля 2015 года. Тема. Почта Тип урока:.

Методические рекомендации к проведению бинарного урока «Импрессионизм в живописи и музыке» Представление методических рекомендаций к проведению урока Тема урока: «Импрессионизм в живописи и музыке». Тип урока: урок получения и.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по музыке в 5 классе «Стань музыкою, слово!»
Опубликовано: 22 декабря 2019 в 07:47
+44Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по музыке в 5 классе «Стань музыкою, слово!»» (включая файлы) размещена пользователем анна тимофеева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД