анна тимофеева
Конспект урока по музыке в 5 классе «Стань музыкою, слово!»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока по музыке в 5 классе «Стань музыкою, слово!»
1. ФИО Тимофеева Анна Анатольевна
2. Место работы МОБУ «СОШ № 90» р. п. Чунский
3. Должность Учитель музыки и МХК
4. Предмет Музыка
5. Класс 5
6. Тема и номер урока «Стань музыкою, слово!». 6 урок
Публикация «Конспект урока по музыке в 5 классе „Стань музыкою, слово!“» размещена в разделах
- Музыка. Конспекты уроков
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
7. Базовый учебник Т. И. Науменко, В. В. Алеев. Музыка 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Рекомендовано Министерством образования и науки Российской Федерации. Издательство «Дрофа», Москва 2011
Урок №6. Тема урока : «Стань музыкою, слово!».
Тип урока : Урок «открытия» нового знания.
Цель: выявление многосторонних связей музыки и литературы.
Задачи:
1. Развивать умение находить взаимодействия между музыкой и литературой и выражать их в размышлениях.
2. Обучать более глубокому восприятию литературы и музыки.
3. Развить музыкальный слух, внимание, воображение, фантазию учащихся.
4. Воспитывать культуру восприятия музыкальных произведений.
Планируемые результаты:
Предметные: формирование основ художественных знаний как необходимой предпосылки для реализации собственного творческого опыта школьников, расширение понятийной базы за счет включения в нее новых элементов.
Познавательные УУД: поиск и выделение необходимой информации, содействие развитию мыслительных операций: сравнения, анализа, обобщения, систематизации; помощь в развитии творческого воображения, познавательной активности, интеллектуальных и творческих способностей.
Личностные УУД: самоопределение, способность к самооценке своих действий, поступков, воспитание любви к классической и современной музыке.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, саморегуляция, осознание обучающимися стремления к постижению нового.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение полно выражать мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
Средства обучения: доска, экран, компьютер, проектор, музыкальный центр, компьютерная презентация, портреты композиторов, картина Рафаэля «Сикстинская мадонна».
Музыкальный материал урока :
1. А. Е. Варламов. Романс «Белеет парус одинокий»
2. М. И. Глинка. Романс «Я помню чудное мгновенье»
3. П. И. Чайковский. Концерт №1 для фортепиано с оркестром, 3 часть (финал)
4. Украинская народная песня «Веснянка».
5. Ф. Шуберт «Ave, Maria!»
6. Детская песня «Осень постучалась к нам» (муз. И. Смирновой, сл. Т. Прописновой)
Ход урока
1. Организационный момент (приветствие учителя и учеников).
2. Проверка знаний ранее изученного материала.
Вопрос учителя:
Ребята, на прошлом уроке мы говорили о том, каким должен быть стих для того, чтобы получилась песня?
Ответ учеников: Он должен быть мелодичным, ритмичным и благозвучным.
Учитель: Сейчас вы прослушаете фрагмент вокального произведения.
Слушание музыки : А. Е. Варламов. Романс «Белеет парус одинокий».
Вопрос учителя: Угадайте, какой это музыкальный жанр?
Ответ учеников: Романс - это вокальное произведение, излюбленный жанр великих русских певцов прошлого и настоящего, главная тема этого произведения – любовь.
Учитель: Все правильно: в этом жанре прекрасно уживаются музыка и литература.
Сейчас мы послушаем музыкальное произведение, а вы ответите на вопрос: какое стихотворение легло в основу этого романса и какой композитор воплотил стихотворение в прекрасное произведение?
Ответ учеников: Это романс Михаила Ивановича Глинки на стихи Александра Сергеевича Пушкина «Я помню чудное мгновенье».
3. Этап целеполагания (определение темы урока и целей урока).
Ребята, прочитайте эпиграф к уроку.
«Откройся, мысль!
Стань музыкою, слово!
Ударь в сердца, чтоб мир торжествовал!» (Н. Заболоцкий)
Учитель: Как вы понимаете смысл данного эпиграфа?
Ответ учеников: Слово должно превратиться в музыку, и повлиять на сердца людей, чтобы торжествовал мир!
Учитель: Да, ребята, эпиграф к нашему уроку отражает вечное стремление запечатлеть в музыкальных звуках всю звонкость стиха, соединить мысли и звук в неразрывное целое.
Подумайте, как будет звучать тема нашего урока? Ответ найдете из эпиграфа к уроку.
Ответ учеников: «Стань музыкою, слово!».
Учитель: Ребята, вы отгадали тему урока! А определить цель урока сможете?
Ответ учеников: Выявить связь музыки и литературы.
4. Объяснение новой темы урока.
Ребята, для начала предлагаю вам прослушать музыкальное произведение П. И. Чайковского «Концерт №1 для фортепиано с оркестром», 3 часть (финал).
Слушание музыки (фрагмент).
Учитель: Основой этой прекрасной виртуозной музыки стала народная песня – веснянка, которой обычно звали весну. Песня «Веснянка» это песня - закличка. Что же это означает? Закличка - это призыв. Что же призывали в прослушанной песне?
В песне призывали весну с первыми приметами оттепели, крестьяне зазывали кликами Весну к себе в гости. Особенно готовились к прилету птиц дети: они строили скворечники, делали игрушечных птиц жаворонков, куликов, журавликов. Их поднимали высоко на крыши домов и так заманивали живых птичек. Подражали птичьим голосам при помощи свистулек, сделанных из глины.
А родители своим деткам пекли печенье и булочки, похожие на жаворонков. Дети их кушали, да пели зазывные песни – веснянки, в которых была главная просьба, чтобы весна приходила скорее, не задерживалась в теплых краях.
Слушание музыки : Украинская народная песня «Веснянка».
Вопрос учителя: Как характер «веснянки» повлиял на музыку Первого фортепианного концерта П. Чайковского? (Ответы учащихся)
Конечно же, интонации веснянки слышны в музыке П. И. Чайковского. Они определяют её выразительность, настроение, танцевальный характер. Основной мотив многократно повторяется, также как повторяются во многих «веснянках» слова – заклички.
Вот как слово и песня превратилась в симфоническую музыку!
Но не только народная музыкально – поэтическая культура была источником для развития музыки. Все жанры вокальной музыки, от песни до оперы, учились искать вдохновение у поэзии для того, чтобы передать в музыке все оттенки смысла и чувств, что приводило иногда к созданию необыкновенно выразительных произведений.
Вопросы учителя:
• Как вы думаете, какие литературные источники одни из первых дали жизнь значимой части музыкального наследия?
• Как называется такая музыка?
• В чём её особенность?
Я помогу вам ответить на эти вопросы: литературные источники одни из первых – это тексты священных писаний «Библия» и «Евангелия»; музыка, созданная на основе христианских текстов, называется – духовная, она сдержанная и спокойная.
Послушайте одно из самых светлых и лирических вокальных произведений «Ave, Maria!» Ф. Шуберта. Латинское «Ave» означает «Радуйся», то есть «Радуйся, Мария». Это молитва, обращение к Деве Марии. Этот миниатюрный шедевр австрийского композитора Франца Шуберта на протяжении вот уже почти 2 веков любим публикой и исполнителями во всем мире. Необыкновенно трогательная мелодия находит отклик в душе каждого человека.
Слушание музыки : «Ave, Maria!» Ф. Шуберта.
Вопросы учителя:
- Что вы сможете сказать о прослушанном произведении?
Ответ детей: От музыки веет светом, чистотой, она очень красива; произведение звучит плавно, спокойно, размеренно, в нём много распевов, что придаёт ей задумчивость.
- Что такое молитва?
Ответ детей: Это обращение к Богу, к святым мученникам, Богородице – мольба о помощи, укреплении духовных сил.
Учитель: Ребята, посмотрите на картину художника Рафаэля «Сикстинская мадонна», здесь изображена Мадонна с младенцем на руках, под ногами у неё облака, слева от неё молодая женщина, справа – старик, а внизу расположились два симпатичных ангелочка, скорее всего - это рай.
А сейчас, послушайте стихотворение М. Ю. Лермонтова «Молитва».
«В минуту жизни трудную,
Теснится ль в сердце грусть:
Одну молитву чудную
Твержу я наизусть.
Есть сила благодатная
В созвучье слов живых,
И дышит непонятная
Святая прелесть в них.
С души как бремя скатится,
Сомненье далеко –
И верится, и плачется,
И так, легко, легко…»
Вопрос учителя: Ребята, а теперь постарайтесь ответить на вопрос – может ли музыка взаимодействовать с произведениями любых литературных жанров?
Выслушать ответы детей.
4. Итог урока.
Ребята, подведем итоги урока :
- творчество композитора может превратить стихотворение в музыкальное произведение, так поэзия становится частью музыки;
- литература и музыка : их союз навсегда оказал благородное воздействие друг на друга; - литература даёт жизнь многим жанрам музыкального искусства.
• Вокальные жанры: песни, романсы, кантата, оратория.
• Сценические жанры: опера, балет, оперетта.
• Жанры программной музыки : инструментальные произведения с литературным описанием.
5. Вокально-хоровая работа.
Песня И. Смирновой «Осень постучалась к нам» : работа над устойчивым ритмоощущением, над чистым интонированием вокальной линии, добиватья выполнения динамических оттенков, выразительного исполнения песни.
6. Рефлексия.
Вопросы учителя:
- Что нового вы узнали на уроке?
- Что вам больше всего понравилось?
- Какую музыку вы слушали на уроке?
- Какое у вас стало настроение после нашего урока?
7. Домашнее задание: в тетради дописать значение слов.
Вокальные жанры:
Романс -…
Песня - …
Оратория - …
Кантата - …
Сценические жанры:
Опера - …
Оперетта - …
Мюзикл - …
Балет -…