Урхие Исмаилова
Конспект урока по математике в начальной школе «Формирование представления о единицах времени»
▼ Скачать + Заказать документы
Цели:
1. Сформировать представление о единицах времени (час, минута, соотношении между ними, учить определять время по часам.
2. Развивать умения ориентироваться во времени, оценивать работу себя и своих товарищей.
3. Воспитывать уважение друг к другу во время работы в паре.
Тип урока : комбинированный урок.
Технология: элементы технологии проблемного и личностно-ориентированного обучения, использование ИКТ.
Методы обучения: словесный, демонстрационный, практический, постановка проблемного вопроса, упражнения.
Публикация «Конспект урока по математике в начальной школе „Формирование представления о единицах времени“» размещена в разделах
- Математика. Конспекты уроков
- Начальная школа. 1-4 классы
- Часы. Знакомство с часами, временные представления, время
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Форма : фронтальная, индивидуальная, парная.
Средства обучения: учебник, тетрадь, текст «Это интересно», карточки с выражениями для счета; модель циферблата, презентация учителя.
Сценарий урока
1. Организационный этап
Проверка готовности учащихся к уроку, насколько комфортно чувствуют себя учащиеся, готовность рабочего места, создает ситуацию успеха
Ну – ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте, все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Каждый хочет получать
Только лишь оценку «5».
Пожелаем всем удачи –
За работу, в добрый час! Учащиеся готовы к уроку
2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.
Постановка проблемного вопроса
— Сегодня на уроке мы откроем новое знание. А какое? Поможет нам это предложение. Что- то с ним произошло, наверно, был сильный ветер, все слова смешались, посмотрите внимательно, постарайтесь расставить слова на свои места.
Делу — время, а потехе — час. (час, делу -, время, потехе -, а).
— Молодцы! Это пословица. Как вы понимаете эту пословицу?
Отгадайте загадку
Что всегда идет,
А с места не сойдёт?
Целевая установка
— На уроке о чём мы будем говорить?
— Чему будем учиться?.
Учащиеся исправляют предложение, объясняют смысл пословицы.
Отгадывают загадку. (Часы)
-О времени. О часах.
-Определять время по часам. Познавательные УУД
- делать выводы на основе обобщения умозаключений.
Регулятивные УУД:
Развиваем умения:
самостоятельно формулировать цели урока после
предварительного обсуждения;
3. Актуализация знаний
Устный счёт
Задача 1
Длина лепестка розы 6 см, а лепестка тюльпана 8 см. На сколько см лепесток тюльпана длиннее лепестка розы?
Задача 2
На салат купили 7 кг огурцов, а помидоров на 3 кг меньше. Сколько кг весит вся покупка?
Задача 3
В бидоне было 15л молока, когда из части молока приготовили творог, то в бидоне осталось 8 л. Сколько л молока ушло на творог?
-Что измеряют в см, дм, м, км? Каким прибором?
-Что измеряют в кг? Каким прибором?
- Что измеряют в литрах?
Учащиеся поднимают (по хлопку учителя)ответ задачи на цифровом веере. И объясняют решение задачи.
Учащиеся отвечают на вопросы учителя
-Длину. Линейкой.
-Массу. Весами
-Объём.
Познавательные УУД
Развиваем умения:
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
4. Первичное усвоение новых знаний
-Вспомните поговорку,которую мы собрали в начале урока.
-С помощью какого прибора измеряется время?
— Вы знаете, как были изобретены часы, а как выглядели первые часы? Я предлагаю вам познавательный текст. Он лежит у вас на парте. Прочитайте его, и тогда вы сможете ответить на мои вопросы. (Приложение.).
— Итак, какие часы были первыми?
— Почему люди отказались от этих часов?
— Какие часы появились позже?
— Молодцы, читали внимательно.
— Послушайте следующую загадку.
Две сестрицы друг за другом
Пробегают круг за кругом.
Коротышка только раз,
Та, что выше, — каждый час.
— О чем это загадка? Если дети затрудняются, подсказка (Слайд)
Давайте рассмотрим модель часов.
– А где находятся эти часы?
– Как выглядят часы?
– Числа на часах называются циферблат
В ней используются две стрелки: маленькая
— А как называется большая?
— Время, за которое длинная стрелка часов проходит расстояние от одной маленькой черточки до другой называется?
— Давайте сосчитаем на ваших моделях, сколько маленьких черточек от одного числа до другого?
– Посчитаем, сколько минут потребуется большой стрелке, чтобы совершить путь по кругу?
(Показываю на макете и считаем через 5.)
— А сколько всего этих чёрточек? Время, за которое минутная стрелка проходит весь круг, называется час.
– Маленькая стрелка какое расстояние в это время пройдёт?
–Значит какой вывод мы можем сделать, вспомнив то, о чём сейчас говорили?
Работа с учебником Моро.
– А теперь проверим по учебнику правильность нашего вывода, страница 31. Прочитайте правило про себя.
– Правильный вывод мы сделали?
– Прочитайте правило в учебнике вслух.
-Запишите в тетрадях число, классная работа и вывод из учебника.
-Делу время, а потехе- час.
-Часов.
Учащиеся читают текст «Это интересно»
-Солнечные
- Ночью, в пасмурную погоду плохо или совсем не видно
-Водяные и песочные
-Часовая.
-Минутная
Работа учащихся с моделями часов
--Минутная
-Минутой
-5
Учащиеся на макете передвигают стрелки и считают через 5
-60
-1 час
– В одном часе – 60 минут
Сверка учащимися своего вывода с эталоном в учебнике.
-Да, правильный
Учащиеся записывают в тетрадях :
1ч = 60 мин Познавательные УУД
Развиваем умения:
добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).
- делать выводы на основе обобщения умозаключений
5. Первичная проверка понимания
Тренировочные упражнения
а) Поставь стрелки часов по заданному времени
— Перед вами лежит модель часов. Покажите на часах путем передвижения стрелок:
— 4 часа
— 6 часов 30 минут
— 8 часов 15 минут (или 15 минут девятого)
— 2 часа 45 минут (без пятнадцати три)
б) Определение времени по часам;(слайды)
в) работа по учебнику: задача №3 стр. 31
Учащиеся работают в парах с моделями часов
(показывают путём передвижения стрелок на моделях часов)
-Один ученик у доски, остальные в тетрадях. Коммуникативные УДД
– доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;
– слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить
свою точку зрения;
Личностные :
-придерживаться этических норм общения и сотрудничества при совместной работе над учебной задачей
6. Первичное закрепление
-Я буду показывать время на модели часов, а вы записывать в тетрадь.
«Это интересно»
— Я думаю, ребята, вам интересно будет узнать, что можно сделать за 1 минуту:
За 1 минуту в нашей стране выпускают:
1 трактор
4 автомобиля
12 телевизоров
1500 пар обуви
- Минута - небольшое время. Когда мы говорим о какой-нибудь лёгкой работе, говорят: «Минутное дело».
- Для врачей - это спасённая жизнь, для учёных открытие нового, да и пожарные, и сапёры совсем по-другому относятся к минутам.
— А сейчас посмотрим, сколько примеров вы сможете решить за 1 минуту. У вас есть карточки с примерами, по моей команде начинаете все одновременно, а время покажут нам песочные часы. Вы подпишете свои работы, а я их потом проверю и оценю. -Все учащиеся записывают в тетрадь, а 1 ученик у доски и все сверяются с эталоном (записью на доске).
Учащиеся решают примеры на карточках Познавательные УУД
Развиваем умения:
ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг.
- перерабатывать полученную информацию : сравнивать и группировать математические факты и объекты.
- делать выводы на основе обобщения умозаключении
7. Информация о домашнем задании, инструктаж о его выполнении
-Запишите домашнее задание:
с. 31 № 4, №5. К задаче №4 составить две обратные, вспомните, как их составлять (Слабым ученикам карточка-опора).
Записывают домашнее задание.
8. Рефлексия (подведение итогов урока)
— Молодцы: (перечисляю имена ребят, которые успели больше всех).
— Минута — это совсем не маленькая единица измерения времени, если ее использовать разумно. Подведём итог.
- Ребята, а с какой пословицы мы начали урок?
- Чему учились?
- Где нам пригодится новое умение?
-Делу – время, а потехе – час.
-Определять время по часам.
-. Отправление поездов, вылет самолетов, начало рабочего дня, занятий в школах, спортивных соревнований и передач по телевидению - все это происходит в точно назначенный час. Регулятивные УУД:
в диалоге с учителем и другими учащимися учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев.