Марина Мальцева
Конспект урока по ИЗО «Дымковская игрушка» в коррекционной школе
▼ Скачать + Заказать документы
Аттестуемый педагог (ФИО) Мальцева Марина Анатольевна
Урок Изобразительное искусство Класс
Тема урока : «Дымковская игрушка"
Тип урока : урок изучения и первичного закрепления новых знаний
Формы работы учащихся: индивидуальная, фронтальная
Цель: Приобщение учеников к миру декоративно – прикладного творчества по средствам изучения народных промыслов
Задачи:
Публикация «Конспект урока по ИЗО „Дымковская игрушка“ в коррекционной школе» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковские игрушки. ИЗО, поделки, рисование
- Дымковские игрушки. Конспекты занятий
- Коррекционные занятия. Конспекты для коррекционных групп
- Урок ИЗО. Народные промыслы
- Темочки
- обучающие знакомство учащихся с новым видом декоративно – прикладного искусства - дымковской игрушки; знакомство с элементами геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
-развивающие: развитие художественно-творческих способностей учеников; самостоятельности и аккуратности в работе.
-воспитательные: воспитание интереса к народным промыслам своей страны.
- коррекционные : развитие слухового и слухо – зрительного восприятия; контроль за речью учащихся: словесного ударения, слитного произношения, правила орфоэпии «о как а.»
здоровьесберегающие: снятие физического и умственного напряжения с использованием физкультминутки
Методы и приё мы: Игровой, наглядный, словесный, творческий, метод контроля.
Планируемые результаты: умение видеть цвет, форму, декор игрушки; умение выполнять орнамент на основе дымковской росписи; знать виды народного промысла
Условные обозначения:
[ …. ] - работа за экраном;
речевой материал.
Ход урока
№ Слова и действия учителя Слова и действия учащихся
1. Организационный момент
Цель: Создание благоприятной эмоциональной обстановки Проверяют рабочее место,
настраиваются на работу
-[ Маша]
- [Как ты слышишь?]
- [Садись]
- [Денис, сядь]
[Дима, помоги Лере сесть]
Дети сели за парты
- [Сядьте правильно, следите за осанкой]
- [Маша, ты готова к уроку?]
- Что у тебя на парте?
Я
Я слышу хорошо
Плохо
Я не слышу
- Я села за парту.
- Я сел за парту.
- Лера садись (пододвигает стул)
Действия детей
- Я готова к уроку
- Альбом, карандаш, краски…
Отработка дежурного звука, коррекция развития речи
Дать определенную установку на предстоящую работу
Автоматизация звука [С]
Работа с дежурным звуком, фонетическая зарядка
- [Какой дежурный звук]
- [Будем читать слоги]
С___А С___О С___У С___И С___Е С___Ы
СА СО СУ СИ СЕ СЫ
- [Будем читать слова]
СЕЙЧАС РИСОВАНИЕ РИСУНОК
РОСПИСЬ
- [Составьте словосочетания ]
- [Прочитайте чистоговорку]
Сейчас будем рисовать рисунок
- Говорите хорошо, произносите правильно звуки
Дежурный звук С
Сопряженно – отражённое проговаривание
2. Проверка домашнего задания
Цель: обобщение ранее полученных знаний
Репродуктивный метод – это метод, направленный на закрепление знаний и
навыков детей. Это метод упражнений, доводящих навыки до автоматизма. Систематизируют материал предыдущих уроков
Работа по опорной таблице
- С какими видами народного творчества вы познакомились на прошлом уроке?
- Какие краски использует мастер в хохломской росписи?
- Назовите краски городецкой росписи
На доске появляется таблица
Народное творчество
Хохломская роспись – черный, красный.
Городецкая роспись – зеленый, красный.
-Молодцы, ребята!
- Познакомимся с новым видом народного творчества
- Хохломская роспись, городецкая роспись.
- Чёрный, красный, жёлтый (золотой)
- Зеленый, красный, оранжевый, черный….
3. Объяснение нового материала
Сообщение новых сведений, развитие познавательной деятельности, развитие активного словаря детей
Познакомить учеников с историей дымковской росписи, с цветовыми характеристиками, узорным построением
Использование наглядных и словесных методов
В информационно – рецептивный метод включаются следующие приемы:
> рассматривание;
> наблюдение;
> образец учителя;
> показ учителя.
Называют, какие сюжеты включают в себя различные виды росписи игрушек.
Определяют тему занятия: «Дымковская игрушка»
Формировать умение слушать и понимать речь других
- Я приглашаю вас на выставку. Посмотрите как здесь красиво.
- [Что это?]
- Назовите игрушки
Давайте мы их рассмотрим.
- Какие они?
-Что-то у них есть и общее!
-Одинаковый орнамент, роспись
-[Денис],как называется это роспись?
-[Спроси у меня]
-Дымковская роспись
- Следующий вид народного творчества – Дымковская игрушка (пополняется таблица)
- Прочитайте тему урока
- На уроке узнаем где родилась это игрушка, познакомимся с элементами росписи, распишем свои игрушки
- Вы знаете почему игрушки так называются?
Показ презентации метод наглядности
Слайд 1
- Далеко-далеко, за дремучими лесами, за зелёными полями, на берегу голубой речки Вятка стояло большое село.
Слайд 2
Каждое утро вставали люди, затапливали печи, и из трубы домов вился голубой дымок.
Слайд 3
Домов в селе было много. Вот и прозвали то село Дымково.
Слайд 5
Жили в том селе добрые и весёлые люди. Любили они лепить весёлые, яркие, красочные игрушки, свистульки.
Слайд 6
Весёлые игрушки продавали в разных городах и деревнях на ярмарке
Работа над трудным словом
ЯРМАРКА
ЯР-МАР-КА
ЯРМАР-КА
ЯРМАРКА
-Составьте предложение с этим словом
По названию этого села, игрушки стали называть дымковскими.
Дымковские игрушки
Дети самостоятельно рассматривают игрушки, расписанные в стиле Дымки
- Это игрушки
- Петух, барыня, конь….
- Яркие, красивые
- рисунки одинаковые
- Я не знаю
-Как называется эта роспись
Сопряженное проговаривание
Дымковская игрушка
Сопряженное проговаривание
-Нет
4. Физкультминутка
Способствует снятию физического и умственного напряжения при помощи физкультминутки Умение действовать по подражанию
По солнышку, по солнышку
(руки вверх – к плечам)
Дорожкой луговой
(руки вперёд - к плечам)
Иду по мягкой травушке
(шаги на месте)
Я летнею порой
(шаги на месте)
И любо мне, и весело,
(повороты туловищем влево - вправо)
Смотрю по сторонам,
(повороты головой)
И дымковской игрушке
(руки вверх – к плечам, сжимая и разжимая кисти рук)
Радуюсь я там,
(ножницы)
Радуюсь я там!
(ножницы)
Методы: беседа, демонстрационный
Формирование представлений о предметах их форме, цвете, величине.
Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят
сходства и различия, то есть производят умственные действия.
Какого цвета бывают дымковские игрушки?
- Какие элементы геометрического орнамента используют в росписи дымковских игрушек?
- Какие цвета использованы?
- Ребята, хотите тоже, как дымковские мастера расписать игрушки?
- Каждый из вас сейчас становится мастером и у каждого своё рабочее место, свои инструменты, которыми он будет работать.
- Прежде чем приступить к работе, давайте ещё раз рассмотрим дымковские игрушки.
Рассматриваем игрушки. Подробно рассказываю об элементах росписи. Показываю образец рисования. Проговариваем с детьми какие используются элементы в данной росписи.
- Как в узорах расположены элементы относительно друг друга?
- Как в узорах расположены точки: (образцы на доске)
Раздаю детям шаблоны и предлагаю подумать и расписать каждый свою игрушку в стили дымковской росписи.
- Белые
- Прямая линия, волнистая линия, точка, круг, кольцо, клетка, решётка
Красный, синий, зеленый…
- в ряд
- между кольцами
6. Закрепление изученного материала Способствовать развитию умений учащихся, обобщать полученные знания
Обеспечивает усвоение новых знаний
Дает анализ и оценку успешности достижения цели и намечает перспективу последующей работы
Практическая работа
Формировать умение действовать по плану и планировать свою деятельность, создавать узоры по собственному замыслу
Эвристический метод направлен на проявление самостоятельности в каком
- либо моменте работы на занятии, т. е. педагог предлагает ребенку выполнить
часть работы самостоятельно.
Выявляет качество и уровень овладения знаниями и способами действий, обеспечивает их коррекцию.
Контроль за этапностью выполнения работы, соблюдение правил гигиены, и порядка на рабочем месте, выявление ошибок и их устранение.
Презентуют свою игрушку, расписанную самостоятельно, анализируя собственную художественную деятельность.
- Какую роспись вы использовали в работе?
- А какие узоры на дымковских игрушках?
- Какие цвета использованы?
- Из чего изготавливают дымковские игрушки
-Назовите виды народного творчества
Оценивание работ учащихся
-[Как работал Дима?]
-[Денис], а как ты работал?
- Мне очень понравилась, как вы все сегодня работали
- Посмотрите какие красивые получились работы - Дымковская роспись
-Прямая линия, волнистая линия….
- Зеленый, красный….
-Из глины
- Хохлома, Городец, Дымка
Домашнее задание
Закрепление и реализация полученных знаний
- Дома нужно закончить таблицу, написать какие цвета используются в дымковской росписи
- Вам понравилось расписывать дымковские игрушки?
- Вы любите получать пятёрки?
- Откройте дневники и все поставьте «5».
- Мне сегодня очень понравилось с вами работать. Спасибо.