Папки-передвижки

Конспект урока по географии «Водные ресурсы» в 8 классе

людмила пономарева
Конспект урока по географии «Водные ресурсы» в 8 классе
▼ Скачать + Заказать документы

Технологическая карта урока

Предмет : география

Класс : 8

Ф. И. О. учителя : Пономарева Л. Д.

Тема урока : «Водные ресурсы, охрана вод суши России».

Тип урока : комбинированный.

Цели урока :

Образовательные:

-формирование знаний у учащихся о водных ресурсах, их значении;

-дать понятие о размещении водных ресурсов по территории России;

Публикация «Конспект урока по географии „Водные ресурсы“ в 8 классе» размещена в разделах

-дать понятие о водном кадастре, стихийных природных явлениях, связанных с водой; -сформировать умения извлекать необходимую информацию из различных источников.

Развивающие:

-формирование умения самостоятельной работы с атласом;

-формирование умений извлекать нужную информацию и делать выводы;

-формирование умений анализировать полученную информацию;

- развитие информационной культуры учащихся;

-формирование умения слушать и вступать в диалог.

Воспитательные:

-формирование умения участвовать в коллективном обсуждении -продолжение экологического воспитания школьников;

-привитие бережного и экономного отношения к водным ресурсам;

-привитие заботы у учащихся к окружающей среде и своему здоровью;

-развитие чувства прекрасного.

Планируемые результаты обучения:

предметные: подчеркнуть особое значение воды для жизни на Земле;

оценить водные ресурсы России и их распределение во времени и пространстве;

закрепить знания о внутренних водах России;

развивать умение работать с картой;

осуществлять уровневую дифференциацию знаний,

совершенствовать умение анализировать сложившуюся критическую экологическую ситуацию и самостоятельно предлагать пути её решения;

сформировать убеждение в необходимости бережного отношения к водным ресурсам;

воспитывать интерес к изучению краеведческого материала;

личностные : продолжить формирование у учащихся навыков межличностного общения, воспитания сотрудничества; формировать информационную культуру, компьютерную грамотность и потребность в приобретении знаний;

метапредметные : показать связь изученного материала с реальной жизнью; воспитание чувства патриотизма и любви к своей Родине; воспитывать чувство прекрасного и удивительного в природе, чувство рачительного хозяина своей страны.

Формы организации деятельности учащихся: фронтальная работа, работа в группах, индивидуальная работа.

Педтехнологии: технология создания успеха на уроке, личностно-ориентированные, ИКТ

Приё мы и методы учебной работы: использование наглядности, использование мыслительных операций: анализа, синтеза, сравнения, развивающие логические задачи; частично – поисковый метод,объяснительно-иллюстративный; эвристический

УМК: учебник И. И. Баринова «Природа России», издательство Дрофа, 2015 год

Ресурсы : физическая карта России, атласы,

Организационный момент.

Здравствуйте, ребята, уважаемые гости. Мы рады видеть вас в стенах нашей школы. Надеюсь, что и ребята и гости во время нашего урока будут чувствовать себя комфортно.

II. Этап проверки д/з (6 мин.)

1 задание. Игра «Третий лишний».

Печора, Волга, Енисей

Днепр, Дон, Амур

Амур, Анадырь, Обь

Ответы команд : Все реки относятся к разным бассейнам океанов.

Вывод: Все реки на территории России относятся к бассейнам трех океанов. (на доске вывешивается названия океанов).

2 задание. Показать на карте реки Умение ориентироваться на карте.

1 команда Индигирка, Обь, Амур, Калыма, Енисей.

2 команда Лена, Сев. Двина, Волга, Печора, Яна

3 задание: Установи соответствие между термином и понятием.

Ежегодно повторяющийся подъем уровня воды в реке

межень

Превышение истока реки над устьем

паводок

Наиболее низкий уровень воды в реке

половодье

Кратковременный подъем уровня воды в реке в результате обильных осадков

Падение реки

Толща горных пород, не оттаивающая в течении долгого времени

наводнение

Затопление обширных участков территории вместе с населенными пунктами

Многолетняя мерзлота

Отношение величины падения реки к ее длине

уклон

Проверяют по эталону, обменявшись заданиями.

III. Этап поучения новых знаний

Обеспечение мотивации учения детьми, принятия ими целей урока.

Как-то раз поспорили люди, что же можно считать богатством: один предположил - что это деньги и золото, другой назвал богатством любовь и человеческие взаимоотношения, третий утверждал, что богатство-это то, что дает нам матушка-природа: вода, воздух, земля. Долго они – спорили. А вы, ребята, как думаете, кто из них прав? (Ученики выдвигают свои предположения).

Да, каждый из вас прав по-своему. Но все же мы совсем не можем обойтись без природы. Человек не может жить без воздуха и воды. Мы продолжим изучать тему «Внутренние воды» и сегодня будем говорить о водных ресурсах России и их охране.

Дети формулируют тему урока, записывают ее в тетрадь

Учитель просит учащихся сформулировать це цели и задачи урока, исходя из предложенного плана урока.

План изучения темы (на доске) :

1. Оценка водных ресурсов и размещение их по территории страны

2. Использование водных ресурсов

3. Влияние человека на качество воды

4. Охрана вод

Ученики выдвигают свои предположения.

Вода является самым важным минералом на Земле, без которого нет жизни»,- сказал геохимик Ферсман.

Возникает закономерный вопрос: Богата ли Россия водными ресурсами?

Что будем относить к водным ресурсам. (реки, озера, болота, ледники, многолетняя мерзлота, подземные воды)

Чтобы ответить на эти вопросы, поработайте с картами в атласе.

Какие виды водных ресурсов показаны на карте России? (обсуждение ответов учащихся).

Какие водные ресурсы не показаны на карте, но мы ими пользуемся постоянно? (подземные воды)

А где крупных рек больше всего? (В Сибири) С чем это связано? (климат и рельеф)

Водные ресурсы Исетского района представлена рекой Исетью с притоками. Это самый крупный водоток, берущий свое начало возле г. Екатеринбурга и впадающий в реку Тобол возле г. Ялуторовска. Всего на территории района 65 водоемов и водотоков, из которых 6 рек, 47 озер и 12 стариц. Самый большой по размерам водоем – озеро Теренкуль, подземные воды. По водообеспеченности район относится к недостаточно обеспеченному пресными подземными водами, при неравномерном распределении поверхностных вод.

Какой вывод мы можем сделать? Россия богата водными ресурсами.

Вывод: наша страна богата водными ресурсами, особенно поверхностными водами.

А что такое водные ресурсы? (учащиеся пытаются сами дать определение). Сравним ваше определение и то, что дано в учебнике на с. 90. Перепишите его в тетрадь.

Как вы считаете, может ли страна, богатая поверхностными водами, страдать от недостатка пресной воды и почему? (Не вся вода, пригодна для питья)

А теперь мы выясним, как используется пресная вода. Прочитав абзац на стр. 90 составьте схему «Как используются водные ресурсы»

использование водных ресурсов

сельское хозяйство транспорт питье и бытовые

промышленность энергетика

Объяснение нового материала с применением

Главным потребителем водных ресурсов является промышленность. Именно она потребляет в среднем около 22% всего водозабора. При хорошо развитой промышленности эта цифра может увеличиваться до 56%. Расходы воды при производстве чугуна, химических волокон, целлюлозы составляют иногда сотни кубометров воды. Чтобы произвести 1 мороженое, потребуется 5 литров воды, для производства ткани для одной рубашки-15 литров воды, а для производства 1 кг сахара - 100 литров воды. Потребление воды человеком превышает в сотни раз потребление других природных ресурсов. Увеличение потребления вызывает истощение этих ресурсов. И хотя наша планета на 70% покрыта водой и водные ресурсы, к счастью, относятся к возобновимым, следует понимать, что нужно бережно относиться к водным ресурсам и помнить, что они все же ограничены.

Работа с терминологией.

Полная оценка водных ресурсов дана в Водном Кадастре Водный Кадастр - систематизированный свод сведений о водных ресурсах. В нем обобщены материалы многолетних наблюдений за водными ресурсами и дана их оценка.

Запишите определение в тетрадь.

Мы с вами сделали вывод, что наша страна богата поверхностными водами. Но может ли быть так, что богатая водными ресурсами страна страдает от недостатка воды? Почему?

(ответы детей)

(По мере развития цивилизации человеку требуется всё больше и больше воды. Человек каменного века потреблял менее 10 литров в сутки, в Римском государстве – до 70 литров в сутки, а современный человек на бытовые нужды тратит 150- 320 литров в сутки)

- Какой можно сделать вывод? (Человек больше использует водные ресурсы и больше оказывает влияние них)

- Итак, использование воды человеком может называться водопользованием, то есть без изъятия её из природы, из источника, а может быть водопотреблением, то есть изъятие воды из водоёмов для каких- либо нужд)

- Давайте выясним, как идет использование воды (пользуясь текстом, своим жизненным опытом, заполните таблицу)

Водопользователи Водопотребители

(1 ряд) (2 ряд)

– называют примеры водопользования и водопотребления

- А какое влияние оказывают водопользователи и водопотребители на водные ресурсы?

Водопользователи водопотребители

(загрязняют воду, (становится меньше,

ухудшают её качество) уменьш. её количество)

(слайд 8)

Да, действительно человек в своей хозяйственной деятельности широко использует водные ресурсы и оказывает негативное воздействие на них.

Жители нашего села водопользователи или водопотребители?

Скажите, а происходит ли загрязнение водных ресурсов в нашей местности (называют)

- А сейчас я предлагаю отдохнуть на берегу реки с быстрым течением. Давайте отдохнём и послушаем шум воды.

(Релаксация под шум воды)

Отдохнули, продолжаем работать

Мы отметили, что в результаты хозяйственной деятельности человека появляются проблемы использования водных ресурсов. Давайте их четко определим и обозначим.

Поработайте в группах с информацией, которую я нашла в разных источниках. Прочтите и определите проблемы использования водных ресурсов.

(работа по карточкам «Проблемы использования водных ресурсов)

1. Недостаточная обеспеченность водными ресурсами основных сельскохозяйственных угодий. 70% населения проживает на территории, на которую приходится 8 % общего годового речного стока,

2. Сокращение количества воды, уменьшение годового стока крупных рек (Волги, Дона, Кубани, а некоторые реки просто исчезли)

3. Потребление воды в сотни раз превышает потребление всех остальных видов природных ресурсов

Вы определили проблемы использования водных ресурсов. Предложите свои способы сохранения воды для нас и для будущих поколений.

(- Экономия расходования водных ресурсов

- совершенствовать технологию производства на предприятиях (оборотную систему водоснабжения, отработанные воды очищаются и снова используются на этом же предприятии

- строить очистные сооружения, другие реконструировать)

Да, ребята, это большие проблемы и решать их нужно прямо сейчас. Давайте представим крайнюю ситуацию: вода исчезла или стала непригодна для использования человеком. К чему это приведёт?

(исчезнет всё живое)

Что необходимо предпринять, чтобы не допустить такой ситуации?

(беречь, экономить, очищать и снова использовать)

Признавая особое значение воды в жизни человечества, Генеральная Ассамблея ООН учредила в 1992 году Международный день воды – 22 марта. Согласно Всеобщей Декларации прав человека право на чистую воду и на информацию о её качестве – одно из прав человека, защищающих его жизнь и здоровье.

В конце XIX века человеку хватало полтора ведра воды в сутки, Современному же человеку требуется свыше 18 ведер, то есть 220 литров. На самом же деле мы не укладываемся и в эту норму, расходуя 30-40 ведер воды на человека

Назовите основные виды использования воды в домашних условиях, то есть на бытовые нужды.

Я предлагаю Вам посчитать, сколько литров воды в сутки требуется вашей семье?

( считают: 300 умножают на членов семьи)

- Какие меры, направленные на экономию воды в домашних условиях вы можете предложить?

Разработка памятки в группах.

Что же является самым мощным фактором, влияющим на водные ресурсы?

(Самым мощным фактором, влияющим на водные ресурсы, является человеческая деятельность)

Но всегда ли вода-благо? Посмотрите на экран, что объединяет понятия, указанные на экране? (наводнение, сели, гололед, наледи, ливни, засухи). Все это - стихийные явления, связанные с водой. Ежегодно люди страдают от них.

А теперь посмотрите небольшой видеофрагмент о наводнении (во время просмотра видеофрагмента учитель сопровождает изображение текстом).

Текст для сопровождения видеофрагмента:

Наводнение на реке – грозное явление. Обычно спокойные реки разбухают, становятся могучими водными потоками. Вода мчится с чудовищной силой: стремительная, коварная, страшная, с водоворотами, клокотанием, ревом, разрушая все на своем пути. Она сокрушает мосты, смывает дороги, дома, опрокидывает автомобили, поезда, размывает дороги, парализует жизнь на ограниченной территории. Люди терпят всё. На реках нашей страны наводнения происходят часто, порою носят катастрофический характер. От волжских наводнений страдают города : Тверь, Н. Новгород, Казань, Самара, Астрахань. В Тульскую область в апреле этого года пришел сильнейший за последние несколько лет паводок. Уровень воды в реке поднялся сразу на 5 метров. Из-за дождей и резкого таяния снега подтопило несколько улиц Тулы и пригороды. Под водой оказались 14 мостов. 46 населенных пунктов остались без прямого транспортного сообщения. Жителей переправляли на лодках, по воде им доставляли продукты, товары и даже пенсию. На северных реках причиной наводнения бывают ледяные заторы, образовавшиеся во время ледохода. (Рассказ учителя сопровождается показом фотоматериала)

Использование межпредметных связей при объяснении нового материала

Ребята, а как вы думаете, может ли сейчас человек предсказать наводнение? Как избежать гибели людей? О том, как вести себя при чрезвычайных ситуациях, вы узнаете на уроке ОБЖ. Вспомните крупные наводнения, произошедшие в последнее время, их последствия. (Летнее наводнение на Кубани - сильно пострадали города Крымск, Новороссийск в 2012 году произошли также наводнения в Словении, Великобритании, Испании, в Венеции)

Мне хотелось бы закончить наш урок одним поучительным преданием, которое напоминает нам о различии между ценностями истинными, вечными и мнимыми, проходящими.

На острове Шри- Ланка в v веке до н. эры правил царь Дхатусен. Его государство захватили мятежники, которые потребовали от царя показать им тайники с царскими сокровищами. Царь привёл своих врагов к озеру. Это озеро спасло жизнь жителям острова во время засухи. Царь зачерпнул пригоршню воды и сказал: «Это и есть моё богатство»

Давайте будем беречь это богатство, данное нам природой – воду!

Рефлексия:

У вас на парте лежит анкета. Она мне поможет узнать ваше мнение о сегодняшнем уроке. Для этого ответьте на вопросы

-Были ли моменты урока, которые вас особенно заинтересовали? (да, нет)

-Важно ли знание документов по природоохранному законодательству? (да, нет)

-Какие вопросы темы Вас еще интересуют?

-Показался ли тебе комфортным темп урока?

Д/з 16, кроссворд

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока географии «Хозяйство Норвегии и Швеции» Тема «Хозяйство Норвегии и Швеции» Цель: выявить особенности хозяйства Норвегии и Швеции. Задачи: – образовательная: сформировать представление.

Конспект урока по географии в 7 классе «Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры» Тема: Экологические проблемы Севера. Охрана природы тундры. Цель урока: Познакомить учащихся с экологическими проблемами Севера;.

Конспект интегрированного урока по окружающему миру и географии в 3 классе «Самая удивительная на свете жидкость» Тема: «Самая удивительная на свете жидкость» Цели: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в.

Конспект НОД по экологии в старшей группе «Вода. Водные ресурсы Земли» Конспект НОД по экологии для детей старшей группы. Тема: Вода. Водные ресурсы Земли. Цель: Расширить и закрепить знания детей о воде, разнообразии.

Конспект НОД «Водные ресурсы Земли» старшая группа Тема: «Водные ресурсы Земли» Цель: Расширить представления детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, реки, моря. Задачи:.

Конспект занятия по ознакомлению с природой с элементами экспериментирования «Водные ресурсы Земли» Цель: Систематизировать знания детей о разнообразии водных ресурсов: родники, озера, водопады, реки, моря, океаны. Расширять представления.

Методическая разработка урока географии в 5 классе на тему «План местности и географическая карта» Пинигина Г. Г. учитель географии и биологии МБОУ «ООШ» пгт Парма Методическая разработка урока географии в 5 классе Тема «План местности.

Методическая разработка урока географии в 5 классе «Стороны горизонта» Технологическая карта урока «Стороны горизонта» 5 класс Цель урока: научить определять стороны горизонта. Форма работы учащихся: коллективная,.

Конспект обобщающего урока-игры по географии «Внутренние воды и водные ресурсы России» в 8 классе Цели: - Закрепить и обобщить знания по изученной теме: знания особенностей вод России, размещение внутренних вод, типы вод, режим и питание,.

Проект «Водные ресурсы Земли» Проект "Водные ресурсы Земли" во второй младшей группе Цель проекта: Поддержка детской познавательной инициативы, развитие предпосылок.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект урока по географии «Водные ресурсы» в 8 классе
Опубликовано: 14 ноября 2019 в 19:34
+6Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект урока по географии «Водные ресурсы» в 8 классе» (включая файлы) размещена пользователем людмила пономарева в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев


Получи документы
РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД