Папки-передвижки

Конспект интегрированного урока по окружающему миру и географии в 3 классе «Самая удивительная на свете жидкость»

Анна Лобакова
Конспект интегрированного урока по окружающему миру и географии в 3 классе «Самая удивительная на свете жидкость»
▼ Скачать + Заказать документы

Тема: «Самая удивительная на свете жидкость»

Цели: создание условий для формирования знаний о некоторых свойствах воды, значении воды в природе и для человека, бережном отношении к воде.

Задачи:

Образовательные: через практическую деятельность познакомить учащихся со свойствами воды; повторить значение экологически чистой воды для природы и человека; показать необходимость охраны воды.

Развивающие: развивать познавательный интерес к предмету; развивать навыки экспериментального исследования свойств воды; развивать умение анализировать учебный материал, делать выводы.

Публикация «Конспект интегрированного урока по окружающему миру и географии в 3 классе „Самая удивительная на свете жидкость“» размещена в разделах

Воспитывающие: воспитывать готовность к сотрудничеству, умение работать в парах, в группах; воспитывать экологически правильную позицию школьников по отношению к воде.

Планируемые результаты:

Предметные

Метапредметные

Личностные

- знать, почему вода необходима для жизни на земле,

- уметь определять признаки воды,

- уметь проводить несложные исследования,

- освоить основы экологической грамотности, элементарные правила нравственного поведения в мире природы и людей

- понимать и принимать учебную задачу,

- планировать деятельность на уроке в соответствии с поставленной задачей,

- работать в паре, в группе, оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь,

- самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение, как по ходу его реализации, так и в конце действия,

- осознанно и произвольно строить сообщения в устной и письменной форме,

- строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей,

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию

-развивать самостоятельность и личную ответственность за свои поступки,

- проявлять заинтересованность в приобретении и расширении знаний и способов действий,

- оценивать себя, границы своего знания и незнания,

- соблюдать экологическую культуру

Используемые технологии: технология деятельностного метода обучения; технология развития критического мышления (прием «верные – неверные суждения», прием «синквейн», прием «инсерт», прием «толстых и тонких» вопросов»); ИКТ.

Межпредметные связи: математика, литературное чтение, изобразительное искусство.

Оборудование: компьютер, экран, мультимедийная установка; инструкции для выполнения практической работы; оборудование для проведения опытов (стаканы с водой, ложки; ёмкости разного объёма и формы; соль, обычный песок, кусок льда, краски).

Ход урока:

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

I. Организа-ционный момент

Сегодня я вас приглашаю на необычный урок, мы организуем в классе научную лабораторию. На уроке я вам предлагаю быть маленькими учеными. Чем занимаются ученые?

В нашей лаборатории будут работать три научные группы. В каждой группе есть:

Старший научный сотрудник

Помощник

Эксперты

Задают вопросы

Ищут ответы на эти вопросы

Наблюдают, проводят опыты

Проверяют свои догадки

II. Актуали-зация опорных знаний

Тема сегодняшней научной работы заключена в загадке, предлагаю вам её разгадать:

Я очень добродушная,

Я мягкая, послушная,

Но когда я захочу,

Даже камень источу.

- О чём мы будем говорить сегодня на уроке?

- Какие задачи поставим перед собой?

-вода

- О воде.

- Рассказать, что мы знаем о воде, исследовать воду, открыть новые знания.

- Определить свойства воды

- Значение воды для природы и человека

- Охрана воды

III. Стадия «Вызова»

- Начнём с игры «Верите ли вы…» У каждого из вас на парте лежит таблица. Я буду задавать вопросы, а вы в первой строке ставьте «+», если согласны с утверждением, и «-», если не согласны. Вторая строка пока останется пустой. (Приложение 1)

1

2

3

4

5

6

7

8

- Верите ли вы, что вода – главный строительный материал всего живого на Земле?

- Верите ли вы, что растения и животные могут прожить без воды?

- Верите ли вы, что вода может быть твёрдой?

- Верите ли вы, что вода обладает различными свойствами?

- Верите ли вы, что лёд легче воды?

- Верите ли вы в слова Д. Менделеева, что «вода дороже золота».

- Верите ли вы, что, загрязняя воду, мы убиваем себя?

- Верите ли вы, что вода может впитывать в себя эмоции людей?

- Сегодня в течение урока вы будете обращаться к этой таблице и видеть, насколько были правы.

Учащиеся заполняют таблицу.

IV. Стадия «Осмысления»

1. Беседа о воде.

- Первое из природных богатств, с которыми человек встречается в своей жизни, - это вода. –

- В нашей повседневной жизни вода настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.

-Посмотрим на глобус. Если его очень быстро вращать, то он покажется одноцветным – голубым. А все потому, что этой краски на нем больше, чем зеленой, коричневой, белой. Голубым цветом изображены моря, реки, озера, океаны нашей планеты. Вода занимает 3\4 площади Земли. И, наверное, правильнее было бы назвать нашу планету Вода.

Французский лётчик, писатель Антуан де Сент-Экзюпери, который был вынужден по воле случая некоторое время провести в пустыне, так оценил цену и вкус воды: «У тебя нет ни вкуса, ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаются, не ведая, что ты такое! Нельзя сказать, что ты необходима для жизни! Ты – сама жизнь

- О каких свойствах воды сказано в отрывке?

-Сегодня мы с вами убедимся, обладает ли вода этими и может быть другими свойствами.

Итак, тема нашей работы: свойства воды.

2. Практическая работа (работа в группах)

- Казалось бы, что о воде мы с вами всё знаем. Но оказывается много удивительного и чудесного хранит в себе вода. С этими свойствами, явлениями и фактами мы с вами сегодня и познакомимся.

-А сейчас мы узнаем, благодаря каким свойствам воды она для нас «сама жизнь».

Определим правила, по которым работают учёные в группах.

Старший научный сотрудник проводит опыт

Помощник читает задание

Эксперты заполняют таблицы. Определяем свойство и в нужную графу ставим +.

Мы будем работать с лабораторным оборудованием. Необходимо соблюдать технику безопасности.

Запрещается пробовать на вкус любые вещества.

1. С осторожностью определять запах. Запах определяется так: на расстоянии 20 – 30 см от лица держим сосуд с жидкостью. Затем движением руки в свою сторону направляем поток воздуха на себя. Т. к. если жидкость обладает резким запахом, то можно обжечь носовую полость.

2. Сыпучие вещества разрешается брать только ложкой.

3. Если случайно разбилось стекло, запрещается брать его руками.

Внимательно прочитайте инструкцию и приступайте к работе. (Приложение 2)

(По мере выступления групп учитель заполняет таблицу)

Свойства воды.

Есть

(да)

вкус

запах

цвет

прозрачность

текучесть

имеет ли форму

является ли растворителем

Опыт №1.

Вопрос: имеет ли чистая вода запах и вкус?

Зачитаем план опыта.

Определение запаха воды.

Определение вкуса воды.

Расскажем о результатах наблюдений.

Сделаем вывод.

Заполним таблицу

-О каких свойствах воды идет речь?

Опыт №2.

-Вопрос: имеет ли вода цвет? Прозрачна ли она?

Зачитаем план опыта.

Возьмём чистую воду, опустим в неё ложку.

Посмотрим на свет.

Добавим в стакан краску, опустим в него ложку.

Посмотрим на свет.

Расскажем о результатах наблюдений.

Сделаем вывод.

Заполним таблицу.

-О каких свойствах воды идет речь?

Опыт №3.

-Вопрос: имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести?

-Зачитаем план опыта.

Перелейте воду из стакана в колбу, затем из колбы в сосуд.

Что происходит с формой воды.

Сделайте вывод.

-О каких свойствах воды идет речь?

-Где мы используем данные свойства?

Опыт № 4.

-Вопрос: Может ли вода изменять свои свойства? Как?

-Зачитаем план опыта.

Возьмём чистую воду, добавим в неё вещество (соль, песок)

Перемешаем палочкой.

Пронаблюдаем за полученной смесью.

О результатах наблюдения расскажем.

Сделаем вывод.

Заполним таблицу.

-Изменились ли свойства воды? Почему?

Вывод: Сделав опыт с несколькими веществами, мы убедились, что свойства воды изменяются с появлением в ней других веществ – примесей.

-Подтвердилось ли наше предположение?

-Что ещё мы узнали о веществах? Какие вещества растворились в воде?

Вывод: Вода – уникальный растворитель.

-Какие вещества оказались нерастворенными?

- Сделайте общий вывод. Что такое вода?

- Как вы думаете, зачем необходимо знать свойства воды?

Предположения: можем, не можем.

Я вам предлагаю проверить качество воды.

К нам в лабораторию поступили 3 бутылки с водой. Одна из магазина, другая из-под крана, третья – неизвестного происхождения.

-Какие свойства воды мы можем проверить? (все вместе)

Сравним их, сделаем вывод. Работа с таблицей (см ниже).

Есть одна проблема – пробовать воду на вкус нельзя.

Свойства воды.

№1

№2

№3

вкус (можем предположить)

запах

цвет

прозрачность

Объявляется результат. Кто определил правильно?

Вывод: Мы не можем определить качество воды.

Давайте обратимся за помощью к ученым.

Отличить чистую воду от загрязнённой несложно – достаточно просто попробовать её на вкус. Но это бывает опасно. Без специальных приборов сложно выяснить, какие именно вещества растворены в воде. Особенно, если это болезнетворные микробы. О качестве воды можно узнать только в специальной лаборатории.

Как же дома сделать воду пригодной для питья, если ты не уверен в её качестве?

Наш фильтр самый простой. С его помощью мы показали, как загрязненная вода изменяет свои свойства. Но фильтры для очистки воды до состояния её пригодности для питья гораздо сложнее. Поэтому я не советую вам сейчас пробовать эту воду на вкус.

Рассада цветов – польза талой воды

3. Беседа об охране воды.

- Казалось бы, воды на Земле сколько угодно – океаны и моря покрывают большую часть поверхности планеты. Но не забывайте, что вода в океанах и морях солёная. А людям необходима пресная вода, её на Земле не так уж много. Но почему же люди её не берегут? Можно много говорить на эту тему, но лучше один раз увидеть.

- во время просмотра фильма выполнение заданий

1 группа – причины загрязнения воды

2 группа - пути решения проблемы загрязнения воды

3 группа – мероприятия по предупреждению и сохранению чистой воды

- Без воды не обойтись никому и никогда и заменить её нечем. А вода – главный строительный материал всего живого на Земле. При недостатке воды жизнедеятельность организмов нарушается. Растения увядают и могут погибнуть. Животные без воды тоже быстро погибают. Без пищи собака может прожить до 100 дней, а без воды менее 10 дней. Человек без пищи может прожить более месяца, без воды всего лишь несколько дней. Очень важно, какая вода попадает в организм. Всему живому на Земле нужна вода чистая, природная.

- Без вкуса, без цвета, без запаха.

- Вода – главное вещество в природе, главное богатство, без которого невозможна жизнь.

- Вода растекается по всей Земле огромными океанами и маленькими ручейками. Вода содержится и в почве, и в воздухе. В воде мы моемся, плаваем. Воду мы пьем и едим, потому что она входит в состав всех живых организмов. Да и сами мы, больше, чем на половину, состоим из воды. Воду пьют поля и леса. Без неё не могут жить животные. Вода «добывает» электрический ток на электростанциях…

У каждой группы на столе микролаборато-рия для опытов. Лаборант (помощник учите-ля) получает задания для исследования от учителя.

Исследователи выполняют задание.

Эксперт заносит результат в лист исследования.

Каждая группа рассказывает о проведенных опытах и полученных результатах. Остальные группы внимательно слушают и делают свои комментарии.

- Вода – это жидкость, которая не имеет запаха, цвета, собственной формы, она прозрачная и текучая. Вода – растворитель.

Без вкуса и без запаха.

Прозрачна, бесцветна.

Текуча, не имеет формы.

Можем транспортировать воду.

Дети выполняют опыт.

Мы добавляли разные вещества, и свойства менялись.

- Вся жизнь на Земле не может существовать без воды. Вода очень важна для человека. Человек с каждым годом оказывает все большее влияние на природу. Вода загрязняется промышленными стоками, удобрениями и прочими вредными веществами. Загрязнение воды несёт гибель всему живому. Возникла необходимость в охране природы. И каждый из нас должен бороться за чистоту воды.

- Не загрязнять реки, озёра, пруды.

Не бросать мусор в водоёмы.

Не оставлять отходы на берегу водоёмов.

Охранять родники, колодцы.

Закрывать водопроводные краны, зря не

растрачивать воду.

Можно нарисовать плакаты с призывом

беречь и экономить воду и развесить их на

улицах нашего города

Проводят наблюдение, пытаются определить

качества воды, делают выводы

учащиеся просматривают видео «Загрязняя воду, мы убиваем себя»

V. Стадия «Рефлексии»

- Итак, ребята! Вернёмся к таблицам, которые вы заполняли в начале урока. Проверим ответы. Возможно, что ваше мнение в течение урока поменялось.

Учеными-исследователями было доказано, что вода впитывает в себя негативные и положительные эмоции живущих на Земле людей. Пусть ваши мысли и слова будут хорошими! И тогда вода будет вам только верным другом и трудолюбивым помощником! Берегите воду! Цените её и уважайте! Вода – это настоящая и будущая жизнь на Земле!

- Поработайте в группах и составьте синквейн о воде.

1 строка- существительное

2 строка – 2 прилагательных

3 строка – 3 глагола

4 строка – фраза/ крылатое выражение

5 строка – существительное/ синоним

-

Вода.

Чистая, светлая, святая.

Напоит, умоет, вылечит.

Нужно её беречь.

Это жизнь!

VI. Подведение итогов

3) Домашнее задание: составьте «тонкие» и «толстые» вопросы для одноклассников по теме урока.

«тонкие» вопросы

«толстые» вопросы

Что?

Когда?

Может?

Зачем?

Верно ли?

Объясните, почему?

Почему вы считаете?

Предположим, что будет, если?

Учащиеся обсуждают вопросы.

Беседа о том, чему учились на уроке.

Приложение 1

Приложение 2

Опыты по выявлению свойств воды.

Инструкция.

1) Ребята, вам предстоит проделать опыты.

2) Чтобы у вас все получилось, внимательно читайте задание к каждому опыту.

3)Старайтесь четко выполнять указания по проведению опыта.

4)Работайте дружно, соблюдая правила работы в группах и не забывайте о той роли, которая у вас есть.

5) После проведения опыта не забудьте записать вывод в таблицу.

Задания для 1-й группы

Опыт 1. Определите имеет ли вода запах и вкус

Когда мама печет пироги, аппетитный запах, мы чувствуем. Тонкий аромат издают духи, цветы. А чем пахнет чистая вода?

-Перед вами стоит стаканчик с водой. Понюхайте воду. Что вы почувствовали?

Есть ли у воды вкус?

- Обсудите ответ в группе.

-Запишите вывод в таблицу.

Опыт 2. Определите имеет ли вода цвет. Прозрачна ли вода?

- Перед вами 2 стаканчика с водой.

- Возьмите стаканчик любой стаканчик и добавьте в него немного краски. Опустите в каждый стаканчик ложку. Что вы заметили?

- Чем это можно объяснить? Обсудите ответ в группе.

- Запишите вывод в таблицу.

Инструкция.

1) Ребята, вам предстоит проделать опыты.

2) Чтобы у вас все получилось, внимательно читайте задание к каждому опыту.

3)Старайтесь четко выполнять указания по проведению опыта.

4)Работайте дружно, соблюдая правила работы в группах и не забывайте о той роли, которая у вас есть.

5) После проведения опыта не забудьте записать вывод в таблицу.

Задания для 2-й группы

Опыт 1. Определите имеет ли вода форму? Обладает ли свойством текучести?

- Перед вами стаканчик с водой, колба и ложка.

- Наберите воду из стакана в ложку, затем перелейте из стакана в колбу.

Что происходит с формой воды.

Чем это можно объяснить? Обсудите ответ в группе.

- Запишите вывод в таблицу.

Инструкция.

1) Ребята, вам предстоит проделать опыты.

2) Чтобы у вас все получилось, внимательно читайте задание к каждому опыту.

3)Старайтесь четко выполнять указания по проведению опыта.

4)Работайте дружно, соблюдая правила работы в группах и не забывайте о той роли, которая у вас есть.

5) После проведения опыта не забудьте записать вывод в таблицу.

Задания для 3-й группы

Опыт 1. Определите может ли вода изменять свои свойства? Как?

- Перед вами 2 стаканчика с водой, стаканчики с песком и с солью, ложки.

- Положите в стакан с водой обычный песок и попробуйте его размешать ложкой. Что вы заметили?

- А теперь в другой стакан с водой положите ложку соли и размешайте. Что происходит? В каком из стаканов вещество растворилось?

- Чем это можно объяснить? Обсудите ответ в группе.

- Запишите вывод в таблицу.

Инструкция.

1) Ребята, вам предстоит проделать опыты.

2) Чтобы у вас все получилось, внимательно читайте задание к каждому опыту.

3)Старайтесь четко выполнять указания по проведению опыта.

4)Работайте дружно, соблюдая правила работы в группах и не забывайте о той роли, которая у вас есть.

5) После проведения опыта не забудьте записать вывод в таблицу.

Задания для 3-й группы

Опыт 1. Определите может ли вода изменять свои свойства? Как?

- Перед вами 2 стаканчика с водой, стаканчики с песком и с солью, ложки.

- Положите в стакан с водой обычный песок и попробуйте его размешать ложкой. Что вы заметили?

- А теперь в другой стакан с водой положите ложку соли и размешайте. Что происходит? В каком из стаканов вещество растворилось?

- Чем это можно объяснить? Обсудите ответ в группе.

- Запишите вывод в таблицу.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Конспект урока по окружающему миру в 4 классе «Мир добрых дел» Конспект по окружающему миру на тему: «Мир добрых дел» учителя начальных классов ГБОУ школы № 574 Невского района г. Санкт-Петербурга.

Конспект урока по окружающему миру «Царство грибов» в 4 классе Царство грибов I. Организационный момент. Звенит звонок. Ребята входят в класс, проходят и встают в круг. - Здравствуйте, ребята! - Меня.

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Золотое кольцо России» Тема: Золотое кольцо России Класс: 3 Цель: Организовать деятельность обучающихся по ознакомлению с золотым кольцом России. Задачи: Образовательная:.

Конспект урока по окружающему миру «Откуда берутся снег и лёд?» в 1 классе по программе «Школа России»Конспект урока по окружающему миру «Откуда берутся снег и лёд?» в 1 классе по программе «Школа России» Конспект урока по окружающему миру «Откуда берутся снег и лёд?» 1 класс. Учитель начальных классов Акритова Ирина Алексеевна Творческое.

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Золотое кольцо России» Конспект урока на тему «Золотое кольцо России» Цель: формирование основ гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину. Задачи:.

Конспект урока в 3 классе школы 8 вида по окружающему миру «День пожарной охраны» Тема: Охрана здоровья и безопасное поведение. День пожарной охраны. Цели: - познакомить детей с правилами пожарной безопасности, предупредить.

План-конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Опасные места» План-конспект урока окружающего мира по УМК «Школа России». Учитель: Соболева С. Н. Тип урока: урок-дискуссия. Класс: 3 Тема: Опасные места.

Разработка урока по окружающему миру в 4 классе «Жизнь древних славян во времена Древней Руси» Тема. Жизнь древних славян. Во времена Древней Руси. Цель: • образовательная: формировать у учащихся представление о Древней Руси, русских.

Конспект урока по окружающему миру в 3 классе «Солнце, растения и мы с вами» Цель урока: сформировать у детей представление о связи солнца, растений и человека. Задачи: - обучающие: показ связи солнца, растений и.

Конспект урока по окружающему миру в 1 классе «Зачем нам нужны телефон и телевизор?» Муниципальное бюджетное общеобразовательноеучреждение «Гашунская СОШ им. Очирова А. В.» Открытого урока по «Окружающему миру» Тема «Зачем.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Конспект интегрированного урока по окружающему миру и географии в 3 классе «Самая удивительная на свете жидкость»
Опубликовано: 5 ноября 2019 в 18:33
+17Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Конспект интегрированного урока по окружающему миру и географии в 3 классе «Самая удивительная на свете жидкость»» (включая файлы) размещена пользователем Анна Лобакова (УИ 786227) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Календарь
23 декабря 2024 понедельник
Составляем генеалогическое древо семьи!
24 декабря 2024 вторник



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД