Молчанова Любовь Васильевна
Конспект открытого урока в 1–2 классе «Палитра долганского орнамента»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект открытого урока
«Палитра долганского орнамента»
ФИО педагога Молчанова Л. В.
Место работы ТМК ОУДО «Хатангский центр детского творчества»
Должность Педагог дополнительного образования
Объединение «Палитра»
Группа 1 группа, 1 года обучения
Количество обучающихся: 10 человек
Класс, школа: 1-2 классы, ТМК ОУ «Хатангская средняя школа №1»
Дата: 05.12.2017г.
Тема занятия «Палитра долганского орнамента»
Публикация «Конспект открытого урока в 1–2 классе „Палитра долганского орнамента“» размещена в разделах
- Начальная школа. 1 класс
- Начальная школа. 1-4 классы
- Начальная школа. 2 класс
- Орнамент и узоры
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Цель занятия Познакомить детей с особенностями декоративно-прикладного творчества народов севера: вышивкой бисером. Научить разукрашивать варежку ватными палочками.
Задачи:
• Развивающие: на основе выявления индивидуальных способностей каждого учащегося, содействовать развитию его творческих способностей, развитие коммукативной культуры. Развивать мелкую моторику рук, чувство цвета, композиции.
• Обучающие: уметь различать изобразительные мотивы в орнаменте; подбирать орнамент и украшать варежку. Актуализировать и обогатить языковые познания учащихся. Закрепить знания детей о народах, живущих на севере, их одежде.
• Воспитательные: воспитать доброжелательное отношение к национальностям, населяющим Крайний север. Формировать интерес у детей к национально-художественным традициям народов севера.
Тип занятия Комбинированный
Форма работы Фронтальная, индивидуальная
Методы обучения • Словесные (объяснение, беседа, опрос учащихся)
• Наглядные (образцы выполняемых изделий)
• Практические (закрепление теоретических знаний. Показ выполнения определённых операций и их последовательность)
Оборудование для педагога: Стенд с образцами орнаментов из бисера. Стенд с цветными иллюстрациями с изображением верхней национальной одежды долган, орнаментов. Проектор, ноутбук. Макеты кукол.
Оборудование для учащихся: Силуэты варежек на каждого ребенка. Простые карандаши. Гуашь. Ватные палочки. Салфетки. Баночки с водой.
План занятия:
1. Организационный момент. Проверка готовности детей к занятию. (2 мин.)
2. Проверка домашнего задания (5 мин.)
3. Сообщение темы, вводная беседа, ТБ (10 мин.)
4. Физкультминутка, практическая работа (5 мин.)
5. Итог занятия. Рефлексия. Уборка рабочих мест(18 мин.)
Ход занятия
1. Организационный момент. Проверка готовности детей к занятию. (2 мин.)
- Дороболо рун, оголор! (здравствуйте ребята на долганском языке).
- контроль посещаемости.
- готовность учащихся к занятию.
2. Проверка домашнего задания (5 мин.)
- Сегодня на занятии, мы узнаем какой праздник мы празднуем 10 декабря, познакомимся с коренными народами проживающими на Таймыре, поговорим о национальной одежде долган, познакомимся не только с национальными орнаментами долган, но и какое обозначение они несут.
- Для начала заслушаем краткое сообщение о празднике, которое подготовил Иванченко Богдан.
Сообщение о празднике, о коренных жителях (Презентация празднования дня Таймыра)
- Наше сегодняшнее занятие приурочено празднованию Дня Таймыра. 10 декабря нашей малой родине исполняется 87 лет. На крайнем севере проживает пять этносов: долгане, нганасане, ненцы, энцы, эвенки. Каждый из этих народов имеют свою культуру и быт, свой родной язык, свою национальную одежду. Народы севера ловят рыбу, охотятся, пасут оленей. Они пользуются тем, что дает человеку природа. У оленя очень теплый мех, из него шьют одежду и обувь. Олень является транспортным средством для жителей, кочующих в тундре.
- Спасибо Богдан за интересную информацию.
3. Сообщение темы, вводная беседа, ТБ. (10 мин.)
Тема нашего занятия называется «Палитра долганского орнамента». Мы с вами научимся разукрашивать варежку ватными палочками.
- Что такое орнамент? (ответы детей)
- Орнамент-это узор, элементы которого повторяются друг за другом.
- Долганки украшают одежду орнаментом из меха оленя, цветного сукна и бисера. Сегодня на уроке речь пойдет о долганском орнаменте. Каждый народ придумывал свои узоры. Такие узоры называются национальными. Посмотрите, какими чудными узорами украшали свою одежду, головные уборы, обувь, долганские мастерицы.
Ребята, надо знать, любить, беречь все, что создано нашими бабушками, прабабушками.
Стенд 1. На стенде можно увидеть иллюстрации с изображением верхней национальной одежды долган. В своих орнаментах северяне не только рассказывают о жизни в тундре, но еще верят, что орнамент охраняет от злых духов и придает тому, кто его носит силу и здоровье. Например, долганы верили, что если нанести на шапку охотника узоры тыныпак – ноготь, кулгаак – ухо, то охотник будет сильнее зверя, слух его будет острым. Женскую одежду также украшали специальными орнаментами, например, на боковые части женской шапки долганы нашивали крупный узор, похожий на чум, символизирующий женщину, хранительницу очага.
Стенд 2. У долган цвет орнамента отражает красоту природы севера. Красный – это яркое солнце, синий и голубой – небо, вода, лед. Желтый, оранжевый и зеленый – летняя тундра. Белый – чистота и бесконечность, а черный – полярная ночь. В орнаментах народы севера рассказывают о жизни в тундре.
Стенд 3. Очень красивы вещи, любовно расшитые бисером долганскими мастерицами, нельзя не залюбоваться радужными узорами из бисера. Украшают не только одежду, головные уборы, но и кошельки, сумки, вставки для унтаек. Предлагаю полюбоваться красотой орнаментов.
- Теперь вспомним правила ТБ
Инструктаж.
Перед вами лежат инструменты и материалы, с которыми мы будем работать.
Назовите материалы.
Назовите инструменты.
Для безопасной работы с карандашами, повторим правила работы с режущими и колющими инструментами, красками.
4. Практическая работа. Физминутка (5 мин.)
Прежде чем приступить к самостоятельной работе отгадайте загадку:
Не боюсь морозца я –
Есть две шубки у меня.
Согревают две сестрички,
А зовут их … (рукавички)
Ребята, а что вы знаете о рукавичках? Для чего они нужны? Как можно рукавички назвать по-другому? (варежки)
А в какое время года мы никак не можем обойтись без наших варежек?
Ребята, давайте украсим праздничную варежку орнаментом.
Показ и объяснение способа рисования.
Рассмотрите орнамент (педагог показывает детям образец). Как расположены элементы орнамента? В середине изделия расположен орнамент “Розетка”.Долганский орнамент – «Розетка» обычно украшает середину изделия. Над «Розеткой» друг под другом выполним закругленные линии. Под “Розеткой” выполнен узор “Ноготь”. По низу варежки выполнен узор “Эрэн”. Какого цвета элементы орнамента? Простым карандашом нарисуйте эскиз орнамента. Бисер мы будем изображать ватными палочками. Возьмите палочку, выберите нужный цвет краски обмакните палочку в гуашь и по нарисованным линиям используя прием примакивание изобразите бисер.
Дети украшают варежку гуашевыми красками, используя вместо кисточки ватные палочки.
Физминутка (гимнастика для пальчиков)
Рисовали, рисовали
Наши пальчики устали
Мы немножко отдохнем
Рисовать опять начнем!
Продолжаем выполнять работу.
Орнаменты одной народности отличаются от другой по рисунку и его форме, материалу изготовления. С большим мастерством украшается одежда долган, нганасан, ненцев, энцев, эвенков. Кантики из сукна, аппликации из кожи, меховая мозаика, узорчатое шитье оленьим волосом, сочетается в красивом геометрическом орнаменте. Нужно громадное терпение, чтобы составить из кусочков меха мельчайшую мозаику – орнамент, какую делают нганасанские, ненецкие швеи, не оставляя неиспользованным ни одного даже самого маленького кусочка. Но с орнаментами других народов севера мы познакомимся на следующих занятиях.
5. Итог занятия. Рефлексия. (18 мин.)
- Вот и подошло к концу наше занятие
(Все работы вывешиваются на доске)
– Ребята, какие красивые варежки у вас получились. А что можно сделать с нашими работами? Решите сами, а кому бы вы подарили свои варежки?
Теперь надо свою работу проверить и оценить. Для этого посмотрите:
1) получились ли узоры;
2) аккуратна ли ваша работа.
Разберите ваши варежки и на обратной стороне покажите, как вы оцениваете свою работу. Если вы считаете, что у вас все получилось правильно, то рисуйте веселый смайлик. Но если вам кажется, что сегодня у вас получилось не так все хорошо, то нарисуйте грустный смайлик.
Мои юные мастера, я вас благодарю за наш урок и желаю, чтобы ваши рукавички никогда не терялись и согревали ваши маленькие, но уже такие умелые, ручки в самые лютые морозы.
- Наше занятие подошло к концу. Ребята, вы хорошо сегодня работали. Молодцы!
Спасибо за урок.
- Начаскан! (До свидание)
Уборка рабочих мест.