Соловьёва Мария Александровна
Конспект урока информатики в 7 классе «Информационные процессы. Хранение и передача информации»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект урока информатики в 7 классе :
«Информационные процессы.
Хранение и передача информации»
Цель урока : сформировать представление об информационных процессах хранения и передачи информации.
Задачи:
обучающие:
расширить представления учащихся об информационных процессах;
систематизировать представления учащихся о носителях информации;
Публикация «Конспект урока информатики в 7 классе „Информационные процессы, Хранение и передача информации“» размещена в разделах
- Информатика. Уроки информатики
- Средняя школа, 7 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
рассмотреть примеры хранения и передачи информации в деятельности человека, в живой природе, обществе, технике;
рассмотреть схему передачи информации.
развивающие:
развивать аналитические умения;
развивать внимание и логическое мышление;
развивать познавательный интерес к предмету, умение анализировать жизненные ситуации;
развивать у обучающихся ответственность при работе в коллективе.
воспитательные:
формировать познавательную активность;
способствовать воспитанию у обучающихся ответственности, взаимопонимания, взаимоуважения, взаимопомощи и поддержки, самостоятельность и аккуратность в работе.
Тип урока : урок изучения нового.
Формы работы учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Методы обучения: репродуктивный, частично-поисковые, эвристическая беседа, практическая работа.
Средства обучения: оборудование: компьютер, проектор; учебник, рабочая тетрадь, анимации «Хранение информации. Память», «Информация в живой природе», «Информация в технике»,
Макроструктура урока
№ Этап урока Приемы и методы Время, мин
1 Организационный момент 1 мин
2 Актуализация знаний Репродуктивный 5 мин
3 Изучение нового материала Репродуктивный, частично-поисковые, эвристическая беседа 20 мин
4 Закрепление полученных знаний Репродуктивный,
практическая работа 15 мин
5 Домашнее задание 2 мин
6 Подведение итогов занятия Репродуктивный 2 мин
Ход УРОКА
1.
- Что такое информационный процесс?
- Что такое информационная деятельность?
- Какие информационные процессы мы изучили на прошлом уроке?
- Назовите два типа обработки информации.
- Что относится к обработке, связанной с получением нового содержания?
- Что относится к обработке, связанной с изменением формы представления информации?
- На сегодняшнем уроке мы продолжим изучение информационных процессов.
- Информационный процесс - процесс, связанный с изменением информации или действиями с использованием информации.
Деятельность человека, связанная с процессами сбора, представления, обработки, хранения и передачи информации, называют информационной деятельностью.
Сбор, обработка информации.
Обработка, связанная с получением нового содержания, и обработка, связанная с изменением формы представления информации.
Преобразование по правилам, исследование объектов познания по их моделям, логические рассуждения, обобщение.
2.
Структурирование, кодирование, отбор информации.
- Запишем в тетрадь тему урока «Информационные процессы. Хранение и передача информации».
- Для того чтобы информация стала достоянием многих людей и могла передаваться последующим поколениям, она должна быть сохранена.
- Какие способы хранения информации вы знаете из истории?
- А какие способы хранения информации вы используете в повседневной жизни?
Хранение информации всегда связано с ее носителем.
Носитель информации – материальный объект, на котором можно тем или иным способом зафиксировать информацию.
Сохранить информацию - это значит тем или иным способом зафиксировать её на некотором носителе.
В наши дни широкое распространение получили электронные носители информации. Назовите их.
Прослушивание анимации «Хранение информации. Память»
- Записные книжки, справочники, энциклопедии являются долговременными носителями информации.
Хранилищами информации для человечества являются библиотеки, архивы, картинные галереи и музеи, видеотеки и фонотеки, а также компьютерная сеть Интернет.
Люди постоянно участвуют в процессах передачи информации.
Приведите, пожалуйста, примеры из жизни, когда вы получали или передавали информацию?
- Сколько сторон участвует в процессе передачи информации?
- Что делает первая сторона? Что делает вторая сторона?
Их называют источник информации и приёмник информации.
- По чему передается информация от источника к приемнику?
Рассмотрим процесс передачи информации более подробно :
• Информация от источника поступает в кодирующее устройство;
• В кодирующем устройстве информация преобразуется в форму, удобную для передачи;
• Закодированная информация поступает от источника к приемнику (получателю) по соответствующему каналу передачи информации – каналу связи;
• Приемник содержит декодирующее устройство; в этом устройстве происходит преобразование закодированной информации, поступившей по каналу связи, к исходной форме.
- В процессе передачи информация может искажаться или теряться, если каналы связи имеют плохое качество или на линии связи действуют помехи.
Просмотр анимаций «Информация в живой природе», «Информация в технике».
- Решим устно задачу № 63 из РТ
Часто в задачах требуется найти количественные характеристики информационных процессов : скорость передачи информации, время передачи.
- Решим задачу № 66 из РТ
Дано: Решение:
I=1Мбайт 1Мбайт = 1024Кб
v=4Кбайт/с v=I/t= 1024/4=256 сек
t=?
Ответ: t=256 сек.
Такие задачи встречаются в заданиях ГИА.
Рисунки на стенах пещер, глиняные таблички с клинописью, рукописи на папирусе, тексты на пергаменте, берестяные грамоты, документы на бумаге.
Магнитофон, фотоаппарат, видеокамера, бумага.
3.
Записывают определение в тетрадь.
- Магнитные и оптические диски, флэш- карты
Звонок по телефону – и получал, и передавал информацию; Получал письмо, писал письмо; Смотрел новости по телевидению, читал книгу.
Две.
Одна - передает информацию. Другая – получает информацию.
По каналу передачи
Зарисовывают схему передачи информации в тетрадь.
Источник => кодирующее устройство => канал связи => декодирующее устройство => приемник
Записывают решение в тетрадь
4.
- А теперь приступим к выполнение теста по темам: «Источник и приемник информации», «Информация и ее носитель» - «Система тестов и заданий N8»
Выполняют тест
5.
Домашнее задание: § 1.2 (пп. 4,5, вопросы и задания к параграфу.
6.
- Подведем итог урока.
o Какие информационные процессы мы изучали сегодня на уроке?
o Что такое носитель информации?
• Что значит сохранить информацию?
o Повторите схему передачи информации
Урок окончен. Спасибо за урок.
Хранение и передача информации
Носитель информации – материальный объект, на котором можно тем или иным способом зафиксировать информацию.
Сохранить информацию - это значит тем или иным способом зафиксировать её на некотором носителе.
Источник => кодирующее устройство => канал связи => декодирующее устройство => приемник