ЛИЛИЯ ГАВРИЛЕНКО
Конспект урока «Труд людей зимой»
Труд людей зимой
Зимой люди заботятся о домашних животных. Несколько раз в день раздают корма, подают воду, убирают навоз. Получая хорошее питание, коровы и зимой дают молоко, а кролики, овцы и свиньи достаточное количество мяса.
На покрытых снегом полях работа не прекращается — идет подготовка к весеннему севу. На поля вывозится навоз, удобрения и проводятся работы по задержанию снега: устанавливаются щиты, пропахиваются глубокие борозды — весной в этих местах скапливается необходимая почве вода. Чем больше на полях влаги, тем богаче будет урожай.
Публикация «Конспект урока „Труд людей зимой“» размещена в разделах
- Домоводство, СБО, труд
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
В сельских мастерских готовят к весенним работам сеялки, трактора, культиваторы, бороны, плуги. Их надо проверить и отремонтировать.
В садах растения засыпают снегом, защищая их от морозов. Около плодовых деревьев надо уплотнить снег, чтобы к ним не пробрались мыши.
Зимой собирают богатые витаминами ягоды облепихи. Замерзшие ягоды опадают с веток после легкого постукивания по стволу.
В зернохранилищах следят за тем, чтобы в них была постоянная температура. Особенно это важно для семян хлебных растений. В овощехранилищах регулярно перебирают овощи, удаляя загнившие.
В городе, чтобы снег не мешал движению транспорта, специальные машины очищают дороги, трамвайные и железнодорожные пути. После оттепели дороги покрываются слоем льда, поэтому их посыпают песком.
Зима спешит, хлопочет,
Укутала в снега
Все кочки и пенечки,
Скамейки и стога.
Белеют рукавицы
На веточках берез,
Чтоб им не простудиться,
Чтоб выдержать мороз.
Накинуть пышный мех,
На ель надела шубу,
Тепло укрыла всех.
Надолго и надежно
В реке скрепила лед.
Ходить по речке можно –
Иди к нам, Новый год!
О. Высотская.
Урок «Труд людей зимой»
Цель: Уточнить представления детей о труде людей зимой.
Задачи:
1. Показать связь зимнего труда людей с изменениями в неживой природе, закрепить представления об основных признаках зимы; формировать умение детей моделировать предложения по опорным картинкам;
2. Развивать связную монологическую речь при составлении рассказа по плану, закреплять умение отвечать на вопросы полным предложением, знакомить с профессиями;развивать мышление на основе упражнений в классификации, моторно-двигательные навыки;
3. Воспитывать эмоциональную адекватность поведения, заинтересованность к окружающему миру.
Ход урока
I. Организационный момент
Долгожданный дан звонок
Начинается урок.
На уроке мы будем разговаривать,
Мы будем выговаривать,
Так чётко и так внятно,
Чтоб было всем понятно.
II. Закрепление пройденного. Эмоциональный настрой.
Какое время года сейчас?
Какое время года изображено? (СЛАЙД 1) Почему?
Назовите зимние месяцы. (СЛАЙД 2)
- Какой сейчас месяц?
Работа в тетрадях:
- Запишите число.
- А для того, чтобы урок прошёл в хорошем настроении, давайте послушаем красивую мелодию и полюбуемся зимними пейзажами. (СЛАЙД 3)
III Словарная работа с речевой зарядкой
1 Задание (индивидуальная работа на местах и у доски) : Выберите слова, которые относятся к зиме (дождь, гололёд, метель, вьюга, снегопад, загар, сугробы, цветок, урожай) с разбором каждого слова и проговаривания звуков (у-у… - воет вьюга (тихо, громко); ш-ш… - шумят ели при сильном ветре (тихо, громко); ц-ц… - всё стихло.) (СЛАЙДЫ 4-5)
Итог: Мы определили слова – предметы, которые относятся к зиме.
2 Задание: (СЛАЙД 6) На доске тоже написаны слова, относящиеся к зиме. Прочитаем их.
Подберите вопросы: какой, какая, какие к этим словам, а затем соответствующие признаки.
Снег (какой) – белый, мягкий, пушистый, лёгкий, липкий, искристый и т. д.
Зима (какая) – морозная, холодная, длинная, вьюжная, метельная и т. д.
Снежинки (какие) – белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные и др.
Зарядка для глаз (самомассаж).
3 Задание: Следующее упражнение поможет нам определить тему урока, подобрав словосочетания ( с вопросом: что делают, относящиеся также к зиме. (СЛАЙД 7)
Итог: Как вы думаете, чему посвящена тема нашего урока?
(СЛАЙД 8)
- Тема урока : «Труд людей зимой» На уроке мы уточним свои знания о труде людей зимой, и составим об этом рассказ. (Запись темы урока в тетрадях)
Закружила по улицам метель, замело снегом дворы, дорожки. Все стало нарядным, белым, искрящимся. А у людей прибавилось много забот.
С приходом зимы люди не только меняют одежду, но меняется и труд людей. Изменения эти можно наблюдать и в городе, и в сельской местности.
IV Актуализация опорных знаний
- Скажите, что происходит в городе в результате снегопада? (СЛАЙД 9)
(Улицы, мостовые засыпаны снегом. Машины не могут проехать. Пешеходам тяжело идти по улицам, т. к. они не расчищены.)
- (СЛАЙД 10) Посмотрите на картинки и скажите, труд каких людей очень важен зимой? (Дворники) Эти люди работают в организации, которая называется ЖКХ (Жилищно-коммунальное хозяйство). Эта организация отвечает за то, чтобы люди могли спокойно ходить по тротуарам, а машины ездить по дорогам. И если вам не безразлично, в каком состоянии будут зимой дороги, то можете выбрать в дальнейшем эту профессию. Пусть она и не лёгкая, но приносит большую пользу другим.
(СЛАЙД 11) От снега и льда необходимо очищать не только улицы, но и крыши, железнодорожные и трамвайные пути.
Существуют специальные машины, которые помогают людям в этом тяжёлом труде. (СЛАЙД 12-13)
Физминутка «Мы построим снежный дом»
Вышли мы на улицу (маршируют)
Снегу намело! (руки вверх и в стороны)
Вот лопаты мы возьмём (работают лопатами,
Да и снег весь разгребём.
Протопаем дорожку
К самому порожку (топают ногами, продвигаясь вперёд)
Слепим круглые снежки (лепят снежки)
И огромные комки (показывают большой ком)
Мы построим снежный дом (маршируют,
Дружно жить мы будем в нём.
Итог:
1. На улицах городов, сёл и деревень люди убирают снег.
- Чтобы определить следующий вид деятельности, вспомним словосочетания в начале урока и разберём одно из них – задерживать снег.
- Как вы понимаете это выражение? Если в городе снег убирают, то в сельской местности снег на полях стараются наоборот сохранить и накопить ещё больше. По другому это называется – снегозадержание. СНЕГОЗАДЕРЖАНИЕ – искусственное задержание снега на полях для сохранения влаги и защиты растений от замерзания. (Чем больше на полях снега, тем больше в почве влаги, и растения будут лучше расти. Снег предохраняет почву и озимые от промерзания.) А в качестве удобрения вывозят на поля навоз.
Итог: 2. На полях проводят снегозадержание.
Какие работы проводят в саду зимой? СЛАЙД 26 (Уплотняют снег около стволов деревьев)
- А для чего? (Уплотнение снега помогает уберечь дерево от грызунов)
- (СЛАЙД) Что ещё делают зимой с деревьями? (Их сажают. Оказывается, что высаженные зимой деревья хорошо приживаются)
Итог: 3. В парках, скверах и садах сажают деревья.
СЛАЙД –Что это? Где хранятся овощи зимой?
Как же сохранить осенний урожай?
Что делают люди зимой в овощехранилищах? (СЛАЙДЫ 27, 28)
(Регулярно перебирают плоды и овощи; удаляют испортившиеся овощи и плоды; наблюдают за температурой.)
СЛАЙД - А это что? (Зернохранилище. Там должно быть сухо и прохладно.) А как вы думаете почему? (Чтобы зерно не гнило, не проросло.)
Главная задача – это сохранить доброкачественное зерно. Семена хранят в специальных помещениях. Для проветривания используют деревянные лопаты, ими перемешивают семена; проводят обработку зерноочистительными машинами; пересыпают зерно в другие закрома. Следят, чтобы не появились грызуны, насекомые.
Итог: 4. Зимой люди следят за урожаем.
Развитие моторики (перебрать крупу)
Готовясь к весеннему севу люди (СЛАЙД) в механических мастерских ремонтируют технику для сельского хозяйства (тракторы, комбайны и др.). Как назвать одним словом? (сельскохозяйственная техника)
Итог: 5. В мастерских ремонтируют сельскохозяйственную технику.
- А нуждаются ли животные в нашей заботе зимой? Почему? (СЛАЙД)
Как зимой люди заботятся о птицах и зверях?
Итог: 6. Зимой люди ухаживают за животными.
V. Закрепление
1. Проговаривание сделанных выводов о деятельности людей зимой (вставить пропущенные слова в предложения). Инд. работа (Аня) – работа на карточке «Подобрать соответствующее словосочетание».
2. Подобрать соответствующие картинки к полученным предложениям.
3. Составление рассказа по опорным картинкам.
V. Итог урока. Рефлексия.
-Над какой темой работали? Скажите много забот у людей зимой? А вы об этом знали раньше? А чего не знали? А можете теперь сами рассказать о труде людей зимой, использую картинки?
(Выводы по теме урока раздать для приклеивания в тетрадях)
- А на следующих уроках мы обсудим профессии людей, которые заботятся о домашних животных.