Светлана Карпушкина
Конспект тренинга «Конфликты и их урегулирование» в рамках работы школьной службы примирения ШСП в 5 классе
▼ Скачать +Заказ
Тренинг на тему «Конфликты и их урегулирование»
в рамках работы ШСП.
Составила Карпушкина С. С., педагог-организатор
Время проведения: 24 апреля 2019 года
Команда – обучающиеся 5 «А» класса
Тренер - Карпушкина С. С.
Необходимый материал: бейджи на каждого участника, фломастеры, булавки, правила тренинга на листах (в файлах, чистые листы, маркер, карандаши, карточка с запоминаемым текстом для игры «Испорченный телефон», анкеты обратной связи
Публикация «Конспект тренинга „Конфликты и их урегулирование“ в рамках работы школьной службы примирения ШСП в 5 классе» размещена в разделах
- Конфликт. Предупреждение и разрешение конфликтов
- Средняя школа, 5 класс
- Средняя школа. 5-9 классы
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Зачем мы здесь собрались?
Организационный момент
Встреча участников и рассаживание их в круг. Участникам предлагается написать свое имя на бейдже.
3 мин.
Вступительное слово ведущего
Приветствие участников, знакомство с целями предстоящей работы.
2 мин.
- Скажите, кто из вас сегодня уже (4 урок) успел поссориться, поругатся, поучаствовать в конфликте? (ответы)
- А знаете ли вы кто вам можкт помочь в разрешении конфликта?
- А знаете ли вы, что у нас в школе работает ШКОЛЬНАЯ СЛУЖБА ПРИМИРЕНИЯ (в составе ШСП - Педагоги, родители, ученики)
Рассказывает соц. педагог Иванушкина С. В.
Представляет Сорокину Настю (ученицу 10 "А" класса, члена ШСП, медиатора-ровесника).
- А пригласила я вас сегодня на необычный урок.
А на урок-трениг «Урок примирения».
Знакомство
Каждый участник представляет себя (ученик - имя, класс; взрослый - имя, должность) и сообщает цель посещения тренинга.
5 мин.
Правила тренинга
Пояснение и принятие правил тренинга («Здесь и теперь», «Личное обращение», «Умей слушать другого», «Храни тайну», «Стоп», телефон).
3 мин.
Упражнения.
2-й Блок примирительной программы ШСП
«Конфликты в нашей жизни»
Скажите, доводилось ли вам ссориться и конфликтовать
со своими друзьями или родственниками?
Уверены, что такие ситуации случались у каждого из нас.
Конфликты являются естественной и неотъемлемой частью нашей жизни. Они всегда есть и будут.
Они, и в самом деле, необходимы для развития ситуаций и отношений, для роста личности, иначе мы начинаем топтаться на месте, и неминуемо наступает застой.
Однако, несмотря на все эти факты, человеку свойственно переживать конфликтную ситуацию как негативную. Это связано с тем, что не всегда удается взять развитие конфликта под контроль, и использовать его в мирных целях, по принципу управляемой ядерной реакции.
В решении именно этой задачи тема нашего сегодняшнего занятия – конфликт и методы его разрешения.
Упражнение 1. Работа с ассоциациями к понятию «конфликт»
В центре нашего внимания конфликт. Когда мы произносим это слово, у нас возникает ряд ассоциаций, чувств. Мы слышали о конфликте, знаем, как он проявляется в поведении людей.
Сейчас мы исследуем отражение конфликта на внутреннем состоянии человека.
Пусть каждый скажет, с чем ассоциируется слово «конфликт».
Какой образ подсказывает ваше воображение?» После первого ряда ассоциаций можно попросить продолжить.
Если конфликт - это мебель, то какая?
Если посуда, то какая?
Если одежда, то какая?
Теоретическая информация.
Конфликт - столкновение противоположно направленных целей, интересов, позиций, мнений или взглядов оппонентов или субъектов взаимодействия.
Конфликты являются частью повседневной жизни. Конфликт в социальной сфере как спор сторон, как противоречие в их интересах и целях естественен и поэтому неизбежен более того, по словам известного специалиста в области переговоров Р. Фишера, чем более разнообразным становится мир, с тем большим числом противоречий в интересах
приходится сталкиваться. Психологи также отмечают, что конфликт позволяет предотвратить стагнацию общества, стимулирует поиск решения проблем. Кроме того, конфликт малой интенсивности, разрешенный мирно, может предотвратить конфликт более серьезный. Замечено, что в тех социальных группах, где довольно часты небольшие конфликты, редко доходит дело до крупных противоречий. Вопрос заключается не в том, чтобы предотвратить или не заметить конфликт, а в том, чтобы предотвратить конфликтное поведение, связанное с деструктивными, насильственными способами разрешения противоречий, и направлять участников на поиск взаимоприемлемого решения.
Упражнение 2. Стратегии поведения в конфликтных ситуациях
Имея дело с различиями между людьми, необходимо, прежде всего, осознавать, как вы, реагируете в конфликтных ситуациях.
Вам понадобятся 5 листков бумаги или флипчартов. На каждом должно быть одно из изображений: плюшевый мишка, акула, черепаха, сова, лиса.
Под каждым изображением напишите:
Медвежонок: говорит искренне, заботится, успокаивает.
Акула: противостоит, оказывает давление, атакует.
Черепаха: ретируется, избегает, прячется.
Сова: наблюдает со стороны, ждет подходящего момента.
Лиса: в зависимости от ситуации ведет себя соответственно – наблюдает, атакует, отдаляется или выказывает заботу.
Покажите группе все изображения, кроме лисицы. Плакат с лисицей не открывайте до конца упражнения.
Попросите каждого из участников встать рядом с тем животным, которое, по его мнению, лучше всего описывает его поведение в начале конфликтной ситуации.
Когда все займут свои места, (1) обратите внимание, около какого изображения животного собралось большинство участников, (2) спросите одно из участников в каждой группе назвать достоинства и недостатки такой реакции, (3) попросите участников описать, как, по их мнению, будет реагировать вторая сторона конфликта на поведение акулы, совы, медвежонка или черепахи.
Попросите членов группы представить себе середину конфликта. С каким животным ассоциируют они себя теперь? Продолжите дискуссию с уже известными тремя вопросами.
Теперь попросите группу представить себе финальную стадию конфликта.
Под медвежонком напишите: «Давай забудем это и помиримся»
Под акулой напишите: «Попался!»
Под совой напишите: «Поживем – увидим!»
Под черепахой напишите: «Ты первый заговоришь со мной»
Под изображением какого животного они хотели бы быть теперь? Продолжите дискуссию с вышеуказанными тремя вопросами.
Затем откройте плакат с лисой.
Объясните ситуативное управление конфликтом.
Попросите группу назвать примеры ситуаций, в которых свойственно быть медвежонком, акулой, черепахой и совой.
В конце упражнения познакомьте участников с четырьмя простыми действиями, помогающими справляться с конфликтными ситуациями:
1. признайте, что различия существуют;
2. узнайте, почему другой человек думает, поступает, чувствует и верит во что-то именно так, а не иначе;
3. поставьте себя на место другого человека;
4. поделитесь с другим человеком мыслями, почему вы думаете, поступаете, чувствуете и верите именно так, а не по-другому.
Упражнение 3. Работа в парах:
Разбиваемся на пары:
Контролер в автобусе – «Заяц» (без билета едет)
Продавец – недовольный покупатель
Родитель - провинившийся ребенок
Учитель – ученик, не выучивший урок.
Друг – рассердившийся друг
Упражнение 4. «Черное и белое»
Каждый участник получает карточку, на которой написана одна из фраз: Рад вас видеть!
Спасибо за работу.
Приходите завтра.
Я в восторге.
Спасибо, мне очень приятно ваше внимание.
Приятно было с вами поговорить.
Спасибо за комплимент.
Очень вам признателен.
Ценю вашу настойчивость.
Мне это очень нравится.
Произнесите одну и ту же фразу, придавая ей прямой и противоположный смысл.
5. Игра “Ты мне нравишься” (игра с клубком).
-Сядьте, пожалуйста, все в один общий круг. Хочу предложить вам принять участие в одной очень интересной игре.
Мы все вместе составим одну большую цветную паутину, связывающую нас между собой.
Кроме того, каждый из нас может выразить добрые мысли и чувства, которые он испытывает к своим одноклассникам.
Сейчас покажу вам, как должна протекать эта игра.
(Пару раз обмотайте свободный конец шерстяной нити вокруг своей ладони и покатите клубок в сторону одного из детей. Выбрать не самого популярного в классе ученика).
-Вы видите, что я сейчас сделала. Я выбрала ученика, который должен быть следующим в “паутине”.
После того, как мы передали кому-то, мы говорим этому ученику фразу, начинающуюся с одних и тех же слов: “Коля (Маша, Петя! Ты мне нравишься, потому что…”
Например, я говорю: “Коля! Ты мне нравишься, потому что сегодня перед началом уроков ты вежливо открыл передо мной дверь в класс”.
Выслушав обращенные к нему слова, Коля обматывает нитью свою ладонь так, чтобы “паутина” была более-менее натянута.
После этого Коля должен подумать и решить, кому передать клубок дальше.
Когда клубок окажется у следующего ученика, то Коля обращается к нему с фразой, которая начинается с тех же слов, что и моя. Например: “Яна, ты мне нравишься, потому что вчера ты помогла мне решить трудную задачу по математике”.
При этом вы можете говорить о том, чем вас обрадовал этот человек, что вам в нем нравится, за что вы его хотели бы поблагодарить.
Постарайтесь хорошо запомнить то, что вам скажут, когда будут передавать клубок.
Ребенок, получивший клубок последним, начинает сматывать его в обратном направлении. При этом каждый ребенок наматывает свою часть нити на клубок и произносит сказанные ему слова и имя сказавшего, отдавая ему клубок обратно.
Анализ упражнения:
-Легко ли тебе было говорить приятные слова другим детям?
-Кто тебе уже говорил что-нибудь приятное до этой игры?
-Достаточно ли дружен наш класс?
- Как избежать конфликта? Или как его решить?
-Почему каждый ребенок достоин любви?
-Что-нибудь удивило тебя в этой игре-тренинге?