Ирина Карташова
Конспект тематического мероприятия «Блокада Ленинграда»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение №23 г. Липецка
Конспект тематического мероприятия
в подготовительной группе
«Блокада далеко как это слово»
подготовила: Карташова И. В.
Цель: - Ознакомление детей с историческим моментом нашей страны- Великой Отечественной Войной, блокадой Ленинграда (Санкт- Петербурга);
- развитие словарного запаса;
Публикация «Конспект тематического мероприятия „Блокада Ленинграда“» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- Блокада Ленинграда. Сценарии
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- воспитание патриотических чувств.
Ход мероприятия:
Слайд 1: Картинка 27 января и карта города.
Ребята, сегодня, 27 января – памятный день для Ленинграда или как сейчас называется Санкт-Петербург. Этот день, с одной стороны, радостный, а с другой стороны, день скорби. Радостный он потому, что 78 лет назад, во время войны с Германией, 27 января 1944 года, город Ленинград был освобожден от фашистской блокады. А скорбный день потому, что погибло много людей.
Слайд 2 : картинка с ленточкой победы
Ленточка Ленинградской Победы – знак стойкости ленинградцев, знак защитников города–героя Ленинграда. Символ сознательности и уважения всем жителям блокадного Ленинграда и воинам Советской армии, отстоявшим город. «Ленточка Ленинградской Победы» — некоммерческая и неполитическая акция по распространению символических ленточек, проходившая впервые в 2009, затем 2014, 2019 годах , посвящённая празднованию годовщины полного освобождения Ленинграда от нацистской блокады в годы Великой Отечественной войны. А в 2024 году наша Липецкая область присоединилась к этой акции.
Ленточка Ленинградской Победы – это небольшая полоска ткани двух цветов: оливкового и зелёного. Оливковый цвет блокадной ленты является символом Победы и отражает героизм и самопожертвование советских воинов, которые сражались против фашистских захватчиков. Зеленый цвет символизирует жизнь, надежду и будущее, которое было возможно благодаря мужеству и воле ленинградцев.
Слайд 3: картинка с орденом «За оборону Ленинграда»
Они также повторяют цвета колодки медали «За оборону Ленинграда» - главной награды блокадников.
Слайд 4: картинка с планом города
Вы знаете, что такое блокада?
Немцы подошли к городу так близко, что с крыш высоких домов можно было увидеть их позиции. Их позиции напоминали кольцо вокруг города.
Слайд 5: картинка с разрушенным городом
Днем и ночью немцы бомбили и обстреливали город.
Было очень страшно. Когда начинались обстрелы, жители прятались в бомбоубежищах.
По природе любопытные маленькие дети из подвалов домов наблюдали за обстрелами.
На заводы пришли женщины, подростки. Они учились работать на станках, потому что на фронте были нужны мины, пушки, пулеметы, гранаты, снаряды.
Маленькие дети жили в детских садиках. Проходили дни: дети кушали, играли, спали, гуляли, если не было бомбежки…
Переживали неприятности, страх, ужас потери родных…
Но в городе оставалось много людей, детей, а запасы продовольствия кончались. За кольцом блокады есть мука, мясо, масло. Но как доставить их в окруженный врагами город?
Слайд 6: дорога жизни.
Только одна дорога связывала блокадный город с Большой землей, то есть с землей, где не было врагов. И шла эта дорога по воде. По реке Волхов на пароходах везли муку до Ладожского озера.
И называлась эта дорога – «Дорога жизни». По этой дороге доставляли продовольствие в город, а из города вывозили слабых и больных. Вывозили их на машинах, эти машины назывались – полуторки.
Посмотрите на картинку. Вот такие машины проезжали по дороге жизни. Везти старались ночью, чтобы вражеские летчики не увидели переправляющиеся машины.
Правда не все машины доезжали до места назначения, иногда машины проваливались под лед, вместе с провизией и даже вместе с людьми.
Слайд 7: картинка дорога жизни
Тот город назывался Ленинградом
И шла тогда суровая война.
Под вой сирены и разрыв снарядов
«Дорогой жизни» Ладога была.
Она спасеньем ленинградцам стала,
И помогла с врагами воевать,
Чтоб снова время мирное настало,
Чтоб нам с тобой под мирным небом жить.
Слайд 8: картинка темной комнаты с детьми
Кроме фашистов на осажденный город наступала зима – в тот год неожиданно суровая и морозная. На улице небывалый мороз. И в домах у горожан такой же мороз. Паровое отопление не действует, потому что нет угля, нет дров, чтобы топить печи. В городе нет электричества. В комнатах темно даже днем.
Слайд 9: картинка хлеба
Главным врагом Ленинграда был голод. В блокадном городе катастрофически не хватало хлеба
Каждому жителю выдавались специальные карточки. По ним можно было получить свою норму хлеба.
Слайд 10: сценка видео
А сейчас вашему вниманию мы хотим представить сценку «Сон Майи», отрывок из повести Людмилы Никольской «Должна остаться в живых».
Начало
(ролик Сон Майи) (в ролике использованы фото материалы блокады Ленинграда)
Ульяна: Блокада…
Далеко как это слово
От наших мирных, светлых дней.
Произношу его и вижу снова
Блокадных умирающих детей.
Как опустели целые кварталы,
И как трамваи мерзли на путях,
И матерей, которые не в силах
Своих детей на кладбище нести.
Я не напрасно беспокоюсь,
Что вдруг забудется война:
Ведь – эта память – наша совесть.
Она, как сила, нам нужна.
Ведущий: «Ленинградские дети»… Когда звучали эти слова, у человека сжималось сердце. Война принесла горе всем, но особенно детям. На них обрушилось столько, что каждый, чувствуя вину, пытался хоть что-то снять с их детских плеч, это звучало как пароль: «Ленинградские дети».
Ведущий: Майе очень часто хотелось спать, потому что ее сны были такими реальными, в них можно было вернуться в то детство, которое было еще недавно… пока война не отобрала все.
Дети играют с игрушками
Танец «Здравствуй милая картошка»
Девочке снится сон. В это время звучат мысли девочки о сне в записи. (Запах. Необыкновенный, ни с чем не сравнимый! Разве может молоко так пахнуть. Это невыносимо. Молоко дышит, как живое. И мелко-мелко пузырится. Как же мне хочется вернуться туда, где рекой льётся парное молоко, а в буфете полным-полно хлеба и масла.)
(Мама, подходит к девочке начинает ее будить)
Все убегают со сцены
на экране ОКНО
Мама: - Вставай! Да поднимайся же, наконец.
Майя: - Я пила молоко, — угрюмо сказала она.
Мама: - Майя, ты видела сон. А тут реальность.
Майя: - Не веришь? В кружке помещается целое море. Что качаешь головой? А запах, а вкус во рту?
Зачем меня будишь? Будишь и будишь. Я смотрю сны. Тебе, что ли, жалко молока? Ненастоящего. Ты и не знаешь, что солнце может в каравай хлеба превратиться. Такой здоровый, что его хватит на весь Ленинград. Не веришь?
Мама: - Не болтай глупости. В очередь надо собираться. Нельзя много в постели лежать. Голодные люди во сне слабеют, мне пора уходить.
На фоне разрушенных зданий Сталинграда
Девочка встает, и медленно плетется по сцене, обходит круг, находит карточки (не веря своим глазам, девочка берет их в руки).
Мысли Майи: «Хлебная рабочая карточка, но ни одного числа-клетки на ней не отрезано. Кто такой сытый в блокадном городе? Пожилой мужчина не мог уронить. Он идёт сзади. А эти две женщины даже не заметили ее… Боже мой какое же счастье, целый месяц мы с мамой будем самыми счастливыми и сытыми»
Все дети идут, образуют очередь. Девочка Майя встает в очередь к ним.
Все замирают
Слайд 11 : Солнечное небо (Песня Солнечный круг)