Ирина
Конспект занятия «Путешествие с Буратино в сказочный город математики» для детей 6–7 лет
▼ Скачать + Заказать документы
Тема: «Путешествие с Буратино в сказочный город математики».
Возраст воспитанников: 6 -7 лет.
Программные задачи:
- формирование у детей интереса к математике;
- привитие детям умения составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10;
- закрепление счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
- развитие слухового внимания и координации движений, логического мышления детей;
- совершенствование знания о геометрических фигурах;
- развитие навыка быстро ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости;
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Подготовительная группа
- Сказки. Конспекты по математике, ФЭМП
- «Буратино»
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2020
- раскрытие в ходе занятия у детей чувства товарищества, желания прийти на помощь.
Используемые материалы : 2 письма (и посылка) от Буратино, геометрические фигуры разных цветов и размеров; лист ватмана; клеящие карандаши; счетные палочки; наглядный материал для решения арифметических задач; мяч; буквенно-числовые карточки от 1 до 10; картонные золотые медали «Юному математику».
Предварительная работа:
Дидактические игры на сенсорное развитие: «Составь пейзаж», «Построй дворец», «Придумай сказочную птицу».
Дидактические игры: «Живая неделя», «Ручеек», «Что, где?», «Покажи животное» или «Кто внимательный».
Чтение сказки Золотой ключик или приключения Буратино.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот эту коробку. Заглянула в неё и нашла письмо. Его написал нам Буратино. Вот оно. Хотите узнать, что в нём?
Дети: Да!
Чтение письма:
«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Злые кот Базилио и лиса Алиса сотворили ужасные вещи: разрушили геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знают цифр, испортили узоры из счетных палочек, решили задачи с ошибками! В сказочном городе наступил беспорядок, жители напуганы. Ребята, вы умные, сообразительные! Пожалуйста, помогите!».
Воспитатель: Но у нас есть затруднение - попасть в это в сказочный город совсем не просто, для этого нужно правильно ответить на вопросы. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!
( Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.)
Дети - выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя:
1. Сколько ушей у двух мышей? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько лап у двух кошек? (8)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы успешно ответили на вопросы.
(Воспитатель включает музыку и дети оказываются в сказочном городе.)
А теперь мы с вами оказались в сказочном городе!
А вот и первое задание: вам предстоит стать спасателями и строителями. Разрушился целый город, который состоит из геометрических фигур, но мы его восстановим. Давайте вспомним, из чего состоит город.
Дети: Из домов, жителей, транспорта, деревьев, животных, птиц, растений.
(Выполняется задание «Построй город из геометрических фигур».
Цель: закреплять умение составлять коллективную аппликацию в виде города из геометрических фигур; работать сообща, быстро и аккуратно наклеивать фигуры, создавая из готовых форм изображения людей, домов, транспорта, деревьев и т. д.
Материал : ватман, геометрические фигуры из цветной бумаги разных форм и размеров, клеящие карандаши.
Ход: дети выполняют аппликацию на ватмане из геометрических фигур, т. е. восстанавливают разрушенный город : дома, деревья, транспорт, людей, животных, птиц. Работа проходит в быстром темпе.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями. А теперь давайте поближе познакомимся геометрическими фигурами, из которых можно построить город.
(Выполняется игровое задание со счетными палочками.
Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, выкладывать из счетных палочек узоры; видеть и называть фигуры, составляющие узоры.
Материалы : счетные палочки.
Ход: детям дается задание определить, о какой фигуре идет речь:
Я многоугольник, имею 3 стороны (треугольник,
Я многоугольник, у меня 4 равные стороны (квадрат,
Я не многоугольник, меня можно катать (круг,
У меня нет углов, но я не круг (овал,
Я четырехугольник, но у меня не все стороны равны (прямоугольник).
Воспитатель: Молодцы. Давайте еще раз перечислим, с какими геометрическими фигурами мы будем работать.
Дети: треугольник, квадрат, круг, овал, прямоугольник.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что геометрические фигуры можно нарисовать, начертить в тетради, вырезать из цветной бумаги. А еще их можно выложить из счетных палочек. И не одну, а сразу несколько. Давайте попробуем:
- отсчитайте три палочки и сделайте треугольник
- отсчитайте еще две палочки и сделайте еще один треугольник
- сколько треугольников получилось? (два)
- сколько палочек вы отсчитали? (пять)
- отсчитайте четыре палочки и сделайте квадрат
- отсчитайте еще три палочки и сделайте еще один квадрат
- какая фигура у вас получилась? (прямоугольник)
- сколько четырехугольников получилось? (три)
- а сколько многоугольников получилось? (три)
- назовите их (два квадрата и один многоугольник)
- отсчитайте еще три палочки и сделайте еще один квадрат
- сколько палочек вы отсчитали? (10)
- какие фигуры у вас получились? (квадрат, прямоугольник)
Воспитатель: Ребята, вы наверное устали, давайте с вами поиграем.
(Проводится физ. минутка.)
Буратино подтянулся,
Раз-нагнулся, два-нагнулся,
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
Крепче Буратино стой,
Вот он – ключик золотой
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием! А теперь проверим, кто из вас самый ловкий и внимательный.
(Проводится игра «Добавь слово».
Цель: Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве.
Воспитатель: Стол стоит от (называет имя ребенка).
Дети: Позади.
Воспитатель: Полочка с цветами висит от (называет имя ребенка).
Дети: Справа.
Воспитатель: Дверь от нас.
Дети: Слева.
Воспитатель: Какая рука у тебя ближе к окну (называет имя ребенка?
Дети: Отвечает ребёнок, которого спросили.)
Воспитатель: Ребята, а теперь мы поможем Буратино решить правильно задачи.
(Выполняется задание «Составление и решение арифметических задач».
Цель: закреплять умение детей составлять простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, записывать решение в виде примеров, самостоятельно выбирая нужный знак («плюс» или «минус).
Материал : демонстрационный счетный материал на ковролине.
Ход: воспитатель показывает демонстрационный материал и задает тему : «Составьте задачи» (рыбки, машины, конфеты, ягоды, огурцы и т. д.).
6+3 – в море плавало 6 рыбок, к ним приплыло еще 3. Сколько стало рыбок?
4+5 (машины) – на стоянке стояло 4 машины, приехало еще 5 машин. Сколько стало машин?
10-6 (конфет) – в вазе было 10 конфет, 6 конфет съели. Сколько конфет осталось?
2+8 (ягоды) – на полянке было 2 ягоды, выросло еще 8. Сколько стало ягод?
10-5 (огурцы) – на грядке росло 10 огурцов, 5 вытащили. Сколько огурцов осталось?
Дети самостоятельно записывают решение задач и объясняют, почему поставили «плюс» или «минус».)
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с трудным заданием! Мы помогли буратино навести порядок в сказочном городе математики, жители города очень довольны. А теперь вам предстоит проверка на слух и внимание».
(Проводится игра «Кто самый внимательный».
Цель: закреплять умение детей воспринимать задание на слух (количество хлопков, сопоставлять действия со словами; развивать внимание и быстроту реакции.
Ход: воспитатель объясняет детям правила игры, на один хлопок дети ходят по комнате, на два хлопка – встают в позу аиста, на три хлопка – в позу лягушки. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся, т. е. самый внимательный.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, ведь это пароль на выход из сказочного города. Вам нужно выложить числовой ряд от 1 до 10 в обратном порядке. Если вы правильно расставите числа и узнаете слово и сможете его прочесть.
(Выполняется задание.
Цель: закреплять умение детей выкладывать числовые карточки в обратном порядке (от 10 до 1, читать по слогам.
Материал : буквенно-числовые карточки, на которых с одной стороны цифры (от 1 до 10, а с другой – буквы.
Ход: карточки лежат на ковре в хаотичном порядке цифрами вверх. Дети по очереди подходят и берут по одной карточке, выкладывая числовой ряд в обратном порядке (от 10 до 1, после чего воспитатель просит детей закрыть глаза и переворачивает карточки на другую сторону. Дети читают слово (на обратной стороне написано слово «Математика»).
По просьбе воспитателя дети хором по слогам читают слово и «возвращаются» домой.)
Рефлексия.
Воспитатель: А кто скажет, где мы с вами побывали? Что вам понравилось? Что запомнили больше?
Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?
Дети: Совсем нетрудно, а даже интересно!
( Входит воспитатель соседней группы и говорит: «Вам письмо с посылкой».)
Воспитатель: Большое спасибо. Кто бы это мог быть?
Письмо Буратино : «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями.
Воспитатель зачитывает детям письмо, в котором Буратино благодарит детей за оказанную помощь и в качестве награды присылает и золотые медали с надписью «Юному математику».
Возраст воспитанников: 6 -7 лет.
Программные задачи:
- формирование у детей интереса к математике;
- привитие детям умения составлять и решать простые арифметические задачи, на сложение и вычитание в пределах 10;
- закрепление счета в пределах 10 в прямом и обратном порядке;
- развитие слухового внимания и координации движений, логического мышления детей;
- совершенствование знания о геометрических фигурах;
- развитие навыка быстро ориентироваться в пространстве на ограниченной плоскости;
- раскрытие в ходе занятия у детей чувства товарищества, желания прийти на помощь.
Используемые материалы : 2 письма (и посылка) от Буратино, геометрические фигуры разных цветов и размеров; лист ватмана; клеящие карандаши; счетные палочки; наглядный материал для решения арифметических задач; мяч; буквенно-числовые карточки от 1 до 10; картонные золотые медали «Юному математику».
Предварительная работа:
Дидактические игры на сенсорное развитие: «Составь пейзаж», «Построй дворец», «Придумай сказочную птицу».
Дидактические игры: «Живая неделя», «Ручеек», «Что, где?», «Покажи животное» или «Кто внимательный».
Чтение сказки Золотой ключик или приключения Буратино.
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, сегодня, когда я пришла в детский сад, то увидела на столе вот эту коробку. Заглянула в неё и нашла письмо. Его написал нам Буратино. Вот оно. Хотите узнать, что в нём?
Дети: Да!
Чтение письма:
«Дорогие ребята! Пожалуйста, помогите мне! Злые кот Базилио и лиса Алиса сотворили ужасные вещи: разрушили геометрические фигуры в моем городе, совершенно не знают цифр, испортили узоры из счетных палочек, решили задачи с ошибками! В сказочном городе наступил беспорядок, жители напуганы. Ребята, вы умные, сообразительные! Пожалуйста, помогите!».
Воспитатель: Но у нас есть затруднение - попасть в это в сказочный город совсем не просто, для этого нужно правильно ответить на вопросы. Помните, чтобы справиться со всеми трудностями, вы должны быть сообразительными, смелыми, внимательными и наблюдательными. Ну, что, не передумали? Тогда в путь!
( Цель: закреплять у детей образное мышление и восприятие, умение воспринимать задание на слух, считать в уме, развивать сообразительность и быстроту реакции.)
Дети - выстраиваются в колонну и по очереди отвечают на вопросы воспитателя:
1. Сколько ушей у двух мышей? (4)
2. Сколько дней в неделе? (7)
3. Сколько глаз у светофора? (3)
4. Сколько пальцев на одной руке? (5)
5. Сколько солнышек на небе? (1)
6. Сколько лап у двух кошек? (8)
7. Сколько пальцев на двух руках? (10)
8. Сколько в неделе выходных дней? (2)
9. Сколько солнышек на небе ночью? (0)
10. Какое число больше 8, но меньше 10? (9).
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы успешно ответили на вопросы.
(Воспитатель включает музыку и дети оказываются в сказочном городе.)
А теперь мы с вами оказались в сказочном городе!
А вот и первое задание: вам предстоит стать спасателями и строителями. Разрушился целый город, который состоит из геометрических фигур, но мы его восстановим. Давайте вспомним, из чего состоит город.
Дети: Из домов, жителей, транспорта, деревьев, животных, птиц, растений.
(Выполняется задание «Построй город из геометрических фигур».
Цель: закреплять умение составлять коллективную аппликацию в виде города из геометрических фигур; работать сообща, быстро и аккуратно наклеивать фигуры, создавая из готовых форм изображения людей, домов, транспорта, деревьев и т. д.
Материал : ватман, геометрические фигуры из цветной бумаги разных форм и размеров, клеящие карандаши.
Ход: дети выполняют аппликацию на ватмане из геометрических фигур, т. е. восстанавливают разрушенный город : дома, деревья, транспорт, людей, животных, птиц. Работа проходит в быстром темпе.)
Воспитатель: Молодцы, ребята! Вы оказались замечательными строителями. А теперь давайте поближе познакомимся геометрическими фигурами, из которых можно построить город.
(Выполняется игровое задание со счетными палочками.
Цель: закреплять знания детей о геометрических фигурах, воспринимать задание на слух, выкладывать из счетных палочек узоры; видеть и называть фигуры, составляющие узоры.
Материалы : счетные палочки.
Ход: детям дается задание определить, о какой фигуре идет речь:
Я многоугольник, имею 3 стороны (треугольник,
Я многоугольник, у меня 4 равные стороны (квадрат,
Я не многоугольник, меня можно катать (круг,
У меня нет углов, но я не круг (овал,
Я четырехугольник, но у меня не все стороны равны (прямоугольник).
Воспитатель: Молодцы. Давайте еще раз перечислим, с какими геометрическими фигурами мы будем работать.
Дети: треугольник, квадрат, круг, овал, прямоугольник.
Воспитатель: Ребята, а вы знаете, что геометрические фигуры можно нарисовать, начертить в тетради, вырезать из цветной бумаги. А еще их можно выложить из счетных палочек. И не одну, а сразу несколько. Давайте попробуем:
- отсчитайте три палочки и сделайте треугольник
- отсчитайте еще две палочки и сделайте еще один треугольник
- сколько треугольников получилось? (два)
- сколько палочек вы отсчитали? (пять)
- отсчитайте четыре палочки и сделайте квадрат
- отсчитайте еще три палочки и сделайте еще один квадрат
- какая фигура у вас получилась? (прямоугольник)
- сколько четырехугольников получилось? (три)
- а сколько многоугольников получилось? (три)
- назовите их (два квадрата и один многоугольник)
- отсчитайте еще три палочки и сделайте еще один квадрат
- сколько палочек вы отсчитали? (10)
- какие фигуры у вас получились? (квадрат, прямоугольник)
Воспитатель: Ребята, вы наверное устали, давайте с вами поиграем.
(Проводится физ. минутка.)
Буратино подтянулся,
Раз-нагнулся, два-нагнулся,
Руки в стороны развел
Видно ключик не нашел.
Чтобы ключ ему достать,
Надо на носочки встать.
Крепче Буратино стой,
Вот он – ключик золотой
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы прекрасно справились с заданием! А теперь проверим, кто из вас самый ловкий и внимательный.
(Проводится игра «Добавь слово».
Цель: Упражнять детей в правильном обозначении положения предмета по отношению к себе, развивать ориентировку в пространстве.
Воспитатель: Стол стоит от (называет имя ребенка).
Дети: Позади.
Воспитатель: Полочка с цветами висит от (называет имя ребенка).
Дети: Справа.
Воспитатель: Дверь от нас.
Дети: Слева.
Воспитатель: Какая рука у тебя ближе к окну (называет имя ребенка?
Дети: Отвечает ребёнок, которого спросили.)
Воспитатель: Ребята, а теперь мы поможем Буратино решить правильно задачи.
(Выполняется задание «Составление и решение арифметических задач».
Цель: закреплять умение детей составлять простейшие арифметические задачи на сложение и вычитание в пределах 10, записывать решение в виде примеров, самостоятельно выбирая нужный знак («плюс» или «минус).
Материал : демонстрационный счетный материал на ковролине.
Ход: воспитатель показывает демонстрационный материал и задает тему : «Составьте задачи» (рыбки, машины, конфеты, ягоды, огурцы и т. д.).
6+3 – в море плавало 6 рыбок, к ним приплыло еще 3. Сколько стало рыбок?
4+5 (машины) – на стоянке стояло 4 машины, приехало еще 5 машин. Сколько стало машин?
10-6 (конфет) – в вазе было 10 конфет, 6 конфет съели. Сколько конфет осталось?
2+8 (ягоды) – на полянке было 2 ягоды, выросло еще 8. Сколько стало ягод?
10-5 (огурцы) – на грядке росло 10 огурцов, 5 вытащили. Сколько огурцов осталось?
Дети самостоятельно записывают решение задач и объясняют, почему поставили «плюс» или «минус».)
Воспитатель: «Молодцы, ребята! Вы прекрасно справились с трудным заданием! Мы помогли буратино навести порядок в сказочном городе математики, жители города очень довольны. А теперь вам предстоит проверка на слух и внимание».
(Проводится игра «Кто самый внимательный».
Цель: закреплять умение детей воспринимать задание на слух (количество хлопков, сопоставлять действия со словами; развивать внимание и быстроту реакции.
Ход: воспитатель объясняет детям правила игры, на один хлопок дети ходят по комнате, на два хлопка – встают в позу аиста, на три хлопка – в позу лягушки. Побеждает тот, кто ни разу не ошибся, т. е. самый внимательный.)
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все очень внимательные! Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Ну, а теперь, последнее задание. Пожалуй, оно самое сложное и необычное, ведь это пароль на выход из сказочного города. Вам нужно выложить числовой ряд от 1 до 10 в обратном порядке. Если вы правильно расставите числа и узнаете слово и сможете его прочесть.
(Выполняется задание.
Цель: закреплять умение детей выкладывать числовые карточки в обратном порядке (от 10 до 1, читать по слогам.
Материал : буквенно-числовые карточки, на которых с одной стороны цифры (от 1 до 10, а с другой – буквы.
Ход: карточки лежат на ковре в хаотичном порядке цифрами вверх. Дети по очереди подходят и берут по одной карточке, выкладывая числовой ряд в обратном порядке (от 10 до 1, после чего воспитатель просит детей закрыть глаза и переворачивает карточки на другую сторону. Дети читают слово (на обратной стороне написано слово «Математика»).
По просьбе воспитателя дети хором по слогам читают слово и «возвращаются» домой.)
Рефлексия.
Воспитатель: А кто скажет, где мы с вами побывали? Что вам понравилось? Что запомнили больше?
Ребята, а теперь скажите, вам было очень трудно?
Дети: Совсем нетрудно, а даже интересно!
( Входит воспитатель соседней группы и говорит: «Вам письмо с посылкой».)
Воспитатель: Большое спасибо. Кто бы это мог быть?
Письмо Буратино : «Дорогие друзья! Огромное вам спасибо за оказанную помощь! Вы прекрасно справились со всеми заданиями.
Воспитатель зачитывает детям письмо, в котором Буратино благодарит детей за оказанную помощь и в качестве награды присылает и золотые медали с надписью «Юному математику».