Манашкова Елена
Конспект театрализованной игры-путешествия по формированию звуковой культуры речи с использованием ИКТ «Сказочное приключение»
▼ Скачать
Конспект
театрализованной
игры-путешествия
по формированию звуковой культуры речи
с использованием ИКТ
«Сказочное приключение Колобка»
Воспитатель подготовительной группы «Дюймовочка» Манашкова Е. В.
Февраль 2022 г.
Цель: развитие звуковой культуры речи детей старшего дошкольного возраста средствами театрализованной деятельности через игру-путешествие с использованием ИКТ.
Программное содержание:
Публикация «Конспект театрализованной игры-путешествия по формированию звуковой культуры речи с использованием ИКТ „Сказочное приключение“» размещена в разделах
- ИКТ. Информационно-коммуникационные технологии в ДОУ
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Сценарии по сказкам
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Темочки
1. Учить детей различать на слух и называть слова со звуком «Л».
2. Упражнять в правильном и отчетливом произнесении звука «Л» (в слогах, словах, фразах, умении регулировать речевое дыхание.
3. Способствовать развитию фонематического слуха, упражняя детей в умении определять наличие звука «Л» в словах;
4. Совершенствовать движения артикуляционной моторики, навыки звукового анализа и синтеза.
5. Развивать интонационную выразительность речи, творческую инициативу, фантазию.
6. Закреплять знания детей о звуках (гласные, согласные, мягкие и твердые, умение делить слова на слоги.
7. Воспитывать интерес к речевой деятельности, самостоятельность, инициативу в решении речевых задач, умение взаимодействовать друг с другом, бережное отношение к природе.
Предшествующая работа:
Использование в совместной деятельности упражнений на развитие артикуляционного аппарата для звука «Л» («Накажи язычок», «Лопатка», «Маляр», «Пароход» и т. д.) Развитие звуко - слогового анализа и синтеза слова; автоматизация звука «Л» (изолированно, в слогах, словах); развитие речевого дыхания; интонационной выразительности.
Изобразительная деятельность: лепка, рисование сценок из р. н. сказки, рассматривание иллюстраций по сказке : распределение героев и заучивание текста сказки : настолько - печатные, дидактические и подвижные игры по р. н сказкам.
Оборудование: декорации леса, костюм деда и бабы, шапочки сказочных героев (колобок, заяц, волк, медведь, лиса); трубочки для дыхательной гимнастики; голубые и белые снежинки; мультимедийная установка для показа презентации с заданиями по развитию звуковой культуры речи.
Методы и приемы:
• дидактические игры и упражнения с включением заданий детям:
• метод упражнений;
• хоровые и индивидуальные повторения;
• обоснование необходимости выполнить задание сказочного персонажа; индивидуальная мотивировка задания;
• совместная речь ребенка и воспитателя, а также отраженная речь;
• образец правильного произношения, выполнения задания, который дает воспитатель;
• краткое или развернутое объяснение демонстрируемых качеств речи или движений речедвигательного аппарата;
Ход НОД:
Дети с воспитателем входят в зал и садятся полукругом на стульчики.
Воспитатель: Ребята, а вы любите сказки? Что вы любите больше всего: слушать, рассказывать или показывать сказки? Сегодня мы сыграем с вами свою сказку о приключениях Колобка.
А пока я превращу вас в сказочных героев (на детей одевают шапочки персонажей Колобок)
Воспитатель:
- День сегодня необычный,
Удивить хочу я вас.
В путешествие большое.
Мы отправимся сейчас.
Путешествовать мы будем со сказочным персонажем, а с каким, вы должны отгадать.
Круглый, румяный.
На сметане мешен.
На окошке стужен,
Он от бабушки ушел?
Он от дедушки ушел. (коЛобок)
Какой звук я выделила голосом, произнося слово коЛобок? (Звук [Л]).
Сегодня мы вместе с Колобком отправимся в путешествие и будем продолжать учиться правильно произносить звук [Л].
Уточнение артикуляции звука [Л] (развитие артикуляционного аппарата).
Воспитатель: Что надо помнить, когда мы произносим звук [Л]?
Дети: рот открыт, губы растянуты в улыбку, кончик широкого языка упирается в горочку за верхние зубы.
Воспитатель: Язычок принимает свое положение и произносим звук [Л]. Что вы знаете о звуке [Л]?
Дети: согласный, звонкий.
Воспитатель: наша сказка начинается.
Играет музыкальная композиция «В гостях у сказки»
Воспитатель:
- Жили-были дед да бабка. Как-то сидел дед и есть захотел, говорит бабке.
Дед:
- Испеки, бабка, колобок.
Бабка:
- Дед, а муки-то нет.
Дед:
- А ты, бабка, пойди, по сусекам поскреби, по амбару помети! Авось муки и наберётся (Бабка заходит в дам).
Воспитатель:
- Взяла старуха перышко, по сусекам поскребла, помела, и набралось муки пригоршни с 2-3.
Воспитатель:
- Давайте поможем бабе испечь колобок.
Артикуляционная гимнастика
Тесто жмём, жмём, жмём, ( покусываем язычок зубами: та-та-та)
После скалочку возьмём (проталкиваем язык сквозь зубы)
Тесто раскатаем,
Выпекать колобок поставим (упражнение "Лопаточка")
Раз, 2,3,4,5 - не пора ли вынимать?
Славный вышел Колобок,
Пышный и румяный (упражнение "Горка")
Воспитатель:
- Положила бабка колобок на окошко остывать. Давайте поможем остудить колобок, тихонько подуйте:
Дыхательная гимнастика (дети дуют тихо)
Наш веселый колобок,
У тебя румяный бок.
Поскорее остывай,
И от нас не убегай.
- Наберите в легкие воздуха побольше и подуйте сильно. Как хорошо вы дули, наш колобок совсем остыл и покатился себе по тропинке в лес.
-Катится колобок и напевает свою песенку:
Колобок:
Я колобок, колобок
Колобок - румяный бок.
На сметане я мешен,
На окошке я стужен.
Я от дедушки ушел и от бабушки ушел!
(из-за куста выходит ребенок в костюме Зайца).
Заяц:
- Колобок, румяный бок! Я тебя съем!
Колобок:
- Не ешь меня, косой Зайчик! Я выполню любое твое задание. А вы, ребята, мне поможете?
Заяц:
- Я буду называть животных. Если вы услышите в названии животного, звук [Л] – хлопайте в ладоши (развитие фонематического слуха).(Лось, Тигр, Волк, Белка, Медведь, Заяц, Ласка, Рысь) - ответы - картинки выводятся на экран. Молодцы, справились с заданием.
Воспита: тель:
- И покатился Колобок дальше напевая свою песенку.
Колобок:
Я колобок, колобок
Колобок - румяный бок.
На сметане я мешен,
На окошке я стужен.
Я от дедушки ушел и от бабушки ушел!
(из-за куста выходит ребенок в шапочке Волка).
Волк:
- Колобок, румяный бок! Я тебя съем!
Колобок:
- Не ешь меня, серый Волк! Я выполню любое твоё задание. А вы, ребята, мне поможете?
Волк:
- Объясните, что общего в словах «слон, волк»?
Ответы детей: в этих словах есть согласный звук [л], гласный звук [о], в словах один слог) (работа над фонематическим слухом).
-А теперь отгадайте загадку:
В десять одежек плотно одет,
Часто приходит к нам на обед.
Но лишь за стол ты его позовешь,
Сам не заметишь, как слезы прольешь (лук)
(звуко - слоговой анализ, на экране появляются 4 звуковые схемы, из них надо выбрать только одну)
Волк: Молодцы, справились с заданием.
ФИЗМИНУТКА
Воспитатель:
- Молодцы, вы помогли Колобку справиться с заданием. Волк отпустил Колобка. И покатился Колобок себе дальше, только Волк его и видел! Катится Колобок и напевает свою песенку.
Колобок:
Я колобок, колобок
Колобок - румяный бок.
На сметане я мешен,
На окошке я стужен.
Я от дедушки ушел и от бабушки ушел!
(из-за куста выходит ребенок в шапочке медведя).
Медведь:
- Колобок, румяный бок! Я тебя съем!
Колобок:
- Не ешь меня, косолапый! Я выполню любое твоё задание. А вы, ребята, мне поможете?
Медведь:
- Ребята, давайте поиграем в игру «Снежинка» (закрепление представлений о темпе речи : «быстро», «медленно»). Возьмите вот эти снежинки. Если я буду читать стихотворение медленно, поднимайте снежинки белого цвета, а если буду читать быстро, то голубого цвета. (Детям предлагается поднимать снежинки - символы в той последовательности, в какой меняется темп речи, при чтении стихотворения) :
Летают снежинки, почти невидимки,
Как много всегда их зимой.
И вот я снежинку – пушистую льдинку
Поймал наконец-то рукой.
Заплакала тихо хрустальная льдинка…
На теплой ладони осталась слезинка.
(Игра повторяется несколько раз. При повторном чтении темп произнесения каждой строчки меняется).
Медведь:
-Молодцы ребята, справились с заданием.
Воспитатель:
- Катится Колобок, напевая свою песенку.
Колобок:
Я колобок, колобок
Колобок - румяный бок.
На сметане я мешен,
На окошке я стужен.
Я от дедушки ушел и от бабушки ушел!
(из-за куста выходит ребенок в шапочке лисы).
Лиса:
- Колобок, румяный бок! Я тебя съем!
Колобок:
- Не ешь меня Лиса! Я выполню любое твой задание. А вы ребята мне поможете?
Лиса:
- Что-то я плохо слышать стала. Подкатись-ка ближе, задание выполни!
(развитие силы голоса)
- Пропой свою песенку с разной громкостью, если я опущу свои лапки вниз, то пой тихо, если вверх - пой громко.
Колобок:
Я колобок, колобок
Колобок - румяный бок.
На сметане я мешен,
На окошке я стужен.
Я от дедушки ушел и от бабушки ушел!
Лиса:
- Что-то не расслышала я тебя, подкатись-ка ближе, да спой еще разочек.
Воспитатель:
- Колобок подкатился близко-близко к хитрой лисе. А лисичка его – Ам! Ииии…Хотя….Давайте придумаем другой конец этой сказке.
Автоматизация звука [Л] в стихах и потешках.
Воспитатель:
- Пусть Колобок научит Лису правильно проговаривать потешки и стихи со звуком [Л]. Тогда Лиса его не съест и Колобок покатится дальше, встретит других лесных животных, о которых мы поговорим в следующем путешествии.
А вы, ребята, помогайте Колобку. Давайте все вместе произнесем потешки, чтобы Лиса услышала, как правильно произносить слова со звуком [Л]
1) Заяц белый, заяц белый!
-Ты куда за лыком бегал?
Заяц белый отвечал:
Я не бегал, я скакал!
2)Дятел на дубу сидит.
Дятел клювом дуб долбит.
День долбил, два долбил –
В небо носом угодил.
Воспитатель:
- Колобку все же удалось укатиться от Лисы. Но после этого он больше никогда не хвастался. Вот и сказочке конец! А кто слушал - молодец!
Итог занятия:
Воспитатель:
- Ребята, с каким звуком мы сегодня играли? (Звук [Л]).
- Для чего нам нужно правильно произносить звуки?
- Герою какой сказки помогали мы сегодня на занятии? (герою сказки «Колобок»).
- Ребята, что больше всего вам понравилось и запомнилось?
- Колобок и вы ребята, сегодня хорошо потрудились. МОЛОДЦЫ!У вас всё получилось! Но время нашего сегодняшнего путешествия подошло к концу, нам пора прощаться, а Колобку домой, к бабушке и дедушке возвращаться (дети прощаются с Колобком).А теперь попрощаемся с нашими гостями и скажем всем «До новых встреч!».