Людмила Рузанова
Конспект театрализованной деятельности по мотивам мордовской сказки «Как собака друга искала»
▼ Скачать +Заказ
Конспект театрализованной деятельности
в старшей группе по мотивам мордовской сказки
Программное содержание:
1. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности, развивать способность свободно и раскрепощено держаться при выступлении, побуждать к импровизации средствами мимики, выразительных движений и интонации.
Публикация «Конспект театрализованной деятельности по мотивам мордовской сказки „Как собака друга искала“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мордовия
- Сказка. Конспекты занятий по сказкам
- Собака, щенок. Все про собак для детей
- Собака, щенок. Конспекты занятий
- Собака, щенок. Сказки, стихи, детская литература о собаках
- Собака. Сценарии развлечений
- Сценарии по сказкам
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2018
2. Учить детей эмоционально воспроизводить содержание мордовской народной сказки «Как собака друга искала», свободно общаться и двигаться.
3. Формировать интерес к устному народному творчеству мордовского народа.
4. Развивать фантазию, навыки подражания, побуждать детей к импровизации. Развивать интерес детей к сценическому искусству, развивать двигательную активность, способность использовать музыкальные впечатления, творчество, воображение.
5. Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу. На произведениях народных сказок, воспитывать нравственно-эстетические чувства дошкольников, прививать любовь к музыкальному искусству, развивать эстетическое восприятие, творческое мышление. Воспитывать нравственно-эстетические качества, доброжелательность, любовь к фольклору
6. Поощрять творческую инициативу.
Возрастная группа: дети 5 лет.
Предварительная работа:
Беседа по сказке “Как собака друга искала”.
Чтение русских народных и мордовских сказок.
Игры: “Четвёртый лишний”, “Сказочный сундучок”, “Ступеньки доброты”.
Игры с загадками: “Узнай по описанию”.
Игра по потешке “Черный ворон”.
Повторение пословиц “Друга выслушать умей, будет 100 тогда друзей”, “За работу и награда”, “Друзья познаются в беде” и др.
Рисование на тему «Мои любимые сказки»
Материал: Панно “Лес”, домик-избушка человека. Маски для персонажей: собачка, мышка, лягушка, заяц, медведь, волк, ёж, человек. Мордовский народный костюм для человека.
Оборудование: магнитофон, диск со звуками природы, музыкальный инструмент -металлофон
Действующие лица:
Рассказчик1-воспитатель,
Рассказчик2-ребенок,
Ребенок-человек,
Ребенок-собака,
Ребенок-мышка,
Ребенок-заяц,
Ребенок-волк,
Ребенок-медведь,
Ребенок-лягушка,
Ребенок-ёж
Остальные дети-зрители
Ход :
Рассказчик-воспитатель : Здравствуйте, ребята!
Пальчиковая гимнастика-приветствие «Здравствуй солнце золотое» :
Здравствуй солнце золотое,
Здравствуй небо голубое,
Здравствуй вольный ветерок,
Здравствуй маленький дубок.
Все живем в одном краю,
Всех я вас приветствую!
Сегодня мы отправимся в удивительное путешествие по сказке.
Рассказчик-ребенок :
Сказка по лесу идет, сказку за руку ведет,
Из реки выходит сказка, из трамвая, из ворот.
И за мной, и за тобой сказки бегают гурьбой,
Обожаемые сказки, слаще ягоды любой.
Рассказчик-воспитатель :
В сказке солнышко горит, справедливость в ней царит,
Сказка умница и прелесть, ей повсюду путь открыт.
Рассказчик-ребенок :
Как у наших у ворот сказка нынче в гости ждет,
Мордовская народная, но доселе модная!
Здравствуйте, добры молодцы,
Да красны девицы.
У меня есть народная игра “Ворон”
Вы не против детвора?
За руки беритесь дружно. (ходят по кругу)
Ой, ребята та – ра - ра
На лугу стоит гора. (в другую сторону)
А на той горе дубок
А на дубе воронок.
Ворон в красных сапогах. (Выставляют поочередно правую затем левую ноги).
В позолоченных серьгах. (Показывают сережки).
Черный ворон на дубу. (Имитируют игру на трубе).
Он играет во трубу
Труба точенная, позолоченная (хлопают)
Труба ладная,
Песня складная.
Ой, заигралась я с вами, а про сказку совсем забыла.
Рассказчик- воспитатель :
Времени терять не будем зря,
Отправляемся друзья.
Сказка двери отвори
Путь дорогу покажи. (металлофон - музыка)
Идите за мной. Садитесь на пенечки.
Послушайте загадку:
Проживает во дворе,
В личном доме-конуре,
И на всех, кого не знает,
То рычит она, то лает. (собака)
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по мордовской сказке «Как собака друга искала».
Рассказчик-воспитатель : Жила-была собака. Живёт себе одна-одинёшенька, и так ей скучно и грустно стало.
Ты, собачка, не грусти,
Что случилось расскажи?
Собачка :
Без друга плохо жить,
Не знаю как мне быть?
Рассказчик-ребенок :
Ты собачка не грусти,
Лучше друга поищи.
Собака : Как же друга мне найти, да такого, чтоб никого не боялся. Вот трудная задача. Пойду, поищу его в лесу.
Фонограмма “лес, птицы”.Выставляется панно ЛЕС.
Рассказчик- ребёнок :
Мы пришли в сказочный лес
Полон он загадок и чудес
Здесь деревья стоят
И листвою шелестят.
Звери разные живут,.
Птицы звонкие поют.
Надо, надо торопиться
Нас торопят ноженьки
Да зовет дороженька.
Рассказчик- воспитатель : Идёт она по лесу
Прокатился шум лесной -
Под кустом притих косой.
Уши длинные прижал,
Долго эхо провожал.
Встретила собака зайца.
Собака : Давай с тобой дружить, вместе жить!
Заяц: Давай!
Я зайчик маленький в лесу
Очень всех боюсь я:
И хитрющую лису,
И любую птицу.
Я от страха так дрожу,
Что кусты шатаются.
Очень сложно мне так жить,
И всего пугаться!
Рассказчик- воспитатель : Вечером нашли они место для ночлега и легли они спать. Ночью бежала мимо мышь, собака услышала шорох, как вскочит, как залает громко. (Мышка пробегает вокруг них). Заяц в испуге проснулся, уши от страха трясутся.
Заяц: Зачем лаешь? Вот услышит волк, придёт сюда и нас съест!
Кто боится всех на свете?
Это — заяц, знают дети.
И от шороха любого,
И от волка злого-злого,
И от рыженькой лисы,
У него дрожат усы.
К спинке ушки прижимая,
Всех боится серый зая,
Он боится даже мышки,
Потому что, он — трусишка!
Собака : Неважный это друг, волка боится.
Рассказчик : Наутро распрощалась собака с зайцем и пошла волка искать. Встретила волка и говорит.
Собака : Волк, давай дружить, вместе жить.
Волк : Давай, вместе веселее
Хожу, брожу, я серый волк
И зубами щёлк, да щёлк
Шерстка как щетинка
Вздыбилась на спинке
Я грибов есть не хочу,
Зубы только я точу,
Чтобы съесть зайчонка
Мышку и ежонка.
И стали волк с собачкой вместе с лесными жителями делать зарядку.
Физкультминутка «Друзья»
Друзья все вместе спозаранку,
Утром делают зарядку.
Дружно, дружно потянулись,
Раз – нагнулись, два – нагнулись,
Руки шире разведем и наклонимся потом.
Раз – два, раз – два, вот и кончилась игра.
Рассказчик : Ночью легли они спать. Мимо лягушка прыгала. (Лягушка прыгает вокруг них) Собака услышала, да как вскочит, как залает громко. Волк в испуге проснулся и давай собаку ругать.
Волк: Ах ты эдакая – разэдакая! Услышит медведь, придёт сюда и разорвёт нас!
Рассказчик- воспитатель :
Серый, грозный с виду, волк
Не такой ужасный,
Он бывает одинок,
И совсем не страшный!
Ночью воет на луну,
От тоски по дружбе,
Потому, что и ему
Тоже кто-то нужен.
Но ему никто не верит,
От лисы и до зайчат,
Сторонятся волка звери,
И дружить с ним не хотят!
Собака : И волк боится. Уж лучше подружиться с медведем.
Рассказчик : Пошла она к медведю. Встретила его в глухом овраге.
По завалам, по оврагам
Ходит он хозяйским шагом.
Любит мишка сладкий мёд
Да малину с веток рвёт.
Медведь:
В чаще леса, где кругом
Тишина да бурелом,
Ни одной где нет дороги,
Сплю я зиму всю в берлоге.
И о лете до весны
Мне цветные снятся сны:
Как у леса на опушке
Собирал весь день свинушки,
По кустам искал малинку,
Подставляя солнцу спинку.
Мёд у пчёл таскал украдкой,
Прикрываясь бурой лапкой.
Желудей, орехов, ягод
Наедался сразу на год!
Собака : Медведь, богатырь, давай с тобой дружить, вместе жить.
Медведь: Ладно, пойдём ко мне в берлогу.
Рассказчик-воспитатель : А ночью собака услышала, как мимо ёжик пробежал (ежик пробегает вокруг, вскочила и залаяла. Медведь перепугался и давай бранить собаку.
Медведь: Перестань, придёт человек и шкуру с нас снимет.
Собака : Ну и дела!
Рассказчик : - подумала собака. Ушла она от медведя, пошла к человеку.
Собака : Человек, давай дружить, вместе жить.
Человек: Давай.
Рассказчик- воспитатель : Накормил он собаку, конуру тёплую построил ( ставит миску с муляжами продуктов :сосиской и курочкой). Ночью собака лает, дом охраняет, а человек её за это не ругает, хвалит. С тех пор собака и человек живут вместе, не ссорятся.
Вот мы посмотрели с вами сказку. Ребята, о чем-же в сказке рассказывается (О дружбе).А вы знаете пословицы и поговорки о дружбе?
- Кто вспомнил, назовите? (Дети называют пословицы, а я убираю сухие веточки)
“Друга выслушать умей, будет 100 тогда друзей”.
“Друзья познаются в беде”.
“Всякая дорога вдвоем веселей”
“Не имей 100 рублей, а имей 100 друзей».
Рассказчик- воспитатель :
Всем советую дружить,
Очень дружбой дорожить,
В обиду друга не давайте,
В любом несчастье, помогайте!
Рассказчик- ребенок :
У друга теплая и нежная ладошка,
Поглажу друга по руке немножко.
Нам хорошо, когда мы вместе, рядом!
Все дети (хором) : Без друга плохо жить, запомнить надо!
Спасибо Вам ребята! Вы настоящие друзья, не зря говорят: «Друзья познаются в беде!»
Сказки Вы не забывайте,
С интересом их читайте
В гости ждём мы вас, друзья,
Вам будут рады здесь всегда!
До встречи!
Артисты, зрители! Все были хороши!
Похлопаем друг другу от души.
Список литературы и интернет-источников:
1. Гербова В. В. Занятия по развитию речи с детьми 4-6 лет. – М., 1997.
2. Петрова Т. И., Петрова Е. С. Игры и занятия по развитию речи дошкольников. - М. : Школьная пресса, 2005.
3. Ушакова О. С. и др. Придумай слово: Речевые игры и упражнения для дошкольников. – М. :ТЦ "Сфера", 2014
5. М. Д. Маханева. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дошк. учреждений. -М. :ТЦ "Сфера", 2001.
6. Учите детей отгадывать загадки : пособие для воспитателя детского сада / Ю. Г. Илларионова - Изд. 2-е, дораб. - Москва : Просвещение, 1985.
7. Мордовская сказка «Как собака друга искала»