Скрыннник Лариса Ивановна
Конспект сюжетно-ролевой игры «Строим дом для зверят» для детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект сюжетно-ролевой игры
"Строим детский садик для лесных зверят"
(для детей средней группы)
Цель игры :
Формирование у детей первичных представлений о труде взрослых, его роли в обществе и жизни каждого человека; коммуникативной компетентности детей.
Задачи:
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Строители. Сюжетно-ролевая игра
- Сюжетно-ролевые игры
- Темочки
- развивать умение получать необходимую информацию в общении, умение вести простой диалог со взрослыми и сверстниками, умение не ссориться, спокойно реагировать в конфликтных ситуациях.
- совершенствовать коммуникативные способности, расширять словарный запас детей.
- развивать фантазию и воображение, диалогическую и монологическую речь.
- углублять знания детей о людях строительных профессий.
- упражнять в умении подбирать предметы и атрибуты для игры.
- способствовать формированию умения изменять игровое взаимодействие в зависимости от изменения замысла сюжета.
Предварительная работа:
- чтение сказки «Теремок», «Кто построил этот дом?» С. Баруздина, «Здесь будет город» А. Маркуши, «Как метро строили» Ф. Лева.
- рассматривание картин, иллюстраций о строительстве и беседы по содержанию.
- беседа «Какие мы знаем строительные профессии», беседа о технике безопасности на стройке.
- рисование на тему «Строительство дома».
- изготовление атрибутов для игр.
Основные роли:
- архитектор,
- каменщик,
- экскаваторщик,
- крановщик,
- бетонщик,
- плотник,
- штукатур,
- маляр,
- электрик,
- водитель.
Игровой материал:
- фотографии дома,
- различные строительные инструменты,
- униформа,
- каски,
- строительная техника,
- предметы-заместители,
- игровой материал для автомастерской и для заправочной станции,
- игровой материал для штукатура – маляра, электрика, плотника.
- дорожные знаки.
Ход сюжетно-ролевой игры.
Ритуал приветствия
Воспитатель собирает детей в круг, звонит в «Волшебный колокольчик» :
Колокольчик озорной
Ты ребят в кружок построй.
Собрались ребята в круг,
Слева друг и справа друг.
Вместе за руки возьмёмся,
И друг другу улыбнемся.
Вхождение в игру, создание проблемной ситуации
Воспитатель: Ребята, сегодня утром кто-то оставил на столе открытку. Открывает. А здесь есть записка от Зайчихи. Показывает и читает.
«Дорогие ребята!
У меня к вам разговор.
Нам постройте детский сад.
Я хочу своих зайчат
По утрам водить в детсад.
Нам для всех лесных зверят :
Для зайчат, бобрят, бельчат,
Медвежат, лисят, волчат
И зайчишкам там всем вместе,
Знаю, будет интересно».
Воспитатель: Ребята, вы хотите помочь лесным зверятам?. Как можно им помочь?
Дети: Мы построим детский сад. Детский сад - это большой дом, где живут дети. А в нашем детском саду будут жить лесные зверята.
Строительные профессии.
Воспитатель подводит детей к магнитной доске, где картинки с изображением людей строительных профессий появляются постепенно.
Воспитатель:
- Чтобы построить дом, мы должны стать строителями.
- Кто помнит, люди каких профессий заняты на стройке?
- Во - первых, любое строительство начинается, подскажите кто помнит. Правильно, с чертежа дома.
-Кто делает чертёж дома? Правильно, архитектор. Он рисует дом, который будут строить строители. Выставляет картинку.
Воспитатель:
- А потом кто за работу принимается? Правильно, экскаваторщик. Выставляет картинку.
- Что делает экскаваторщик на стройке? Правильно, экскаваторщик -работает на экскаваторе и роет яму, т. е. котлован под будущий дом.
Воспитатель:
- Потом приезжает машина, как называется эта машина? (Бетономешалка). Выставляет картинку.
- Что привозит бетономешалка? (строительный материал – бетон).
-А зачем он привозит бетон? Правильно, чтобы бетонщик залил бетоном яму, на котором будет стоять дом, т. е. заливает фундамент дома?
Воспитатель:
- Бетон застывает и строители начинают строить дом. Выставляет картинку.
- Из какого строительного материала можно построить прочный дом? (Из кирпича).
- Как называют строителей, которые строят дом из кирпичей? (Правильно, это каменщики).
Воспитатель:
- Кто помогает каменщикам? Правильно, крановщик. Выставляет картинку.
- А что делает крановщик? (Ответы детей). Правильно, крановщик поднимает кирпичи, на верхние этажи.
- Какой машиной управляет крановщик? Правильно, подъёмным краном.
Воспитатель: Что делает грузовая машина на стройке? (Возит кирпичи с завода). Выставляет картинку.
Выбор ролей.
Воспитатель:
-Ребята, мы сейчас будем себе выбирать роли. Так как я старше вас, то я первая выбираю себе роль. Я буду архитектором. Я уже сделала чертёж, макет и сфотографировала дом, который мы будем строить. Показывает фото дома, место, где дети будут строить дом.
- Сегодня детский сад мы будем строить из лего. В доме есть окна и двери, стены и крыша.
- Фото дома я отдам строителю - каменщику. Я думаю, что эта роль больше подойдёт Степану, потому что он очень хорошо собирает лего. Я думаю, у него получиться построить детский сад для лесных зверят. Они останутся довольными.
- Степан, какие атрибуты ты возьмёшь для игры (мастерок, ведро, лопату). Правильно, в ведре ты будешь мешать строительный материал - цемент. Мастерком наносят цемент на кирпич, кладут кирпич на другой кирпич. Цемент помогает кирпичам крепко друг за друга держаться. Поэтому стена дома не падает.
- А теперь, внимательно посмотрите на остальные картинки (убирает картинку с изображением архитектора, каменщика) и подумайте, кем бы вы хотели стать в этой игре: экскаваторщиком, бетонщиком, крановщиком или водителем грузовой машины?
Дети выбирают себе роли (экскаваторщик, бетонщик, каменщик, крановщик, водитель). Воспитатель предлагает каждого, кто выбрал себе роль, рассказать, какие действия он будет выполнять.
Воспитатель:
- Как вы думаете, когда рабочие приходят на работу, они переодеваются? Правильно, они идут в раздевалку и переодеваются. Они носят спецодежду, которая защищает их от пыли, грязи, воды. Как строители защищают свою голову. Правильно, они носят каски.
Дети выбирают себе соответствующие жилеты и каски и идут играть.
Игровые действия:
1. Машины стоят в гараже и на стройплощадке. Дети проверяют свою технику.
2. Экскаваторщики начинают рыть яму.
3. Машина бетономешалка едет на завод за бетоном, а грузовая машина за кирпичом (загружает и выгружает кирпичи). По дороге заправляются бензином в бензоколонке, а на обратном пути заезжают в автомастерскую проверяют колёса, двигатель, ремонт машин.
4. Приезжает бетономешалка и бетонщик начинает заливать фундамент дома.
5. Каменщики готовят инструменты к работе и строительный материал (мастерок, ведро, лопаточка и ёмкость с картинкой «цементный раствор»).
6. Крановщик помогает каменщикам, поднимает кирпичи наверх.
7. Плотник ставит окна и двери.
8. Большая грузовая машина привозит бруски.
9. Все вместе закрывают крышу дома.
Выбор ролей.
Воспитатель:
- У нас остались дети без роли?
- А ещё я сегодня получила заказ от куклы Маши. Она въехала в новый дом и просит перекрасить стены дома. В доме много комнат. Каждую комнату надо покрасить в свой цвет (показывает подсказки – прямоугольники, нарисованные в каждой комнате).
Воспитатель после выполненных действий переворачивает ватман.
Воспитатель:
- Как называют рабочего, который занимается окраской зданий, помещений. Правильно, это маляр.
- А теперь посмотрим, какими инструментами пользуется маляр. (Банки с красками, кисточки, валик, лоток для того, чтобы налить краску).
Воспитатель обращает внимание на инструменты (атрибуты – заменители, которые приготовили для игры.
Воспитатель:
- На стене есть щели, их нужно замазать шпатлёвкой. Для этого у нас есть шпатель, лоток со шпатлёвкой. Набираю шпатлёвку на шпатель, намазываю щели, беру тёрку и выравниваю это место. Показывает свои действия.
- Как называют рабочего, который занимается выравнивание стен. Правильно, это штукатур
- Я думаю, что с этой работой хорошо справятся девочки. Девочки идите в раздевалку переодеваться.
Воспитатель:
- Как только маляры и штукатуры закончат работу, придёт электрик и поменяет в доме розетки и выключатели.
- Какие инструменты нужны электрику? (пассатижи, отвёртка, провода, лампочки, выключатели, индикаторные отвёртки)
- Обязательно он должен носить резиновые перчатки. Как вы думаете, почему? (Чтобы его током не ударило.) Воспитатель обращает внимание на инструменты (атрибуты – заменители, которые приготовили для игры.
Воспитатель:
- А что делают плотники на стройке? (Ответы детей). Правильно, плотники устанавливают окна и двери.
- Какие инструменты нужны плотнику на стройке? (Ответы детей).
Воспитатель обращает внимание на инструменты (атрибуты – заменители, которые приготовили для игры.
- Правильно, молоток и гвозди, электродрель, рулетка, ножовка (чтобы распилить древесину) и т. д.
Дети одеваются в костюм маляра, штукатура, электрика и плотника и начинают играть.
Игровые действия:
1. Штукатур выравнивает стены, маляр красит кисточкой или валиком.
2. Электрик меняет розетки и выключатели.
3. Плотник занимается плотницкими работами, складывает окна и двери в специальные ящики для будущего дома (детского сада).
В конце игры воспитатель принимает работу детей.
Выход из игры :
Воспитатель:
- Мы сегодня построили детский сад для лесных зверят. Осталось внутри дома покрасить стены, провести свет.
- Как вы думаете, мама Зайчиха будет довольна?
- Мне кажется здесь чего - то не хватает. Где зверята будут играть? Правильно, нужно построить песочницу, посадить деревья, цветы, выложить из кирпичиков дорожку. Это мы сделаем в другой раз.
Воспитатель:
- Сегодня мы построили детский сад, сделали ремонт у куклы Маши. Мы молодцы!
- А что вам больше всего понравилось и запомнилось в игре?
- Рабочий день закончился, и пора рабочим возвращаться домой.
В конце игры дети идут переодеваться.