Крамаренко Татьяна Вячеславовна
Конспект сюжетно-дидактической игры «Сундучок бабушки Арины»
▼ Скачать + Заказать документы
Возраст детей 5 – 6 лет
Тема сюжетно-дидактической игры «Сундучок бабушки Арины»
Вид деятельности игровая
Цель педагога Формировать понятие о жанре устного народного творчества – небылице посредствам ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии и методического комплекса «Детский сад-2100» в контексте системно-деятельностного подхода.
Активизация словаря: небылицы, перевертыши, нелепицы, вымысел
Имеющиеся первичные представления,
которые могут быть актуализированы в дидактической игре:
Публикация «Конспект сюжетно-дидактической игры „Сундучок бабушки Арины“» размещена в разделах
Первичные представления о жанрах устного народного творчества: сказка, колыбельная, скороговорка, пословица (поговорка), загадка
Предполагаемая цель ребенка : Помочь бабушке Арине навести порядок в сундучке, разложить картинки в соответствии с жанрами устного народного творчества.
Этапы деятельности.
Мотивационный этап
Педагог вносит сундучок, сообщает, что бабушка Арина подарила нам сундучок с красочными иллюстрациями и схемами. А домовенок Кузя похозяйничал и навел беспорядок внутри него.
( Дети: Проявляют интерес и вступают в диалог и игровые действия.
Выражают желание помочь бабушке Арине навести порядок в сундучке)
Педагог привлекает внимание детей к содержимому сундучка (иллюстрации к сказке, колыбельной, скороговорке, пословице (поговорке), загадке и схемы) и предлагает для рассмотрения.
Педагог проводит подводящий диалог, стимулирующий на помощь бабушке Арине.
- Кто поможет бабушке?
- Как мы можем помочь?
( Дети: Обмениваются информацией, вступают в диалог)
Ориентировочный этап
Организация затруднения - уточнение цели
Педагог предлагает поиграть.
(Дети эмоционально откликаются, выбирают по желанию иллюстрацию или схему. Занимают сектора в соответствии с поставленной задачей. Составляют пары с учетом жанра устного народного творчества.)
Объясняет правила игры - подобрать пару к схеме из предложенных иллюстраций, используя напольную
дидактическую игру «Карусель» по принципу пособия «Кольца Луллия» по ОТСМ-ТРИЗ-РТВ технологии.
И/ З : отождествлять иллюстрацию со схемой в соответствии с жанровыми особенностями устного народного творчества.
Ход игры:
Педагог предлагает выбрать по желанию картинку или схему. Занять место на секторах, найти свою пару. Внутренний круг занимают дети, которые выбрали схему. Внешний круг занимают дети с иллюстрациями, в соответствии со схемой и учетом жанровых особенностей устного народного творчества.
Педагог провоцирует детей на обсуждения и комментарии в ходе составления пар.
( Дети: Эмоционально откликаются. Делают свои предположения. Осознают и принимают цель. Прогнозируют свои действия.)
Организовывает затруднение
На столе остается схема, отображающая небылицу. Педагог обращает на нее внимание детей
Педагог использует подводящий диалог.
- Вам знакома эта схема?
- К каким иллюстрациям ее можно соотнести (затруднение)
Предлагает предположить, что она может означать
( Дети:В ходе игры дети испытывают затруднение: не могут определить новую схему в сектор и соотнести ее с иллюстрациями)
Исполнительский этап
Изложение нового материала
Педагог выставляет на мольберт загадочную схему и иллюстрацию к небылице. Зачитывает стихотворение – небылица. Обращает внимание на характерные особенности жанра.
Предлагает сопоставить схему с иллюстрацией. Провоцирует на обсуждение при рассматривании новой схемы и сравнении ее с иллюстрацией к небылице.
- Что изображено на схеме?
- О чем нам может рассказать эта схема?
- Какие «действия» производят «объекты» в небылицах?
- Может ли это быть на самом деле? Почему?
Педагог уточняет, что в произведении происходят события, которые не соответствуют действительности и являются вымыслом, фантазией.
Изменение игры (усложнение) с введением новой схемы. Игра с новыми объектами, с новой схемой и новыми иллюстрациями.
Педагог предлагает продолжить напольную дидактическую игру «Карусель» в новых условиях.
Во внутреннем круге в свободный сектор добавляется схема символизирующая небылицу. На столе выложены иллюстрации с новым сюжетом, в том числе и небылица.
Предлагает детям объединиться в пары, выбрать картинку по желанию с любым сюжетом и занять сектор во внешнем круге в соответствии со схемой и с учетом жанра устного народного творчества.
В ходе игры педагог акцентирует внимание на схему и картинку с небылицей.
Подведение итога
- Помогли мы бабушке Арине навести порядок в сундучке? Получилось ли поиграть в предложенную бабушкой игру?
- Что нам пришлось для этого сделать?
- К какому виду жанра устного народного творчества относится схема?
(сравнение результата с целью) Используют речь как средство общения и обмена информацией.
(Дети делают комментарии. Отвечают на поставленные вопросы.
Дети работают в парах, самостоятельно выполняют задание.
Отвечают на поставленные вопросы, делают комментарии)
Рефлексивный этап
- Что мы делали? Во что играли и с чем? Что нового узнали?
- Что сегодня вам особенно понравилось?
- Что было интересным?
- Что вызвало затруднения? Дети отвечают. Комментируют.
(Дети Описывают свои эмоции.)
Перспективный этап
Создать условия для совместной деятельности. Где мы можем применить эти новые знания и умения? Как еще можно поиграть? Какую новую игру можно придумать? Какие новые правила ввести?
(Дети Выказывают желание научить родителей или окружающих новой игре. Придумать в кругу семьи новую небылицу.)