Шамулина Марина Геннадьевна
Конспект образовательного мероприятия по патриотическому воспитанию «Спасо-Преображенский собор»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Детский сад "Березка"
«Современное образовательное мероприятие
с дошкольниками по патриотическому воспитанию
«Спасо-Преображенский собор»
Провела воспитатель
Шамулина Марина Геннадьевна
Темочки:
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Православие для детей
- Темочки
г. Переславль-Залесский, 2023 г.
«Спасо-Преображенский собор»
Цель: знакомство детей со Спасо-Преображенским собором.
Задачи:
Образовательные :
• познакомить детей с историей Спасо-Преображенского собора;
• дать первоначальное представление о храмовой архитектуре;
• обогатить словарь детей новыми понятиями «архитектура», «архитектор», «барабан»;
• закрепить знания детей о некоторых соборах г. Переславля-Залесского.
Развивающие:
• развивать внимание, мышление.
Воспитательные :
• воспитывать у детей интерес и любовь к своей малой Родине.
Ход занятия:
1. Ведение в ситуацию:
— Ребята, к нам приехали в гости воспитатели детского сада из другого города. Вот они перед вами. Давайте с ними поздороваемся.
— Проезжая по нашему городу, они увидели белокаменный собор, стоящий в центре площади и хотели бы про него узнать.
— Хотите вы им помочь?
2. Актуализация знаний:
— Ребята, какие соборы есть в нашем городе? (Называют).
— Давайте вместе рассмотрим их архитектуру.
— Ребята, а что такое архитектура? Архитектура — это искусство проектировать и строить здания и другие сооружения.
— Кто из вас знает, как называется профессия человека, который придумывает внешний вид собора — архитектор.
— Ребята, садитесь на стулья.
Слайд 2
— Ребята, как называется этот собор? (Никольский собор)
— Кто из вас там был?
— Не были? Тогда давайте рассмотрим его.
— Никольский собор — самый высокий и живописный. Посмотрите на фасад здания:
— Какие стены? (сделаны в виде арок, а окна? (длинные и узкие, тоже в виде арок).
— Над центральным входом собора можно увидеть икону из мозаики, а при входе, по обеим сторонам — колонны.
— Обратите внимание на купола. Какие они? (Золоченые купола, на них кресты)
Слайд 3
— Какой это собор? (Владимирский собор)
— Чем он вам нравится? (большой, красивый).
— Давайте рассмотрим архитектуру этого собора.
— Какой формы стены? (прямоугольные). А окна какие? (прямоугольные).
— Да, окна прямоугольные, но их отделка в виде арки.
— Как вы думаете, что по своей форме напоминает купол? (шлем, свеча, редиска, луковица, кисточка, шапка, колокольчик, перевернутое сердечко).
Слайд 4
— Ребята, а этот собор вы узнали? (Успенский собор)
— Расскажите, из каких частей он состоит. (Купола, на них кресты, стены прямоугольной формы, окна прямоугольные, а у галереи — арки).
— Вот мы с вами и вспомнили некоторые наши соборы.
— Сейчас я предлагаю игру на внимание.
Слайд 5
— Посмотрите внимательно на все соборы и найдите отличия.
/дети называют отличие, а я называю этот собор
и сравниваю с другими
• Цвет
• Форма окон
• Форма стен
• Кол-во куполов (один-много)
• Размер
3. Затруднение:
— А знаете ли вы, какой собор нашего города самый древний, который построен раньше всех? Не знаете? А хотите узнать?
— А если мы чего-то не знаем, где мы можем это узнать? (Прочитать, через интернет, спросить у воспитателя). Да, ребята, мы можем узнать информацию из этих источников, но, наверно, быстрее будет, если я вам об этом расскажу.
4. Открытие нового знания:
— Самый древний собор города Переславля-Залесского — Спасо-Преображенский.
(Слайд 6)
— А где он находится, может кто-то знает?
/В центре города на Красной площади/
— Спасо-Преображенскому собору столько лет, сколько лет нашему городу. Он был заложен в 1152 году великим князем Юрием Долгоруким.
Если раньше соборы сначала строились из дерева, то Спасо-Преображенский собор сразу был выложен из белокаменных блоков. Стены храма толщиною более метра, поэтому они были крепкие и прочные.
А испытать собору выдалось немало. Он несколько раз был сожжен и ограблен, пережил много войн, но Спасо-Преображенский собор до сих пор остался без изменений.
— Давайте рассмотрим его архитектуру.
Внешний вид собора строг и прост. Белокаменные стены почти не имеют украшений. Окна храма узкие. Основание купола называется барабан, (повторите, как называется основание купола, несколько раз и индивидуально). Его устанавливали для того, чтобы купол возвышался над крышей. Сам купол собора похож на шлем воина, зеленого цвета.
— Хотите, я открою вам одну тайну: чтобы узнать, какой из соборов самый древний, надо посмотреть на количество куполов. У самых древних соборов 1 купол.
—Вот и у нашего Спасо-Преображенского собора тоже 1 купол. Значит, он самый древний.
/Подзываю к себе/
Физкультминутка
Утром рано мы встаём,
Город видим за окном.
Он проснулся, он живёт,
Нас на улицу зовёт.
Мы по городу пойдем,
И к собору подойдем.
Стены мощные стоят,
Окна — арочки глядят,
Купол — главный, словно шлем,
Мы его покажем всем. Подн. руки вверх и опуст. через стороны
Показать руками на окно
Руки на поясе, пружинка в обе стороны
Ходьба на месте
Ходьба по кругу
Разводят руки в стороны
Показать руками арку
Дети делают купол
Смыкают руки в единый купол
5. Включение нового знания в систему знаний:
— Ну что, ребята, узнали вы какой собор в Переславле-Залесском самый древний? Давайте повернемся к гостям и назовем его. (Спасо-Преображенский собор).
— Но чтобы гости смогли не только рассказать, но и показать детям своего детского сада Спасо-Преображенский собор, давайте им сделаем памятный подарок.
— Подумайте, какие сувениры мы можем сделать?
— Я предлагаю вам сделать магнитик с изображением Спасо-Преображенского собора. Хотите?
/Садитесь за столы. Сядьте правильно/
— Обратите внимание на этот образец. (Показываю образец).
Самостоятельная деятельность:
— Посмотрите, как мы будем его делать. Лист кладем вертикально.
1. Сначала возведем белокаменные стены, расположим их снизу листа в центре.
2. Затем берем крышу.
3. На нее устанавливаем барабан.
4. Сверху — купол и крест, а чтобы он превратился в магнитик, я переворачиваю лист и в центре наклеиваю магнит, сняв защитную пленку.
— У вас на столах для этого есть всё необходимое.
— Выложите все детали собора на листе бумаги, чтобы посмотреть, вместился ли ваш собор полностью. Всё поправьте.
— Теперь приклеиваем каждую деталь по очереди.
— Начинаем работу.
— Ой, ребята, какие вы молодцы! У вас получились настоящие магнитики!
— Сувениры готовы, подарите их гостям.
Осмысление:
— Уважаемые гости, вам понравились наши сувениры?
/ребята, теперь повернитесь ко мне/
— Ребята, смогли вы узнать, какой самый древний собор в нашем городе? (Спасо-Преображенский собор)
— Что нового вы про него узнали? (стены толстые, барабан под куполом).
— Кто запомнил, как называется профессия человека, который придумывает внешний вид собора (Архитектор). Запомните эту профессию.
— Ребята, что вам понравилось на занятии?
— Что было самым сложным?
— Вы МОЛОДЦЫ! Говорите гостям до свидания!