Анастасия Анатольевна Ефремова
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Матрёшкины посиделки»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста «Матрёшкины посиделки».
Цель:
Создание условий для знакомства детей с русским народным бытом.
Задачи:
1. Образовательные :
Публикация «Конспект совместной образовательной деятельности с детьми среднего дошкольного возраста „Матрёшкины посиделки“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшки. Конспекты занятий, НОД
- Посиделки
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
Знакомить детей с внутренним убранством русской избы. Продолжать знакомить детей с устным народным творчеством и элементами культуры, включающей в себя знакомство с предметами быта (кухонная утварь, музыкальные инструменты, печь, чугун, ухват).
2. Развивающие:
Развивать творчество и познавательные способности детей с учетом их возрастных и психологических особенностей.
Развивать любознательность, расширять кругозор детей.
Развивать слуховое восприятие, внимание, память, образную речь.
Развивать чувство ритма, координацию движений.
3. Воспитательные:
Воспитывать интерес к русской народной культуре.
Воспитывать уважение к истории русского народа и его традициям.
Материалы и оборудование:
Предметы народного быта: горшки, миски, вышитая скатерть, вязанные дорожки, вышитые полотенца (рушники, ухват, кочерга, коромысло, прялка, плетённые корзины, веники.
Русские народные костюмы для детей и воспитателя.
Русские народные инструменты – ложки.
Аудиозаписи: Русская народная музыка, голос Домовёнка Кузи.
Видео презентация.
Игрушка - Домовёнок Кузя.
Матрёшки.
Мольберты.
Разрезные картинки (герои сказок).
Сундучки маленькие 3 шт.
Сундук большой.
Предварительная работа:
Знакомство детей со старинной утварью. Разучивание пословиц, поговорок. Отгадывание загадок, чтение русских народных сказок, рассматривание иллюстраций к ним. Проведение русских народных игр, хороводов.
Обогащение словаря детей названиями предметов русского народного быта: Самовар, ухват, кочерга, печь, чугунок, сарафан, косоворотка.
Проведение бесед «Русская изба», «Жизнь крестьян в деревне».
Работа с макетом русская изба.
Работа с родителями:
Создание мини музеев: «Русская матрёшка», «Музей русского народного творчества».
Пошив костюмов. Создание альбомов: «Словарь русских народных слов», «Картотека русских народных игр», «Пословицы и поговорки».
Организация посещения родителями совместно с детьми и воспитателем музеев и выставок по декоративно - прикладному народному творчеству. Совместное посещение детского «Театра на Неве» и просмотр спектаклей «По щучьему веленью…», «Морозко», «Сказка о Василисе прекрасной», «Гуси – лебеди и Баба Яга».
Методические приё мы:
Игровой, наглядный, практическая деятельность детей, рассказ воспитателя, вопросы к детям, использование художественной литературы и ИКТ. Поощрение. Сюрпризный момент.
Перспектива: Объединить усилия ДОУ и семьи в создании единого контекста воспитания и развития на основе приобщения детей к истокам народной культуры, воспитание патриота малой Родины.
Технология: Личностно - ориентированного взаимодействия педагога с детьми.
Ход занятия:
Оформление зала: Русская изба. На экране презентация – русская печь.
Звучит русская народная музыка. Детей встречает хозяйка в костюме матрёшки.
Матрёшка – Здравствуйте, гости дорогие! (Кланяется). Проходите, да присаживайтесь по удобнее!
Дети заходят в зал и встают полукругом.
Матрёшка - Гости в дом, хозяйке радость!
В старину долгими зимними вечерами собирались люди в большой избе, где они пели, водили хороводы, рассказывали сказки и работали: вязали, вышивали, плели лапти, корзины, делали игрушки для детей.
Во время рассказа Матрёшка показывает детям лапти, корзину, деревянные русские народные игрушки.
Такие вечера назывались «Посиделками». Вот и сегодня на наши посиделки собралось много гостей из разных деревень. Давайте же поздороваемся друг с другом и с нашими гостями по русскому народному обычаю.
Дети и Матрёшка встают и кланяются друг другу и гостям.
А теперь присаживайтесь, гости дорогие, и я вам расскажу, в какой деревне я живу. А называется эта деревня «Матрёшкино» и живут в ней мои весёлые подружки матрёшечки.
Первую матрёшку смастерили более 100 лет назад, в старинном русском городе Сергиев Посад. Мастер сделал её из дерева, художник раскрасил. Так и появилась розовощекая девочка, наряженная в русский сарафан с рубахой и платочек.
Погляди скорее,
Щечки розовеют.
Пёстренький платочек,
Сарафан в цветочек.
Пухленькие крошки-
Русские матрёшки.
Ребята, смотрите, у меня тоже есть платочки, да не простые, а расписные. Да и девочки наши наряжены в русские сарафаны, так выходите, красны девицы потанцуем с вами любимый танец матрёшек. А вы добры молодцы поддерживайте нас.
Дуйте в дудки, бейте в ложки,
В гости к вам пришли Матрёшки.
Ложки деревянные, Матрёшечки румяные.
Весь народ глядит в окошко,
Танцевать идут матрёшки!
Матрёшка вместе с девочками исполняет танец, под русскую народную музыку.
Матрёшка – Спасибо вам, мои подруженьки! Присаживайтесь.
Но в старину из дерева делали не только игрушки, а ещё и посуду, миски, кружки, вёдра и ложки
В крестьянской семье у каждого члена семьи была своя ложка, которую вырезали из дерева. И в гости тоже всегда ходили со своей ложкой. Даже поговорку сложили «Запасливый гость без ложки не ходит». А, вы ребята, знаете поговорки про ложки?
Примерные ответы детей.
- Хороша ложка к обеду.
- Без своей ложки в гости не ходят.
-Красна ложка едаком, ну а лошадь ездаком.
- Красна ложечка похлёбочкой, а не сухая.
Ложкой не только ели, на ложках можно было ещё и играть. Давайте и мы с вами попробуем поиграть на ложках.
Смотрите, у меня как раз есть корзина с ложками. Да они не простые, а все расписные. Проходите, разбирайте ложечки, да присаживайтесь.
Дети подходят, берут из корзины ложки и рассаживаются на ковре на колени, вместе с Матрёшкой.
Матрёшка – Ложки, ложки расписные!
Ложки золочёные, узоры кручёные,
Хочешь щи хлебай, а хочешь музыку играй!
Я вам буду показывать движения, а вы за мной повторяйте.
Звучит русская народная музыка, дети вместе с матрёшкой играют на ложках.
Матрёшка – Вот как хорошо у нас получилось, молодцы вы ребята! Спасибо вам порадовали меня! Присаживайтесь.
Ребята, а знаете ли вы, что с давних времён в русской избе живёт домовой? Люди его всегда привечали, угощали и не обижали. Вот и у нас в избе живёт домовой, и зовут его Кузьмой. И очень любит наш Кузьма сказки сказывать, да загадки загадывать.
Ребята, а вы хотите с Кузьмой познакомиться?
Ответы детей.
Тогда давайте вместе позовём Кузю.
Дети вместе с Матрёшкой – Кузя!
Из – за печки раздаётся храп (звучит аудиозапись).
Матрёшка – Кузя, ты спишь что – ли? У нас тут такое веселье, выходи, покажись гостям.
Кузя – Веселиться то вы любите, да вот только теперь и я хочу поиграть, приготовил для вас задания, вот коли выполните их тогда выйду да покажусь.
Матрёшка – Ну, что же, Кузьма, мы с ребятами готовы выполнять твои задания.
Кузя – Хочу поиграть с вами в игру, которая называется «Что было раньше, а что сейчас».
На экране: На печки появляются лапти.
Кузя – Раньше люди ходили в лаптях. А вы сейчас в чём ходите?
Ответы детей.
На экране: Лапти падают в сундук, который стоит рядом с печкой.
Матрёшка – Ребята, давайте с вами посмотрим на лапти (достаёт из сундука лапти, предлагает детям их рассмотреть).
На экране: На печки появляется самовар.
Кузя – Раньше люди пили чай из самовара. А сейчас?
Ответы детей.
На экране: Самовар падает в сундук, который стоит рядом с печкой.
Матрёшка достаёт из сундука самовар, предлагает детям рассмотреть его и сравнить с современным чайником.
На экране: На печки появляется чугунок
. Кузя – Раньше люди готовили еду в чугунке. А сейчас ваши мамы, в чём готовят?
Ответы детей.
На экране: Чугунок падает в сундук, который стоит рядом с печкой.
Матрёшка достаёт из сундука чугунок, предлагает детям рассмотреть его.
Кузя – Молодцы ребята! С первым моим заданием вы справились. А теперь, хочу посмотреть я, как вы загадки отгадываете, да какие сказки знаете.
На экране: На печки появляются три сундучка.
Кузя - Приготовил я для вас три сундучка, в каждом сундучке загадка, а для того, чтобы вам её отгадать нужно картинку сложить. Справитесь? А ты, Матрёшка, помоги мне, передай детям, мои сундучки.
На экране: сундучки исчезают с печки.
Матрёшка выносит три сундучка, предлагает детям разделиться на три команды и выбрать любой из сундучков. Затем поочерёдно открывает сундучки и зачитывает загадки. Предлагает детям сложить отгадку (разрезные картинки) на мольберте.
Уплетая калачи,
Ехал парень на печи.
Прокатился по деревне,
И женился на царевне (Емеля).
Баба била — не разбила,
Дед ударил — не разбил.
Баба очень загрустила.
Кто же бабе подсобил?
Прибежала в дом малышка.
Вмиг яйцо разбила (Мышка).
Возле леса, на опушке,
Трое их живет в избушке.
Там три стула и три кружки,
Три кроватки, три подушки.
Угадайте без подсказки,
Кто герои этой сказки? (Три Медведя).
Матрёшка поочерёдно подходит к каждой подгруппе детей, спрашивает, какой герой у них получился и в какой сказке он живёт.
Матрёшка – Выйди, Кузя, посмотри, как ребята твои загадки отгадали, да какие картинки сложили.
Матрёшка выносит из – за печки Кузю.
Кузя – Здравствуйте, красны девицы, да добры молодцы! Я давно за печкой сижу, да всё слышу. Теперь вижу, что и сказки вы знаете, да картинки складывать умеете. Порадовали вы меня. А понравилось ли вам на наших посиделках? Какое из моих заданий вам понравилось?
Ответы детей.
Кузя – Ох, и хороши гости сегодня у нас. И сказки знают, и веселиться умеют. А за то, что вы такие умные, да весёлые приготовил я для вас подарочек, сундучок со сказками. А мне пора обратно за печку возвращаться.
Матрёшка прячет Кузю за печку. На экране появляется Кузя и обращается к детям.
- До свидания, гости дорогие! Заходите к нам ещё на посиделки, мы хорошим людям всегда рады!
Матрёшка и дети прощаются с Кузей.
Кузя исчезает с экрана.
Матрёшка – Вот и подошли к концу наши посиделки. И вам, дорогие мои гости, пора возвращаться в детский сад. Сундучок от Кузи возьмите, будете сказки читать, да нас с Кузей вспоминать.
До свидания!
Матрёшка и дети прощаются друг с другом и с гостями и под музыку выходят из зала.