Надежда Кашина
Конспект совместной деятельности воспитанников и родителей «Путешествие по Югре»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект совместной деятельности воспитанников и родителей
«Путешествие по Югре»
Задачи: Вызвать интерес и желание как можно больше знать о ХМАО;
* уточнить и обобщить эти знания;
* развивать способность наблюдать, строить предложения делать выводы
* приобщать детей и их родителей к истории родного края, своеобразию его животного мира;
* воспитывать любовь к малой родине, гордость за свою семью.
Публикация «Конспект совместной деятельности воспитанников и родителей „Путешествие по Югре“» размещена в разделах
Оборудование: 1. Обручи, разноцветные ленты, верёвки для вожжей;
2. Макет для строительства чума, ткань;
3. Модули;
4. Оформление зала: сосульки, деревья, зимний пейзаж;
5. Атрибуты для игр: разноцветные платки, удочки, «рыбки».
Ход игры.
1. Звучит громкая запись фонограммы песни «Югра», после 1 куплета она затихает, голос за кадром читает в микрофон стихотворение «Тайга» Овсянникова - Заярского
Тайга, тайга, тайга без края
Тайга без края и конца
Стоит в снегу страна лесная
С улыбкой доброго лица
А небосвод в лазурной дымке
Как - будто мир наш сторожит
Лишь солнце бледное в косынке
Подняться к крышам не спешит.
Зима таёжная шагает
Звенит морозцем ясный день
Январь прекрасный убегает
Вот - вот пробьётся к нам капель.
Чтение стихотворения сопровождается слайдами.
2. Воспитатель читает начало хантыйской сказки «Хочу – не хочу»
Беседа, которая выводит на проблему о необходимости знать свой край, на предложение отправиться в путешествие по земле Югорской.
- На чём же мы поедем?
- На оленях. Их используют как транспорт. Для этого оленей запрягают в сани (нарты). В упряжку запрягают сразу нескольких оленей. Управляет упряжкой погонщик (каюр).
С помощью предметов заместителей изготавливается упряжка.
Звучит мелодия песни «Увезу тебя я в тундру».
Слайды с видами природы Югры.
3. Дети увидели белый холм и предлагают остановиться. Оказывается это медвежья берлога.
Медведь — одно из крупнейших животных. У него отменное обоняние и отличный слух, а вот зрением природа медведя обошла. Но запах добычи, особенно по ветру, медведь улавливает на расстоянии нескольких километров. Это и определяет его манеру охоты: он, не спеша, шествует по лесам, принюхиваясь и прислушиваясь, и терпеливо ждет свой час. У медведя прекрасная система ориентации.
Снежная берлога — не просто яма в снегу. В ней просторно, чисто и свежо. Она надежно укрыта от морозов толстой снежной крышей, уплотненными стенками, и потому внутри на десять-двенадцать градусов теплее, чем снаружи.
Взрослые с детьми вспоминают правила безопасного поведения в лесу. Шёпотом проговаривают их.
Предлагается нарисовать знаки безопасности.
Воспитанник подготовительной группы читает стихотворение Огдо Аксёнова «Песня оленевода».
Воспитатель просит тихо, чтобы не разбудить медведя, покинуть это место.
Звучит мелодия песни «Увезу тебя я в тундру».
4. «Путешественники» обращают внимание на рыболова - ханта, сидящего возле озера и ловящего рыбу.
Кто любит рыбачить зимой,
Тот сказку мою поймет.
Украшен снежной каймой
Вдоль берега гулкий лед.
Солнце, как елочный шар,
Висит на ветке еловой,
Клубится облачком пар
Над прорубью черно - лиловой.
И слышится как сквозь сон
Из глуби бездонной, зыбкой
Тихий стеклянный звон:
О чем-то шепчутся рыбки.
Рассказ рыбака.
Каких рыб, обитающих в реках и озерах нашего края, вы знаете?
Рыбы, как и мы, люди, могут видеть, слышать, различать запахи и вкусы, чувствовать прикосновение. Но у рыб есть еще шестое чувство! Вдоль всего тела рыбы от головы до хвоста тянется «боковая линия». «Боковой линией» рыбы воспринимают малейшее колебание воды. Они прекрасно плавают ночью, в мутной воде, не сталкиваясь друг с другом! Хищным рыбам эта линия помогает находить добычу, а нехищным — почувствовать приближение врага.
Хотя и говорят: «Нем, как рыба», но оказывается, что рыбы могут издавать звуки. Они то скрипят, то пощелкивают, то словно что-то шепчут. Рыбьи разговоры могут означать разное: и сигнал опасности, и предупреждение, что территория занята, и приглашение к «обеду».
Рыбки умеют хорошо прятаться! В этом им помогают окраска и форма тела. У некоторых рыб, например, у щуки, на теле отчетливо выделяются темные поперечные полоски. Они помогают щукам оставаться незамеченными среди водорослей.
Слайды «Рыбы наших водоёмов».
Игра «Вылови рыбку».
Звучит мелодия песни «Увезу тебя я в тундру». Участники игры отправляются дальше.
5. Увидели, пасутся олени (слайды).
Беседа об оленях.
Это домашние животные, очень красивые, гордые и выносливые.
Олень может долго бежать и не устает. Его тонкие ноги не проваливаются в снег. Мех оленей используется для пошива одежды, из него строят дома (чумы). Жиром люди смазывают перед дальней дорогой руки и лицо, чтобы не отморозить, а мясом питаются в пути и дома. Олень для человека — очень хороший помощник.
Игры «У оленей дом большой».
«Поймай оленя».
Исполняется песня «Оленёнок».
Звучит мелодия песни «Увезу тебя я в тундру».
6. Участники игры подъезжают к стойбищу. Из чума выходит женщина хантыйка. Приветствует взрослых и детей. Дети выражают желание больше узнать о культуре хантыйского народа.
Танец «Югорские узоры.
Исполнение песен.
Слушание музыки.
Проводятся хантыйские народные игры «Построй чум», «Перетягивание».
Участники благодарят хозяев.
Звучит мелодия песни «Увезу тебя я в тундру».
Возвращение в Нижневартовск, детский сад.
Воспитатель дочитывает сказку, подводит итоги путешествия.