Светлана Лысова
Конспект совместной деятельности в подготовительной группе «Путешествие в зимний лес»
▼ Скачать
Цель: всестороннее гармоничное развития личности, развитие речевых и моральных ка-честв в соответствии с возрастом детей, подготовка к обучению в школе.
Задачи:
Образовательные:
Расширять и систематизировать представления о зимующих птицах, о профессии орни-толог.
Закреплять умения различать по внешнему виду и называть их.
Развивать умение сравнивать разных птиц, выделяя общее и различия.
Расширять, уточнять и активизировать словарь по теме «Зимующие птицы», продолжать учить грамотно отвечать на вопросы воспитателя.
Развивающие:
Публикация «Конспект совместной деятельности в подготовительной группе „Путешествие в зимний лес“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимний лес. Прогулки, путешествия по зимнему лесу
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» январь 2021
Развивать сообразительность, умение самостоятельно решать поставленную задачу в ди-дактической игре.
Развивать зрительное восприятие и произвольное внимание на основе бесед.
Продолжать развивать навыки восприятия звуков, обогащать впечатления детей.
Воспитательные:
Прививать любовь, интерес к птицам, желание заботиться о них.
Формировать навыки бережного отношения к природе.
Формировать умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками, быть доброжела-тельным и корректным собеседником.
Форма проведения: Игровая обучающая ситуация.
Методические приемы: беседа, подвижная игра, дидактическая игра, сюрпризный момент, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, продуктивная деятельность.
Предварительная работа: Рассматривание с детьми иллюстраций, картинок с изображени-ем зимующих птиц, альбома «Птицы» Веретенниковой, вспомнить их названия, характер-ные внешние признаки (хвост, клюв, расцветка перьев, величина, беседа о бережном отно-шении к птицам зимой; чтение рассказа А. Аксенова «Мы – ваши друзья», рассказа «Осень на пороге» Н. Сладкова, беседы с детьми в процессе наблюдения и кормления птиц на про-гулке, чтение энциклопедической и художественной литературы, знакомство с профессией – орнитолог. Слушание музыкальных произведений, записи голосов зимующих птиц.
Детская мастерская: рисование и лепка зимующих птиц.
Формы организации совместной деятельности : Наблюдение, беседа, чтение художествен-ной и энциклопедической литературы, продуктивная деятельность.
Взаимодействие с родителями: Беседа родителей с ребенком о зимующих птицах во время прогулки, обратив внимание на то, какие птицы часто прилетают во двор, парк и т. д; вспомнить стихотворения и загадки о зимующих птицах; провести беседу с ребенком о бе-режном отношении к птицам, о необходимости помощи птицам зимой; изготовление кор-мушек совместно с ребенком и повесить ее на улице.
Словарная работа: перелетные, зимующие, кочующие птицы, снегирь, клест, ученые-орнитологи,
Материалы и оборудование: Предметные картинки с изображением зимующих птиц.
Интеграция образовательных областей: коммуникация, формирование элементарных ма-тематических представление, безопасность, здоровье, труд, физическое развитие, социализа-ция.
Ребенок:
Морозы жестокие в этом году…
Тревожно за яблоньку в нашем саду,
Тревожно за Жучку:
В ее конуре
Такой же морозище,
Как на дворе.
Но больше всего беспокойно за птиц,
За наших воробышков, галок, синиц:
Ведь очень уж холодно в воздухе им.
Поможем ли мы беззащитным таким?
Хором:
Поможем! Их надо кормить,
И тогда
Им будет легко
Пережить холода.
Е. Благинина
Этапы
совместной
деятельности
Деятельность воспитателя
Деятельность
детей
Организационный этап. Продолжительность 3 мин.
Цель: Введение в тему совместной деятельности, со-здание положительного настроя, пробуждение инте-реса к совместной деятельности, постановка про-блемной ситуации. Цель: вовлечение в сов-местную деятельность.
Мотивация, постановка целей.
Вхождение в НОД Тихо звучит запись П. И. Чайковского «Зимнее утро».
Воспитатель предлагает ребятам посмотреть за окошко и спрашивает, какое сейчас время года?
Воспитатель рассказывает, что за окном зима, она замела снегом землю, заковала льдом реки и озера. Морозы заволокли узорами окна. Наступило самое трудное время в жизни всего живого, в том числе и птиц. И для того, чтобы посмотреть, как же птицы живут зимой, воспитатель приглашает детей на про-гулку в зимний лес, вы согласны?
Воспитатель интересуется, на чем мы можем от-правиться в зимний лес, полный сказок и чудес?
Воспитатель выслушивает ответы детей и предла-гает детям отправиться в лес на лыжах.
Упражнение «Метель».
Воспитатель показывает, дети выполняют движе-ния соответственно тексту:
Ух ты, зимушка-зима,
Закружила, замела.
Все дорожки, все пути –
Ни проехать, ни пройти.
Мы на лыжи дружно встали,
Друг за другом побежали.
Ответы детей (зима).
Ответы детей.
Основной этап. Продолжительность 22 мин.
Цель: Вовлечение детей в познавательный процесс, поиск решения проблемной ситуации. Цель: включение детей в процесс поиска решения проблемной ситуации.
Непосредственно образовательная деятельность.
Непосредственно образовательная деятельность.
Отгадывание зага-док.
Физкультминутка.
Непосредственно образовательная деятельность.
Подвижная игра.
Дыхательная гим-настика.
Сюрпризный мо-мент.
Пальчиковая гим-настика.
Воспитатель сообщает о том, что вот они и прибежали в лес.
Кто под снегом спрятал тайны?
Почему река молчит?
Птичья песня не звучит?
Осторожно в лес входите,
Тайны леса не будите.
Воспитатель рассказывает, как сказочно пре-красен лес в ясный зимний день, особенно, ко-гда вдруг блеснет солнечный луч и осветит за-порошенные снегом верхушки деревьев. И вот среди белоснежных хлопьев на ветвях мы ви-дим необыкновенные “цветы”.
Что это за цветы? Это… птицы зимнего леса.
Воспитатель интересуется, почему так тихо в лесу?
Почему не поют птицы?
Воспитатель подводит итог и говорит, что большинство птиц стаями или в одиночку (ку-кушки) покидают родные места и улетают в теплые страны.
Воспитатель спрашивает, как называют та-ких птиц?
Каких перелетных птиц вы знаете? (стрижи, ласточки, иволги, кукушки, журавли, гуси, ле-беди, жаворонки, зяблики, трясогузки, сквор-цы).
Воспитатель показывает картинку с изобра-жением следов птиц, предлагает детям посмот-реть и читает стихотворение В. Берестова «Птицы» :
Точки, крестики, кружочки
Под окном и на снегу.
Мне понятны эти строчки,
Прочитать я их могу.
Это мне письмо прислали
На заре друзья мои.
«С добрым утром!» - написали
Непоседы – воробьи.
Кто рассыпал на снегу
Длинные цыпочки?
Кто рассыпал на снегу
Крестики и точки?
Это птицы на бегу
Оставляют на снегу
Длинные цепочки,
Крестики и точки.
Воспитатель интересуется у ребят, а как они думают, какие птицы оставляют следы на сне-гу?
Воспитатель спрашивает, каких зимующих птиц вы знаете?
Воспитатель предлагает детям узнать, какие же птицы остались в лесу.
Воспитатель говорит о том, что дети уже знают, что есть люди, которые изучают птиц.
Кто помнит, как называется эта профессия?
Чем занимаются ученые-орнитологи.
Воспитатель хвалит детей и соглашается с их ответами, рассказывая, что ученые-орнитологи изучают птиц.
Воспитатель интересуется у детей, хотят ли они стать учеными-орнитологами?
Воспитатель включает запись голосов зиму-ющих птиц и рассказывает о том, что ученые-орнитологи по голосам могут определить, какая птичка поет.
Воспитатель предлагает детям определить, голос какой птицы она слышат.
Воспитатель рассказывает, что ученые - ор-нитологи могут по описанию внешнего вида, повадкам угадать, какая это птица. А вы може-те?
Воспитатель предлагает детям отгадать за-гадки.
Он по-рабочему одет-
Удобно, просто, ловко,
На нем красный берет
И пестрая спецовка.
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит.
Воспитатель предлагает выбрать из предло-женных картинок птицу дятла.
Воспитатель интересуется, как ребята узнали, что это птица дятел.
Воспитатель загадывает следующую загадку.
Как лиса среди зверей,
Эта птица всех хитрей.
Прыгает она у дома,
А зовут ее?
Воспитатель предлагает выбрать из предло-женных картинок птицу ворону.
Воспитатель интересуется, как ребята узнали, что это птица ворона и просит ее описать.
Воспитатель загадывает следующую загадку.
С желтой грудкой у окошка
Собирает шустро крошки
Отгадайте что за птица?
Называется …
Воспитатель предлагает выбрать из предло-женных картинок птичку-синичку.
Воспитатель интересуется, как ребята узнали, что это птица синица. Что любят есть синицы?
Воспитатель загадывает следующую загадку:
Угадайте, что за птица
Скачет по дорожке,
Словно кошки не боится-
Собирает крошки,
А потом на ветку- прыг
И чирикает: «Чик-чирик».
Воспитатель предлагает выбрать из предло-женных картинок птичку воробья.
Воспитатель интересуется, как ребята узнали, что это птица воробей?
Воспитатель предлагает ребятам отдохнуть и превратиться в птичек.
Физкультминутка «Птички».
Воспитатель рассказывает, что с исчезнове-нием перелетных птиц, у нас появляются зим-ние гости, которые прилетают к нам зимовать из северных районов, где суровые зимы. Таких птиц называют кочующими.
Воспитатель показывает изображение птицы клеста и интересуется, знают ли дети, как зовут эту птицу.
Воспитатель говорит, что это птица клест. У клеста все туловище красного цвета. Только крылья черно-белого цвета. Эта птица питается семенами еловых и сосновых шишек, поэтому у него такой формы клюв: верхняя часть изогнут вверх, а нижняя часть – вниз. Клест выводит птиц зимой в самую холодную стужу. Чтобы прокормить своих птенцов семенами шишек.
Воспитатель показывает изображение птицы снегиря и читает стихотворение.
Стынут лапы на морозе
У сосны и ели.
Что за чудо на березе
Яблоки поспели.
Подойду поближе к ней
И глазам не верится:
Стайка алых снегирей
Облепила деревце.
Воспитатель интересуется у ребят, что они знают про снегирей?
Воспитатель выслушивает ответы детей и рассказывает о том, что снегирь — птица, кото-рая прилетает к нам из северного леса. Прилета-ет к нам с появлением первых заморозков. А весной снова улетает в свои северные леса. Воспитатель просит детей описать птицу сне-гиря. Грудка у нее красная, хвост, концы крыль-ев и голова темно – синие, на крыльях по белой полоске. Снегирь питается семенами растений, ягодами рябины.
Снегирь больше воробья. У него яркие перышки, грудка красная. У снегиря толстый короткий клюв черного цвета. Снегирь приле-тает к нам зимовать. Снегирь неповоротливая, медлительная птица, но в полете очень красива.
Воспитатель интересуется у детей, почему снегиря так назвали?
Воспитатель подводит итог: снегири очень яркие, выделяются на фоне белого снега.
Воспитатель рассказывает, что птицы-мальчики называются самцы, а птички-девочки – самки. Воспитатель предлагает сыграть в игру «Найди пару».
Подвижная игра «Найди пару».
Каждому ребенку клеится на одежду картин-ка с изображением птицы. Звучит музыка «Пе-ние птиц». Дети «летают» по «парку», когда музыка заканчивается, каждый ищет себе пару (игра повторяется 2 раза).
Воспитатель спрашивает детей, что страшнее птицам зимой: голод или холод?
Воспитатель соглашается с детьми, что зимой птицам становится нечего есть, и они прилета-ют ближе к жилью человека. Голод убивает страх. Воспитатель рассказывает историю про одну синичку, которая влетела в открытую дверь избы и стала клевать крошки людей. Хо-зяева закрыли дверь, и синичка оказалась в пле-ну. Целую неделю она жила среди людей. За это время она заметно поправилась и ей теперь был уже не страшен мороз, так как жир мог спасти ее от холода, тогда хозяева выпустили ее на во-лю.
Так люди помогли синичке выжить холодной зимой.
Воспитатель объясняет, что птицы – наши друзья, они приносят пользу, поэтому мы долж-ны беречь, любить и охранять птиц.
Появляется ребенок, переодетый птицей. У нее переломано крыло.
Воспитатель спрашивает у птички, что слу-чилось.
Птица рассказывает, что какой-то мальчишка перебил ей крыло, теперь она не может летать, не может добыть себе еду.
Воспитатель спрашивает у детей, как они могут помочь птичке?
Воспитатель соглашается с детьми, предлага-ет перевязать больное крылышко, накормить и напоить птичку.
Ребенок-птичка благодарит детей и уходит.
Воспитатель спрашивает, как люди помога-ют пережить птицам это суровое зимнее время? (Делают кормушки для птиц, подкармливают их, летом сушат семена, ягоды и запасают их на зиму для подкормки птиц).
Покормите птиц зимой
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Не богаты их корма
Горсть одна – и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их – не счесть
Видеть тяжело.
А ведь в нашем сердце есть
И для птиц тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми.
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось
Нам встречать весну. (А. Яшин)
Воспитатель благодарит детей за помощь птицам и сообщает, что путешествие в зимний лес закончилось и им пора возвращаться в группу. Воспитатель и дети прощаются с лесом и выполняют упражнение «Метель».
Упражнение «Метель».
Воспитатель показывает, дети выполняют движения соответственно тексту:
Ух ты, зимушка-зима,
Закружила, замела.
Все дорожки, все пути –
Ни проехать, ни пройти.
Мы на лыжи дружно встали,
Друг за другом побежали.
Воспитатель говорит о том, что они много узнали сегодня о птицах, рассказывает, что ко-гда ученые-орнитологи заканчивают работу по изучению птиц, они пишут статью, работу или книгу. Воспитатель предлагает детям доделать «Паспорт зимующих птиц».
Воспитатель говорит о том, сначала им нуж-но размять пальчики и предлагает детям сделать пальчиковую гимнастику «Кормушка».
Пальчиковая гимнастика "Кормушка".
Сколько птиц к кормушке нашей,
Прилетело? Мы расскажем.
Две синицы, воробей,
Шесть щеглов и голубей,
Дятел в пестрых перышках.
Всем хватило зернышек.
Ответы детей.
Ответы детей (птицы не поют).
Ответы детей (улетели в теплые края).
Ответы детей (перелет-ные).
Ответы детей.
Ответы детей (зимую-щие).
Ответы детей.
Дети соглашаются.
Ответы детей (ученые-орнитологи).
Ответы детей (изучают птиц).
Дети соглашаются.
Дети слушают запись го-лосов птиц и определяют название птицы.
Ответы детей (дятел).
Ребенок выбирает кар-тинку с изображением дятла.
Ответ детей (ворона).
Дети выбирают картинку с изображением вороны.
Ответы детей.
Ответ детей (синица).
Дети выбирают картинку с изображением синицы.
Ответ детей (воробей).
Дети выбирают картинку с изображением воробья.
Ответы детей.
Ответы детей.
Имитируют руками взмахи крыльев и совер-шают повороты тулови-ща в стороны.
Наклон вперед, пальцами рук, собранными вместе, постукивать по колен-кам.
Стоя прямо, совершать взмахи правой рукой.
Стоя прямо, совершать взмахи левой рукой.
Повороты головы вправо – влево.
Имитируют руками взмахи крыльев
Дети садятся на стуль-чики.
Ответ детей (клест).
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Ответы детей.
Дети перевязывают кры-ло, кормят птичку.
Ритмично сжимают и разжимают кулачки.
На каждое название пти-цы загибают по одному пальчику.
Опять сжимают и раз-жимают кулачки.
Заключительный этап. Продолжительность 3 мин.
Цель: подведение итогов, анализ познаватель-ного и эмоционального настроя детей. Цель: обобщение полу-ченных знаний.
Рефлексия.
Воспитатель предлагает детям подойти к сто-лу, взять птичку и наклеить ее на ватман
На лист ватмана крепим птиц, раскрашенных детьми, недостающих птиц. Ватман заранее подписан «зимующие птицы» и изображена схема составления описательного рассказа. (Название, части тела, цвет, где живут, чем пи-таются). - Посмотрите, какой паспорт зимую-щих птиц у нас получился. Что по нему мы мо-жем узнать? Какие птицы. Как называются. Ча-сти тела. Составить рассказ… - Мы с вами в группе подпишем названия птиц. - Этот пас-порт мы поместим в группе. А на этом наша прогулка в лесу завершается. Пора возвращаться в группу.