Наталья Ракитина
Конспект совместной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе «Зимушка-зима»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Создать условия для формирования связной речи посредством интеграции речевой и логико-конструктивной деятельности.
Программные задачи:
1. Образовательная:
• Поддерживать интерес к явлениям неживой природы.
• Учить использовать полученные знания в играх, складывании изображения из кубиков "Сложи узор".
• Обогащать словарь детей образными словами и выражениями ( снежинка: красивая, белая, необыкновенная, хрупкая, пушистая, искристая, волшебная, прозрачная, загадочная).
• Вовлекать детей в речевое и игровое взаимодействие.
2. Развивающая :
Публикация «Конспект совместной деятельности по познавательному развитию в подготовительной группе „Зимушка-зима“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2020
• Развивать память, логическое мышление, внимание, творческое воображение.
3. Воспитательная:
• Воспитывать уважение друг к другу, взаимопомощь.
Материалы, оборудование:
Снежинки, разрезные картинки, мольберт, кубики "Сложи узор", фонограмма. Шкатулка (сюрпризный момент).
Ход занятия:
Звучит музыка Чайковского из сюиты «Времена года».
Педагог: Здравствуйте, уважаемые наши, гости! Мы рады вас всех видеть. Давайте поздороваемся друг с другом, громко скажем: «Доброе утро!».
1. Приветствие:
Доброе утро, солнцу и птицам,
Доброе утро, улыбчивым лицам,
И каждый становится добрым, доверчивым
Пусть доброе утро длится до вечера!
Педагог:
Звонкая погода,
Снега кутерьма,
Это время года
Мы зовем…
Дети: Зима.
Педагог: Правильно, молодцы! (Тихо звучит музыка).
Белые, белые, снежные,
В форточку письма влетают,
Кружатся — тихие, нежные,
И тают, тают, тают…
2. Сюрпризный момент.
Посмотрите, какая большая снежинка залетела к нам в гости! Она не простая — волшебная! Давайте-ка ее рассмотрим.
Это же письмо от Зимушки-Зимы. Сейчас я вам его прочту:
«Здравствуйте, ребята!
Слышала я, что вы веселые, любознательные и находчивые. Захотелось мне проверить, нравится ли вам зимушка-зима?
Посылаю я к вам свою снежинку-пушинку. Принесет она вам задания интересные, а вы покажите свою удаль да находчивость. Все задания вы найдете в моем волшебном сундуке. А путь к нему вам укажет дорожка из снежинок-пушинок».
Педагог: Мы с удовольствием поиграем в снежинкины игры. Ребята, а вы видите волшебную дорожку?
Дети: Вот она. Отправляемся в наше путешествие. (Идем по дорожке).
3. Физкультминутка: «Не боимся мы пороши».
Педагог: Ой, что это такое? Это волшебный сундучок Зимушки-Зимы! (Открываем его). Посмотрите: сколько здесь снежинок, а на них задания для вас. Ай да Зимушка-Зима! Вот ловко придумала!
4. Целевая установка:
1). Вот первое задание:
• Задам я вам сейчас вопросы
Дать ответ на них не просто!
Слушайте внимательно:
Снег на полях,
Лед на реках.
Ветер гуляет.
Когда это бывает? (зимой)
-Что принесла с собой зима? (Снег, снежинки, сугробы, мороз, зимние забавы и развлечения, снегопад, метель)
Педагог: Да, зима принесла много снеговых туч, засыпала все кругом снегом.
-Назовите три зимних месяца.
-Для чего природе зимой нужен снег?
-Из чего состоит снег?
-А без чего деревья зимой погибнут?
Педагог: Молодцы, ребята. Справились с заданием.
- Присядем, отдохнем.
2). Педагог: Зимой происходят разные чудеса! А в сундуке Зимушки-Зимы следующее задание. Вы должны отгадать загадки о зиме.
Педагог помещает отгадку на мольберт.
1) Одеяло белое не руками сделано
не ткалось и не кроилось
с неба на землю свалилось. (Снег).
Педагог: Снег - Какой? (белый, пушистый, серебристый, холодный)
2) Невидимкой, осторожно,
Он является ко мне.
И рисует, как художник,
Он узоры на окне. (Мороз).
Педагог: Мороз - какой? (трескучий, сильный, суровый)
3) Тройка, тройка прилетела,
Скакуны в той тройке белы.
А в санях сидит царица,
Белокоса, белолица.
Как махнула рукавом,
Все покрылось серебром. (Зима).
Педагог: Зима - какая? (снежная, красивая, белоснежная, нарядная)
4) Что за звездочки сквозные
На пальто и на платке.
Все сквозные, вырезные,
А возьмешь – вода в руке. (Снежинки).
3). Педагог: Какие вы молодцы! Вы справились и с этим заданием. Посмотрим, что же еще в сундуке лежит? Встаньте вокруг.
Это снежинки! Рассмотрите рисунок снежинок, опишите их. Какие они?
(Дети по очереди берут снежинку в руки, передавая ее друг другу, описывают).
Дети: Красивая, белая, пушистая, искристая, волшебная, прозрачная, необыкновенная, хрупкая, загадочная, красивая, сказочная, чудесная, блестящая.
Педагог: Мы описали с вами снежинку! Как много замечательных слов вы назвали!
- На что похожи снежинки?
- Сколько лучиков у снежинки?
- Если поймать снежинку и внимательно ее рассмотреть, то вы увидите, какая она красивая. У каждой снежинки 8 лучиков. Снежинки словно из тонкого кружева, с хрупкими лучиками и лепесточками, похожие на сказочные зимние цветы. Поэт собрал вместе ваши слова и у него получилось вот такое стихотворение:
Красивая, блестящая,
Загадочная ты!
Лети, снежинка наша,
Волшебной красоты!
Динамическая пауза «Белые снежинки»
Белые снежинки кружатся с утра, («фонарики»)
Выросли сугробы посреди двора. (руки вверх, в стороны)
Стала от снежинок улица светлей, (повороты вправо-влево)
Только одеваться нужно потеплей. (обхватить себя руками)
4). Педагог: А в волшебном сундуке следующее задание от Зимушки-Зимы 9показывает конверты). В этих конвертах картинки, которые рассыпались на части. Давайте их соберем их! (Каждый ребенок работает индивидуально).
Д/ и: «Собери картинку».
Игра проводится за столами, сидя. У каждого ребенка своя картинка, не похожая друг на друга. Под музыку дети выкладывают свою картинку. Кто справился первый, помогает другому.
Педагог: Пока вы собирали картинки, я слепила из снега снежок (беру мяч, обшитый синтепоном) и предлагаю отдохнуть и поиграть.
5). Дидактическая игра по ТРИЗ - технологиям «Гирлянда ассоциаций»
Бросаю мяч ребенку, говорю слово «зима», в ответ назвать свою ассоциацию, связанную с этим словом.
зима
елка
снег
новый год
метель
солнце
снеговик
лед
шуба
санки
сугроб
снежинка
Педагог: А как вы думаете, чем отличаются снежинки? (Узором, снежинки не похожи одна на другую)
- Ребята, давайте, с помощью нашей фантазии создадим портреты снежинок и все они будут разными и не похожими друг на друга.
- Создавать снежинки можно из разных материалов. Как вы думаете, каких? (ответы детей)
-Вот и следующее задание из сундучка Зимушки-зимы.
Мы коробочку откроем,
Чудо-схему мы возьмем.
И из кубиков волшебных,
Снежинок разных соберем.
-О каких кубиках говорится в этом стихотворении? (О кубиках "Сложи узор")
Как вы думаете, что нам понадобится? для того, чтобы выполнить это задание? (Кубики, схемы)
Проблемная ситуация: педагог показывает детям 1/2 схемы снежинок.
- Почему из целой снежинки могла остаться только половинка.
- Что могло произойти со снежинкой? (Обратить внимание детей, что в зависимости от погоды меняется форма снежинок: при сильном морозе снежинки выпадают в форме твёрдых крупных звёздочек; при слабом морозе они напоминают белые твёрдые шарики, которые называют крупой; при сильном ветре летят очень мелкие снежинки, так как лучики у них обломаны).
-Как нам быть в этой ситуации?
- Можем ли мы сами справиться с этим заданием?
Детям предлагается самостоятельно выбрать схемы для составления узора снежинки из кубиков "Сложи узор".
7. Подведение итогов:
Педагог: Ребята, вы - маленькие волшебники, посмотрите, с каким сложным заданием вы справились самостоятельно. Появилось много снежинок: похожи ли они одна на другую?
- Почему?
-Молодцы, вы проявили находчивость и показали свою смекалку.
-Заглянем в волшебный сундучок: есть ли там еще для нас задания? (ответы детей).
-Что вам запомнилось и понравилось больше всего?
-Так для чего нужен снег зимой?