Валентина Шкундина
Конспект совместной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе «Снежная тайна»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад «Хрусталик»
Конспект
по опытно-экспериментальной деятельности в старшей логопедической группе
«Снежная тайна»
воспитатель: Шкундина Валентина Павловна
с. Первомайский
2022 год
Конспект по опытно - экспериментальной деятельности в старшей группе на тему : "Снежная тайна"
Публикация «Конспект совместной деятельности по опытно-экспериментальной деятельности в старшей группе „Снежная тайна“» размещена в разделах
- Зима
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
Образовательная область: «Познавательное развитие»
Цель: Создание условий для развития познавательной активности детей в процессе экспериментирования со снегом.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить со свойствами снега через опытно – экспериментальную деятельность;
- закрепить знание детей о зимних явлениях;
- закрепить правила безопасного поведения детей во время проведения экспериментальной деятельности;
Развивающие:
- развивать навыки опытно – экспериментальной деятельности, через исследование свойств снега;
- развивать умение анализировать, делать выводы, обобщать полученные знания;
- развивать связную речь
Воспитательные:
- воспитывать интерес к экспериментальной деятельности
- воспитывать, самостоятельность, аккуратность, желание добиваться положительного результата в процессе работы; коллективизм;
Предварительная работа: рассматривание иллюстраций по теме «Зима», чтение художественной литературы по теме «Зима», наблюдение за снегом, снегопадом во время прогулки, разучивание пальчиковых игр.
Материалы и оборудование: магнитная доска, карточки-символы «Свойства снега», медицинские шапочки, пластиковый контейнер со снегом, полоски из бумаги трех цветов (белый, серый, голубой, пластиковая ложка, по два пластиковых блюдца, сухие салфетки по количеству детей.
Ход совместной деятельности
I. Вводная часть:
Приветствие: Дети стоят в кругу.
«Доброе утро улыбчивым лицам!
Доброе утро солнцу и птицам!
Пусть каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро продлится до вечера!
Предлагаю пройти к своим стульям и сесть.
Воспитатель: Ребята, на почту нашего детского сада пришло письмо, давайте его прочитаем?
Дети: Да
Воспитатель: Открывает письмо, читает: «Здравствуйте, ребята, пишет вам Незнайка из цветочного города, вчера я встретил полярную сову, она сказала мне, что в тундре, откуда она прилетела, есть много снега, а я снега не видел и ничего о нем не знаю, помогите мне пожалуйста, расскажите о снеге?»
II. Основная часть.
Воспитатель: Ребята, вот такая проблема у Незнайки, мы можем ему помочь? Можем, мы, как настоящие ученые, подготовить научный доклад о снеге для Незнайки?
Дети: Да
Воспитатель: Хорошо, прежде чем начать, я хочу поиграть с вами, проходите ко мне и встаньте в круг.
Д/и «Узнай зимние слова»
Я буду называть слова, если вы услышите слово, которое связанно с зимой хлопните в ладоши один раз, вот так, если слово не связанно с зимой нужно убрать руки за спину, начнем? (вьюга, капель, снег, проталины, листопад, лыжи, коньки, метель, декабрь, снегопад, лед, лыжи, пляж, грибы, жара, новый год)
Молодцы! Чтобы рассказать Незнайке о снеге, нам необходимо изучить снег, согласны?
Воспитатель: Молодцы!
Воспитатель: Ребята, чтобы составить научный доклад для Незнайки о снеге, нам необходимо его изучить?
Предлагаю пройти в нашу лабораторию, надеть халаты и шапочки ученых исследователей.
Опыт 1. «Определение цвет»
Воспитатель: Посмотрите, перед вами контейнер, в который мы положили снег, скажите, пожалуйста, какого он цвета.
А я думаю, серого.
Предлагаю проверить, возьмем полоски бумаги, поднесем к снегу и сравним. Кто из нас прав, почему?
Дети: «Потому что полоска бумаги и снег, одинаковые по цвету!»
Воспитатель: (Прикрепляет к магнитной доске карточку белого цвета). Обратите внимание на доску, сюда мы будем помещать специальные схемы, обозначающие свойства снега.
Опыт 2. «Определение запаха снега»
Воспитатель: Как вы думаете, снег имеет запах?
Воспитатель: Предлагаю проверить, возьмите ложкой немного снега из контейнера и понюхаем снег.
Воспитатель: Ребята, снег имеет запах?
Дети: Снег не имеет запаха.
Ребенок вывешивает на магнитную доску карточку с изображением перечеркнутого носа.
Опыт 3. «Из чего состоит снег»
Воспитатель: Ребята, как вы думаете, из чего состоит снег?
Дети: Из воды?
Воспитатель: Предлагаю в этом убедиться, возьмите ложкой немного снега из контейнера и положите его на ладонь, а теперь сожмите руку в кулак и подержите над тарелкой. Что происходит?
Дети: Появляется вода
Воспитатель: Какой вывод можно сделать? Вытирайте руки салфеткой.
Ребенок вывешивает на магнитную доску карточку с нарисованной каплей воды.
Опыт 4. «Воздействие температуры»
Воспитатель: Как вы считаете, почему появилась вода?
Дети: потому, что растаял снег.
Воспитатель: Верно, а почему растаял снег?
Дети: потому, что руки теплые, а снег холодный.
Воспитатель: Правильно, температура наших рук выше, чем температура снега, то есть наши руки теплее, чем снег, поэтому снег тает.
Ребенок вывешивает на доску карточку с изображением термометра.
Воспитатель: Молодцы. Вы хорошо поработали, а теперь немного отдохнем. Проходите на ковер и встаньте в круг.
Физминутка:
Как на горке снег, снег, (встаем на носочки, руки вверх) И под горкой снег, снег. (приседаем) И на елке снег, снег, (встаем, руки в стороны) И под елкой снег, снег. (обхватываем себя руками) А под снегом спит медведь, (покачались из стороны в сторону, руки согнутые в локтях, перед грудью, ладони от себя) Тише, тише, не шуметь. (пальчик к губам, шепотом).
Воспитатель: Молодцы! Проходите за стол. Садитесь! Продолжается работа в лаборатории
Опыт 5 «Определение прозрачности снега»
Воспитатель: Ребята, а сейчас возьмите фишки и положите их на тарелки, возьмите ложкой немного снега из контейнера и положите на синюю фишку. Теперь возьмем стакан с водой и нальем немного воды на красную фишку. Теперь посмотрите на блюдца, и сравните воду и снег. В каком блюдце видно фишку? А в том блюдце, где лежит снег фишку видно?
Какой вывод мы можем сделать? Через воду можно увидеть предмет, значит вода прозрачная, сквозь снег предмет увидеть нельзя, значит снег какой?
Дети: Сквозь снег предмет увидеть нельзя, значит снег не прозрачный.
Воспитатель: Верно. Молодцы!
Ребенок вывешивает на доску карточку с изображением фишки под снегом.
Опыт 6 «Исследование талой воды»
Ребята, посмотрите снег в наших контейнерах начинает превращаться в воду, как вы думаете, почему это происходит?
Правильно, снег превратился в воду, потому что в группе тепло, как вы думаете чистая эта вода или нет? Предлагаю проверить.
Возьмите пустой стакан, накройте его тканью, и сделайте в ткани небольшое углубление, а теперь, придерживая оставшийся снег, перельем воду из контейнера в стакан через ткань, осторожно, чтобы не пролить воду.
Теперь рассмотрим ткань через лупу. Какой вывод можно сделать?
Да, снег хоть и белый по цвету, но в нем могут содержаться частички песка и пыли. Ребята, а кто-нибудь из вас пробовал есть снег? Но мы с вами убедились снег грязный и есть его нельзя.
Карточка с изображением перечеркнутого рта.
Воспитатель: А что можно делать со снегом?
Дети: Со снегом можно играть, лепить снеговика, когда снег сырой; строить ледяную горку и крепости, играть в снежки.
Ребенок вывешивает карточку с изображением зимних забав.
Воспитатель: Ребята, сейчас, я предлагаю составить научный доклад о снеге по схемам и записать его, а после отправить Незнайке. Я начну, а вы продолжите.
Рассказ о свойствах снега по схемам.
«Снег белого цвета, у снега нет запаха, он состоит из воды, при повышении температуры снег тает, снег не прозрачный, сквозь него невозможно увидеть предмет, снег нельзя есть, потому что он грязный, в нем содержатся маленькие частички пыли и песка, со снегом можно играть, например в снежки.
Воспитатель: Очень хорошо, я сегодня зайду на почту и отправлю Незнайке наш научный доклад о снеге?
III. Заключительная часть (рефлексия) «Снежный ком»
Воспитатель: Подойдите все ко мне, давайте сделаем круг. Посмотрите, у меня в руке волшебный снежок, я ему хочу сказать: сегодня мы с ребятами составили научный доклад для Незнайки о свойствах снега. Расскажите, и вы, что вам больше всего понравилось. С какими трудностями вы столкнулись.
Упражнение «Встретимся опять»
Воспитатель и дети в кругу, протягивают вперед левую руку «от сердца, от души» (получается пирамида из ладошек) и говорят традиционные слова: «Раз, два, три, четыре, пять – скоро встретимся опять!».
Вы хорошо потрудились сегодня и порадовали меня, большое вам спасибо, я хочу вручить каждому из вас подарок, эту медаль «Исследователь снега»